УРОВНИ,ФОРМЫ И МЕТОЛДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ




Научное познание — это:

· когнитивная основа человеческой деятельности;

· социально обусловленная деятельность;

· знание, имеющее разную степень достоверности.

Будучи специфическим видом знания научное знание должно отвечать ряду критериев, среди которых предсказательная сила, верифицируемость (проверяемость на практике), системность и согласованность результатов[

Научное познание – высший уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.

Научное познание имеет 2 уровня:

- эмпирический

- теоретический.

1) Эмпирический уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента:

- чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления)

- их первичное теоретическое осмысление, первичную понятийную обработку.

Эмпирическое познание использует 2 основные формы изучений:

-наблюдение

- эксперимент.

Основной единицей эмпирического знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть:

- свободным (производиться лишь с помощью человеческих органов чувств)

- приборным (осуществляться с помощью приборов)

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).

Источником научного знания являются факты.

Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.

2) Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей, концепций.

Научное познание имеет 3 основных формы:

-проблема

- гипотеза

- теория.

1) Проблема – научный вопрос. Вопрос представляет собой вопросительное суждение, возникает только на уровне логического познания. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы спец.научные средства познания – научная система понятий, методика исследования, технического оснащение и т.д.

Проблема имеет свою структуру: предварительное, частичное знание о предмете иопределенное наукой незнание, выражающее основное направление познавательной деятельности. Проблема – противоречивое единство знания и знания о незнании.

2) Гипотеза – предположительное решение проблемы. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длительного поиска такого решения, выдвижения гипотез как различных вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончательный выбор одной из них или их синтез.

3) Теория – высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отдельную область действительности. Теория включает свои теоретические основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части.

Описание – характеристика соответствующей области действительности.

Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть?

Научное познание имеет методы исследования – способы познания, подходы к действительности:

- наиболее общий метод, разрабатываемый философией,

- общенаучные методы,

- специфические частные методы отдельных наук.

1) Человеческое познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т.е. должно опираться на всеобщий метод познания. В современной науке это диалектико-материалестический метод.

2) К общенаучным методам относятся:

- обобщение и абстрагирование

-анализ и синтез

-индукция и дедукция.

Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Логическое обобщение опирается на полученное на уровне представления и далее выделяет все более существенные признаки.

Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Все человеческое понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существенные признаки вещей.

Анализ – мысленное расчленение целого на части.

Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Анализ и синтез – противоположные мыслительные процессы. Однако ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и противоречий.

Индукция – движение мысли от единичного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к единичному.

3) Каждая наука обладает также своими специфическими методами, которые вытекают из ее основных теоретических установок.

Метатеоретический уровень-является более общим уровнем научного знания по сравнению с эмпирическим и теоретическим уровнями, внутренне связан с ними в процессе развития научного знания и конкретизирован для каждой научной теории.

В качестве основных составных частей включает в себя общенаучное знание (общенаучная картина мира, общенаучные методологические, логические и аксиологические принципы) и философские основания науки.

Метатеоретический уровень в математике образуют метаматематика и металогика. В естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень состоит из соответствующих картин мира, а также общенаучных и философских принципов[2].

Источники:

· К. Р. Поппер Логика и рост научного знания. — М.,1983.

· Алексашина И. Ю., Галактионов К. В., Дмитриев И. С. и др. Естествознание: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Под ред. И. Ю. Алексашиной. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 270 с. — (Лабиринт: Академический школьный учебник).

· В. В. Косолапов Гносеологическая природа научного факта. — К., 1964.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: