Основными критериями оценки по итогам преддипломной практики являются:
– полнота собранного материала согласно индивидуальному заданию;
– логическая последовательность при изложении материала в отчете и докладе и систематизация материала;
– понимание и осмысление содержания приведенных экономических терминов и показателей;
– аккуратность, последовательность при оформлении дневника преддипломной практики;
– аккуратность и соблюдение СТУ СМК 4.04 – 2011 «Стандарт учреждения. Общие требования к оформлению текстовых документов» при оформлении отчета;
– умение обобщать, делать выводы, анализировать приведенные экономические показатели, сравнивать с аналогичными среднестатистическими показателями по отрасли, городу, области, республике;
– умение предложить способы (пути) улучшения (совершенствования) работы отделов, ведение документации и прочее;
– умение в сжатой форме изложить материал при докладе, подтвердив его фактами из практики.
Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся
по преддипломной практике
Отметка в баллах | Показатели оценки |
Неумение выполнять приемы работы в соответствии с заданием | |
Неточное выполнение приемов работы с существенными ошибками в соответствии с заданием. Несоблюдение требований работы с документами, приводящее к существенным ошибкам. Нарушение требований безопасности труда | |
Неточное выполнение приемов работы с единичными существенными ошибками в соответствии с заданием. Несоблюдение требований работы с документами, приводящее к существенным ошибкам. Нарушение требований безопасности труда | |
Применение теоретических знаний в знакомой ситуации с единичными существенными ошибками. Недостаточное владение приемами работ, наличие несущественных ошибок, исправляемых с помощью руководителя практики. Незначительные отклонения от установленных требований работы с документами. Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен неаккуратно, без соблюдения стандартов, без практических расчетов и информации о предприятии | |
Осознанное применение теоретических знаний в практической ситуации. Наличие несущественных ошибок. Недостаточное владение приемами работы с документами при наличии единичных несущественных ошибок, исправляемых с помощью руководителя практики. Выполнение работы с документами в основном в соответствии с требованиями с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно. Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен неаккуратно, стандарты соблюдены частично, без практических расчетов и информации о предприятии | |
Полное и осознанное применение теоретических знаний в практической ситуации. Наличие несущественных ошибок. Владение приемами работы с документами при наличии отдельных несущественных ошибок, исправляемых самостоятельно учащимся. Самостоятельное выполнение работы с документами с применением освоенных приемов и в основном в соответствии с требованиями работы с документами с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно учащимся (возможна несущественная помощь руководителя практики). Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен аккуратно, с небольшими нарушениями стандартов, приведена информация о предприятии, но не по всем вопросам индивидуального задания, нет обоснованных выводов | |
Полное, прочное и осознанное применение теоретических знаний в практической ситуации. Наличие единичных несущественных ошибок. Владение приемами работы с документами при наличии единичных несущественных ошибок, |
|
|
Отметка в баллах | Показатели оценки |
исправляемых самостоятельно учащимся. Самостоятельное выполнение работы с документами с применением освоенных приемов и в соответствии с требованиями работы с документами (возможна несущественная помощь руководителя практики). Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен аккуратно, но имеют место несколько несущественных нарушений стандартов, приведена информация о предприятии без практических расчетов и выводов | |
Полное, прочное, глубокое и осознанное применение теоретических знаний в практической ситуации. Наличие единичных несущественных ошибок. Владение приемами работы с документами при наличии единичных несущественных ошибок, исправляемых самостоятельно учащимся. Самостоятельное выполнение работы с документами с применением освоенных приемов и в соответствии с требованиями работы с документами (возможна несущественная помощь руководителя практики). Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен аккуратно, соблюдены все стандарты, приведена информация о предприятии, есть практические расчеты. Но не по всем вопросам индивидуального задания, нет обоснованных выводов | |
Полное, прочное, глубокое и системное применение теоретических знаний в частично измененной ситуации. Поиск новых способов решения практических задач. Уверенное и точное владение приемами работы с документами. Самостоятельное выполнение работы с документами с применением освоенных приемов и в полном соответствии с требованиями работы с документами в незнакомой ситуации. Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен аккуратно, соблюдены все стандарты, приведена информация о предприятии, есть практические расчеты по всем вопросам индивидуального задания, составлены обоснованные выводы | |
Полное, прочное, глубокое, системное и свободное применение теоретических знаний в незнакомой ситуации. Поиск новых способов решения практических задач. Уверенное и точное владение приемами работы с документами. Демонстрация рациональных способов решения практических задач. Выполнение творческих работ и заданий. Самостоятельное выполнение работы с документами с применением освоенных приемов и в полном соответствии с требованиями работы с документами в незнакомой ситуации. Соблюдение требований безопасности труда. Отчет выполнен аккуратно, соблюдены все стандарты, приведена информация о предприятии, есть практические расчеты по всем вопросам индивидуального задания, составлены обоснованные выводы и предложения |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
|
Раздел и тема практики | Количество дней |
Вводное занятие в УО «МГПК» Вводное занятие на предприятии 1 Общее ознакомление с предприятием (организацией) 2 Организация планирования на предприятии 2.1 Виды и характеристика планов предприятия (организации) 2.2 Основные показатели планирования на предприятии (организации) за два периода 3 Правовое обеспечение предпринимательской деятельности 3.1 Правовой статус предприятия с учетом его организационно- правовой формы; 3.2 Структура и функции юридической службы (отдела) предприятия (организации) 4 Анализ хозяйственной деятельности предприятия (организации) 4.1 Анализ выполнения производственной программы предприятия (организации) 4.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприя- тия (организации) 4.3 Анализ эффективности использования основных фондов предприя- тия (организации) 4.4 Анализ эффективности использования материальных ресурсов 4.5 Анализ себестоимости продукции 4.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (организации) 4.7 Оценка финансового состояния предприятия (организации) 5 Изучение вопросов к государственному комплексному экзамену по специальности 2-26 02 03 «Маркетинг» Оформление отчета по преддипломной практике Конференция по результатам преддипломной практики | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ
Наименование и содержание раздела, темы | Формируемые умения и навыки | Виды выполняемых работ | Место работы |
Вводное занятие в УО «МГПК» | Сформировать знания о: – целях и задачах преддипломной практики; – требованиях по оформлению отчета. Выработать умение соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, трудовую дисциплину | Ознакомление: – с программой практики; – индивидуальным заданием; – образцом отчета по преддипломной практике; – вопросами по экономическим дисциплинам к комплексному государственному экзамену; – дневником преддипломной практики; – инструкцией по технике безопасности | УО «Могилевский государственный политехнический колледж» |
Вводное занятие на предприятии (организации) | Сформировать навыки соблюдения внутреннего распорядка предприятия (организации), правил техники безопасности и охраны труда | Оформление учащихся на предприятии; прохождение инструктажа по технике безопасности и ознакомление с внутренним распорядком и требованиями к дисциплине труда. | Отдел кадров Отдел подготовки специалистов Отдел по технике безопасности и охране окружающей среды |
1 Общее ознакомление с предприятием (организацией) | Сформировать знания о предмете и основных целях деятельности предприятия (организации). Сформировать практические навыки анализировать организационную структуру предприятия (организации); давать характеристику видам деятельности организации, выпускаемой продукции (услугам); анализировать рынки сбыта продукции (услуг) | Общее ознакомление с предприятием (организацией), его целями, видами деятельности, продукцией (услугами), организационной структурой, основными рынками сбыта продукции (услуг) | Отдел маркетинга |
2 Организация планирования на предприятии 2.1 Виды и характеристика планов предприятия (организации) | Сформировать практические навыки давать характеристику планам предприятия (организации) | Ознакомление с видами планов и изучение содержания планов предприятия (организации) | Плановый (планово-экономический) отдел |
2.2 Основные показатели планирования на предприятии (организации) за два периода | Сформировать практические навыки расчета основных показателей планирования на предприятии (организации). | Изучение и расчет основных показателей планирования на предприятии (организации) | Плановый (планово-экономический) отдел Производственно-диспетчерский отдел |
3 Правовое обеспечение предпринимательской деятельности предприятия (организации) 3.1 Правовой статус предприятия (организации) с учетом его организационно-правовой формы | Сформировать умения анализировать правовой статус предприятия (организации). | Изучение: – состава учредителей (участников), их прав и обязанностей; – размер уставного фонда и доли участников в нем; органы управления и их полномочия; порядок отчуждения доли и выхода из состава участников; ответственность участников по обязательствам предприятия; порядок реорганизации и ликвидации. Рассмотреть правовой статус имущества предприятия. | Юридический отдел |
3.2 Структура и функции юридической службы (отдела) предприятия (организации) | Сформировать умения давать характеристику структуры и функций юридической службы (отдела) предприятия (организации) | Изучение положения о работе юридической службы (отдела) предприятия (организации) | Юридический отдел |
4 Анализ хозяйственной деятельности предприятия (организации) 4.1 Анализ выполнения производственной программы предприятия (организации) | Закрепить практические навыки проводить анализ: –объема и структуры выпуска продукции; – ритмичности производства продукции; – выполнения договорных обязательств по поставкам продукции; – технического уровня и качества продукции; – резервов роста объемов производства. | Изучение и анализ: – плановых и оперативных планов-графиков; – данных текущей и годовой отчетности; – баланса предприятия; – отчета о прибылях и убытках; – данных текущего бухгалтерского и статистического учета: – карточек складского учета готовой продукции | Бухгалтерия Плановый (планово-экономический) отдел |
4.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (организации) | Закрепить практические навыки проводить анализ: – обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; – использования фонда рабочего времени; – производительности труда. | Изучение и анализ: – плана экономического и социального развития предприятия; – статистической отчетности по труду; – отчета о движении рабочей силы; – данных табельного учета и отдела кадров. | Плановый (планово-экономический) отдел Отдел организации труда и заработной платы |
4.3 Анализ эффективности использования основных фондов предприятия (организации) | Закрепить практические навыки проводить анализ: – обеспеченности предприятия основными фондами и технического состояния ОПФ; – фондоотдачи; – использования оборудования. | Изучение и анализ: – бизнес-плана предприятия: – плана технического развития предприятия, – баланса предприятия; – отчета о наличии и движении основных средств; – баланса производственной мощности; | Бухгалтерия Плановый (планово-экономический) отдел Производственный отдел |
4.4 Анализ эффективности использования материальных ресурсов | Закрепить практические навыки проводить анализ: – состояния складских запасов; – обобщающих и частных показателей, применяемых для оценки эффективности использования материальных ресурсов; – факторов изменения общей материалоемкости продукции. | Изучение и анализ: – бизнес-плана; – данных оперативно-технического и бухгалтерского учета; – сведений аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов; – плановых и отчетных калькуляций себестоимости продукции; – отчета о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг). | Бухгалтерия Отдел материально-технического обеспечения Плановый (планово-экономический) отдел |
4.5 Анализ себестоимости продукции | Закрепить практические навыки проводить анализ: – структуры и динамики себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям расходов; – затрат на 1 рубль продукции; – прямых материальных и трудовых затрат; – косвенных затрат в структуре продукции; – резервов снижения себестоимости продукции. | Изучение и анализ: – отчета о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации); – данных текущего бухгалтерского учета (журнал-ордер № 10); – калькуляций отдельных изделии. | Плановый (планово-экономический) отдел |
4.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (организации) | Закрепить практические навыки проводить анализ: – формирования и динамики прибыли предприятия; – факторов, влияющих на уровень рентабельности; – распределения и использования прибыли. Сформировать умения выявлять резервы повышения прибыли и рентабельности. | Изучение и анализ: – отчета о прибылях и убытках; – бизнес-плана предприятия (организации); – данных аналитического бухгалтерского учета. | Плановый (планово-экономический) отдел Финансовый отдел Бухгалтерия |
4.7 Оценка финансового состояния предприятия (организации) | Закрепить практические навыки проводить анализ: – платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (организации); – показателей ликвидности баланса. | Изучение и анализ: – бухгалтерского баланса; – отчета о прибылях и убытках; – отчета о движении капитала; – данных первичного бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. | Бухгалтерия Финансовый отдел |
5 Изучение вопросов к государственному комплексному экзамену по специальности 2-26 02 03 «Маркетинг» | Закрепить знания по экономическим дисциплинам, вынесенным на государственный экзамен по специальности 2-26 02 03 «Маркетинг» | Изучение вопросов по экономическим дисциплинам, вынесенным на государственный экзамен по специальности 2-26 02 03 «Маркетинг» | Плановый (планово-экономический) отдел Финансовый отдел Бухгалтерия Отдел сбыта Отдел маркетинга |
Оформление отчета по производственной преддипломной практике | Сформировать умения и навыки по оформлению отчета по практике, выражая свои мысли в тексте отчета в логической последовательности | Обработка и анализ документов, собранных во время преддипломной практики Оформление отчета по преддипломной практике | УО «Могилевский государственный политехнический колледж» |
Конференция по результатам преддипломной практики | Сформировать умения излагать в сжатой форме материала при докладе, подтверждать его примерами из практики работы предприятия | Сдача отчета по преддипломной практике и дневника преддипломной практики | УО «Могилевский государственный политехнический колледж» |
Список используемых источников
1 Положение о практике учащихся средних специальных учебных заведений Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16.11.2001 №1672 с изменениями и дополнениями от 26.02.2010
2 Квалификационная характеристика специалиста экономиста по маркетингу со средним специальным образованием
3 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник. / И.Л. Акулич. – 5-е издание, исправл. – Минск: Вышэйшая школа, 2007.– 479с.
4 Васильев, Г.А., Основы рекламной деятельности: учебное пособие для вузов. / Г.А. Васильев, В.А. Поляков.– Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5 Головачев, А.С. Экономика предприятия. В двух частях: учебное пособие. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2008.– 447с.
6 Ермаков, В.В. Рекламное дело: учебное пособие. / В.В Ермаков. – Москва: «Новое знание», 2004.
7 Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: учебное пособие. / Т.В. Карпей. – издание 4-е, переработанное и дополненное. – Минск: Дизайн ПРО, 2004. – 328с.
8 Картер, К.М. Эффективная реклама. / К.М. Картер.– МТ-Пресс, 2001.
9 Колеснева, Е.П. Рекламная деятельность: учебное пособие. / Е.П. Колеснева.– Минск: ТетраСистемс, 2009.
10 Новицкий, Н.И. Организация промышленного производства: учебное пособие. / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; под ред. проф. Н.И. Новицкого. – Минск:
РИПО, 2008. – 393 с.
11 Песоцкий, Е.И. Современная реклама. / Е.И. Песоцкий. – РнД: Феникс, 2001.
12 Стражев, В.И.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник. / под общ.ред. В.И. Стражева. – 6-е издание. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 480с.
13 Титкова, Л.М. Рекламная деятельность. / Л.М. Титкова. – Минск: Дизайн ПРО, 2005.
14 Хапенков, В.Н., Сагинова, О.В. Федюнин, Д.В. Организация рекламной деятельности: учебное пособие / В.Н. Хапенков, О.В. Сагинова, Д.В. Федюнин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
15 Логистика / под редакцией Б. А. Аникина. – Москва: ИНФРА, – М, 2005.– 368с.
16 Основы логистики: учебное пособие / А.М. Гаджинский. – Москва: ИВЦ «Маркетинг», 1995.– 124с.
17 Прикладной маркетинг: учебное пособие. / под редакцией В.А. Михаревой. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 431 с.