В этом разделе указываются технико-организационные параметры используемых методов сбора данных (МСД). Если речь идет об анализе документов, то следует указать, какие именно источники (статистические формы, планы, отчеты и т.д.) будут изучаться; будут ли использоваться традиционные методы или формализованный анализ содержания. При использовании контент-анализа к программе следует приложить кодировочные карточки и инструкции для кодировщиков. Использование метода опроса также требует описания его технико-организационной структуры: применяется ли анкетирование, интервьюирование или смешанная стратегия; где проводится опрос: по месту жительства, месту работы или в целевой аудитории (в кино, на приеме в ведомственной поликлинике, в заводских пунктах службы быта, в профилактории и т.п.)? Какая конкретно разновидность анкетирования применяется: раздаточная, курьерская, на рабочих местах; групповое (аудиторное) анкетирование; в присутствии анкетера или без него; почтовое, прессовое анкетирование? Столь же подробно надо охарактеризовать и методику интервьюирования: к программе желательно приложить инструкции для анкетеров (интервьюеров) и бланки вопросников.
Методы сбора информации, используемые в программе.
Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное.
Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).
|
Социологическое наблюдение – целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).
Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и др.
Методы обработки и анализа данных
В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.
Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.
С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обрабатывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анализировать; 4) интерпретировать.
|
4. Организационный план исследования
Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, традиционной для любого плана работы, включающего содержание выполняемых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.
Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:
♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследования: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организационных условий для проведения полевого исследования (время, помещение, условия, оргтехника);
♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;
♦ проведение пробного исследования;
♦ тиражирование методического инструментария;
♦ проведение основного исследования;
♦ обработка результатов исследования;
♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования;
♦ обоснование теоретических выводов исследования;
♦ разработка практических рекомендаций;
♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;
♦ внедрение практических рекомендаций и (или) контроль за их внедрением;
|
♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.
Научный отчет
После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению различают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья — специалистам, а публикация в прессе — широкой публике.
Объем научного отчета в фундаментальном исследовании очень большой, а его структура повторяет в основных чертах программу исследования. Краткая форма отчета о фундаментальном исследовании состоит из 22-24 страниц (обычно по количеству вопросов в анкете). Краткий вариант прикладного отчета не превышает 10 страниц.
Структура отчета.
Титульный лист
Титульный лист несет первичную информацию для заказчика или другого читателя. На нем листе должны присутствовать следующие элементы:
1. Название исследования или программы
2. Тип документа (аналитический отчет, программа). Как правило, на титуле ставится указание на то, что данный документ не является публикацией (в русском варианте «на правах рукописи», в английском «Draft»).
3. Гриф организации-заказчика, или исполнителя, или оба грифа. Какие именно организации должны быть указаны, согласуется заказчиком и исполнителем.
4. Заказчик и Исполнитель (независимо от того, названы ли они на грифе).
Если в качестве Заказчика и Исполнителя выступают организации, должно быть указано их полное и точное наименование на момент сдачи отчета.
5. Дата сдачи и приемки отчета и бланки для подписей представителя Заказчика и Исполнителя, осуществляющих акт приемки-сдачи отчета. На этих бланках обычно предусматривается место для печати соответствующих организаций. Если исполнитель – физическое лицо, не выступающее в данном отчете как представитель организации, место для печати, естественно не требуется.
6. Год и месяц, в течение которых проводилось исследование. Если исследование велось в течение нескольких лет, обычно указывается последний год.
7. Номер экземпляра отчета. Обычно отчеты готовятся в нескольких (не менее двух) экземплярах. Чаще всего сдаются три экземпляра: два передаются Заказчику, один остается у Исполнителя. Все экземпляры, в том числе и тот, который остается у Исполнителя, оформляются одинаково, включая подписи и печати. Это необходимо для того, чтобы предотвратить неконтролируемое распространение информации, содержащейся в отчете (если такая потребность существует). В тех случаях, когда Заказчик и Исполнитель заинтересованы в более широком распространении отчета, готовится большее количество экземпляров (до нескольких десятков). В этом случае экземпляры также нумеруются и составляется список рассылки отчета. Адреса рассылки составляются Заказчиком, либо Исполнителем по согласованию с Заказчиком и подписываются обеими сторонами.
9. В случае необходимости на титуле выставляются специальные грифы, ограничивающие распространение материалов отчета: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно». Два последних грифа имеют право выставлять только государственные структуры, имеющие на это полномочия. Гриф «Для служебного пользования» может выставить любая организация. Наличие этого грифа означает что данный отчет может передаваться третьим лицам только с ведома руководителей организации, в которую осуществлена рассылка. Материалы отчета не могут появиться в открытой печати без письменного согласия Заказчика.
10. Оборотная сторона титульного листа иногда используется для перечисления участников авторского коллектива (если отчет носит коллективный характер); однако для этих целей лучше пользоваться Предисловием. Традиции оформления титульного листа в принципе не различаются в России и в англоязычных странах.
Оглавление.
1. Количество разделов основной части отчета не должно быть слишком большим. Нормальное их количество – 3-5. Меньшее число разделов означает, что отчет практически не имеет четкой структуры.
2. Наряду с заголовками можно использовать и подзаголовка. Однако в оглавлении отчета нецелесообразно выделять более двух уровней. Число подразделов в каждом разделе также не должно быть чрезмерно большим; обычно оно колеблется в пределах 3- 5 единиц.
3. Внутри подразделов (параграфов) также могут быть содержательные единицы. Чем больше смысловых единиц, тем легче читать отчет и тем проще в нем ориентироваться. Наиболее мелкие разделы в русскоязычной традиции принято называть «фонариками». Категорически не рекомендуется выносить названия фонариков в оглавление отчета, так как это затрудняет его чтение.
4. Необходимо следить, чтобы объем различных разделов отчета не различался слишком сильно. Плохо, если, например, объем всей первой главы – 5 страниц, а второго параграфа третьей главы – 15 страниц.
5. Названия глав должны отражать основное их содержание.
6. Часто встречающаяся ошибка при написании отчетов, диссертаций, и т.д., состоит в том, что заголовок подраздела дословно или фактически повторяет название раздела. Таких ситуаций следует избегать.
7. Для удобства ориентации в тексте целесообразно использовать нумерацию разделов. Наиболее распространенный способ состоит в использовании многоярусной нумерации, при котором первая цифра означает номер раздела отчета, следующая цифра после точки – номер подраздела, и т.д.
8. Нельзя забывать, что в оглавлении обязательно должны быть указаны страницы, на которых начинается тот или иной раздел. Количество страниц и их нумерация нередко меняются в самом конце периода подготовки отчета. Поэтому оглавление обычно оформляется в самом конце работы над отчетом, когда его структура сложилась окончательно.
9. Список таблиц и рисунков необходимо иметь до брошюровки отчета, с тем, чтобы не перепутать их порядок и не упустить какую-либо из иллюстраций. Нумерацию иллюстраций также лучше делать двойной. Первый индекс обозначает номер раздела, второй – порядковый номер иллюстрации в рамках этого раздела.
Аннотация.
Аннотация предназначается не для Заказчика, а для более широкого круга возможных читателей отчета, а также для включения отчета в каталоги. Объем аннотации обычно не превышает 10-20 строк. Задача этого раздела состоит в том, чтобы человек, взявший в руки Ваш отчет, мог бы решить, читать ли ему его, или нет. В аннотации называется основная цель проведения исследования, объект, на котором оно проводилось, тип использованного инструментария (анкетный опрос, интервью) и других источников; иногда упоминается основной вывод.
Благодарности.
Выражение благодарностей – хороший тон, принятый в деловых отношениях в западных фирмах, и, к сожалению, пока почти не привившийся у нас. В этом разделе необходимо упомянуть тех, кто безвозмездно, или почти безвозмездно, помогал авторскому коллективу в подготовке отчета. Здесь обычно упоминаются:
• руководители фирм Заказчика и Исполнителя, если они сами не являются соавторами отчета;
• консультанты, к помощи которых Вам пришлось прибегнуть в процессе проведения исследования и подготовки отчета;
• технические сотрудники, не входящие в состав авторского коллектива;
• добровольные рецензенты – коллеги, которые читали Ваш отчет и высказали по нему критические замечания.
Благодарности могут составлять самостоятельный текст, помещаемый до оглавления, либо в конце Введения.
Резюме.
В отличие от аннотации, которая, как уже говорилось, занимает около 0,2 страницы и предназначена для широкого круга читателей, резюме – это краткое изложение основных положений отчета, как бы отчет в миниатюре.
Объем резюме может составлять от 1-2 до 4-5 страниц.
В резюме должны найти отражение:
• основные цели и задачи исследования;
• характеристика выборки и использованных методов;
• основные выводы исследования;
• рекомендации по практическому применению результатов исследований и по дальнейшему развитию исследований в данном направлении.
Резюме позволяет заинтересованному читателю судить, какую именно информацию он может получить из отчета. Оно содержит также указание на то, каким группам читателей может быть наиболее интересен данный отчет.
Именно резюме обычно публикуется в подготовительных материалах конференций. Резюме можно разместить в самом начале, до оглавления, либо в конце основной части. Аннотация и резюме не упоминаются в оглавление отчета.