Особенности организационного построения




Оптовой торговли в нашей стране и за рубежом

Организационные особенности зарубежной

Оптовой торговли

 

При определении пути и перспектив оптовой торговли в Российской Федерации большую пользу может принести изучение опыта развития оптовой торговли и ее состояния в государствах с рыночной экономикой. В этом смысле особый интерес представляет опыт США – государства, имеющего большой размер территории, сравнительно низкий уровень территориальной концентрации производства, высокий показатель внутренних перевозок и являющегося к тому же самым развитым в экономическом отношении.

В оптовой торговле США можно выделить три основные группы предприятий.

1. Независимые оптовые посредники, приобретающие товары и имеющие на них право собственности. По общей численности оптовых предприятий на них приходится около 80%, по численности работников – 76%; по объему продаж – 52%. Они располагают 85% всех складских мощностей оптовой торговли. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что на эту категорию оптовых предприятий ложится основная тяжесть оптовой торговли, они хранят, формируют товарный ассортимент, кредитуют розничных торговцев и мелких производителей. К этой группе относят обычно и дистрибьюторов.

2. Сбытовые организации промышленных компаний двух видов: оптовые базы и оптовые конторы. Оптовые базы выполняют функции, характерные для независимых посредников, имеют оптовые запасы, хранят их на собственных складах. Оптовые конторы непосредственных операций с товарами не ведут, своих запасов не имеют, а продают товары со складов промышленной компании, которой эти конторы подчинены, имеют только образцы продаваемых товаров. На долю этой группы оптовиков приходится 12% численности предприятий; 20% – численности работников; 40% – объема продажи и 13% складских
мощностей.

Сбытовые организации характерны для наиболее крупных промышленных компаний и корпораций (Дженерал Моторс, ИБМ, Проктер энд Гембл и др.), которые до 40% своей продукции продают через собственные оптовые структуры. Корпорации-производители создают территориально разветвленную сеть распределительных центров своей продукции между независимыми дистрибьюторами, непосредственно обслуживающими потребителей товарами.

3. К этой группе относятся агенты, брокеры, комиссионеры. Их удельный вес в числе предприятий – 9%, в численности работников – 4%; в объеме продаж – 8% и в складских мощностях всего – 2%. Эти предприятия не приобретают титул собственности на товар и не принимают на себя риск, связанный с покупкой. Общая черта всех предприятий этой группы – выполнение функции посредничества.

Агенты могут быть промышленными и торговыми, они связаны длительными связями соответственно с промышленными или торговыми предприятиями, получают от них большие права, действуют на постоянной основе, берут платежи за услуги или работают на комиссионных началах. Агенты могут торговать не всеми товарами фирмы, а какой-то их группой, обычно имеют свой район деятельности.

Свою специфику имеют предприятия-брокеры. Им необходимо хорошо знать свой рынок и быстро выполнять поручения продавца или покупателя. Их главная функция – сведение продавца и покупателя товара, поэтому они прежде всего должны знать спрос и предложение обслуживаемого региона. Товарные брокеры не занимаются хранением и доставкой товара, не предоставляют кредита своим клиентам, поэтому имеют низкий уровень издержек по отношению к обороту (2–2,5%).

Комиссионеры (в отличие от агентов и брокеров) имеют товары в наличии и продают их от своего имени, но с поступлением денег на счет владельца. Они осуществляют хранение, обработку товаров, кредитование клиентов, заключают договоры с транспортными хозяйствами. Поэтому их издержки значительно выше, чем у агентов, и составляют 6,5–7%. Комиссионеры часто используются для продажи излишних товаров.

Таковы наиболее характерные особенности структуры оптовой торговли потребительскими товарами США, насчитывающей 420 тыс. организаций, включая производителей, осуществляющих функции оптовой торговли.

Следует отметить, что оптовая торговля США наряду с традиционными функциями осуществляет и функции, не характерные пока для российских оптовых предприятий:

обеспечение маркетинговой и технической поддержки производителя или поставщика и розничного потребителя;

предоставление финансовой помощи как производителям, так и розничной торговле;

решение проблемы возврата товаров и т.д.

Все оптовики США объединены в ассоциации оптовой торговли на основе специализации по торговле какими-либо группами товаров. Таких ассоциаций насчитывается более 120, они, в свою очередь, объединены в национальную ассоциацию оптовой торговли с собственной исследовательской организацией, обеспечивающей верхние эшелоны управления необходимой экономической и управленческой информацией.

Для США характерно комбинирование оптовых и розничных функций, когда розничные предприятия устанавливают прямые контакты с производителями товаров, а оптовые организации реализуют товары непосредственно населению (до 3,5% оптового товарооборота). Для современной экономики свойственно проникновение промышленного капитала в торговлю (прежде всего, в оптовую).

В Америке происходит также слияние предприятий оптовой и розничной торговли, образуются оптово-розничные объединения двух видов:

добровольные цепи – объединение оптовых фирм и розничных торговцев, которые ведут совместные закупки, рекламу, осуществляют единую сбытовую политику, имеют единое фирменное название;

кооперативные ассоциации розничных компаний для оптовых закупок и организации товароснабжения.

Американские специалисты отмечают следующие тенденции, характерные для оптовой торговли в последние 20 лет: постоянно возрастает доля независимых оптовых организаций за счет сокращения удельного веса оптовой деятельности производителей, агентов, брокеров (т.е. предприятий, отнесенных выше ко второй и третьей группам оптовых структур).

Каждое независимое оптовое предприятие в настоящее время закупает товары в среднем у 133 поставщиков и продает их 533 потребителям. Доля прибыли оптовиков очень мала (0,85% – в пищевой промышленности), поэтому мелкие поставщики не выдерживают конкурентной борьбы, а побеждают более крупные, которым удается наращивать производительность труда. Оптовики вынуждены диверсифицировать обслуживаемые рынки или реализуемые товары. В то же время другие оптовики наоборот идут по пути более узкой специализации на какой-либо потребительской нише или потребности.

По основным характеристикам оптовая торговли Германии во многом сходна с оптовой торговлей США, но есть и некоторые особенности. Здесь оптовые предприятия по требованию покупателя проводят маркировку товара розничной ценой, по желанию розничной торговли проводят их подготовку для продажи потребителям, контролируют качество в соответствии со строго установленными нормами.

В ФРГ считают важным соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации, которая повышает производительность труда. В оптовой торговле Германии лидируют оптово-розничные объединения, представленные, главным образом, «свободными торговыми цепями». Возглавляет такое объединение обычно оптовая фирма, закупающая товары для магазинов объединения. Она же может их кредитовать, оказывать рекламные и консультационные услуги. Предприятия такого объединения формально самостоятельны, но экономически зависят от крупных оптовых (или промышленных) фирм.

Таковы наиболее общие особенности оптовой торговли потребительскими товарами в развитых рыночных странах. Следует выделить специфические оптовые структуры по торговле продовольственными скоропортящимися товарами, ранее в России не существовавшие. Такой структурой, предназначенной для оптовой продажи сельскохозяйственной продукции и скоропортящихся продовольственных товаров, являются оптовые рынки. Особенность этой формы оптовой торговли в том, что в сжатые сроки удается снабдить магазины и предприятия массового питания самой свежей продукцией: охлажденным мясом, живой или охлажденной рыбой, свежими ягодами, фруктами, молоком и молочными продуктами и т.д. Свежая продукция подвозится на рынок вечером или ночью, продажа начинается в 4–5 часов утра, а доставляются закупленные товары в магазины уже к открытию.

Например, во Франции оптовая торговля скоропортящимися товарами ведется на 19 рынках общенационального значения и на четырех близких к ним городских оптовых рынках. Под Парижем в Рюнжи находится крупнейший в мире рынок, занимающий 200 га. Рынком управляет общество смешанной экономики. В общество входят представители государственной власти, муниципалитета Парижа, департамента, торгово-промышленной палаты, сельскохозяйственной палаты и ассоциации оптовых фирм, действующих на рынке. Рынок имеет около 2000 оптовых фирм с персоналом 20 тыс. человек. Рядом с рынком на 115 га расположены 118 фирм, обслуживающих оптовый рынок – это складские и транспортные предприятия.

На рынке в Рюнжи представлены 874 фирмы-комиссионеры, ведущие торговлю:

овощами и фруктами – 296;

срезанными цветами и в горшочках – 208;

мясопродуктами – 138;

рыбой – 106;

молочными продуктами – 79;

несколькими группами товаров – 47.

Кроме того, на рынке действуют 788 фирм-производителей сельскохозяйственной продукции, самостоятельно реализующих свою продукцию. Площадь рыбного павильона насчитывает 20 тыс. кв. м, здесь работают 86 оптовых фирм. О широте представленного на рынке ассортимента свидетельствуют такие цифры: только молочные продукты насчитывают от 300 до 1000 ассортиментных позиций.

Важнейшими функциями оптовых фирм по торговле овощами и фруктами являются: дозревание, хранение запасов, фасовка и упаковка, товароснабжение розничной сети. Оптовые фирмы, торгующие на рынке, рассчитываются со своими поставщиками на комиссионных началах с различным порядком установления цены, их вознаграждение составляет обычно 10–12% от товарооборота.

В Германии имеется 28 подобных рынков, они работают как на прибыльной, так и бесприбыльной основе. Из 19 рынков общенационального значения Франции только одна четверть их работает на прибыльной основе.

Большую роль оптовые рынки продовольственных товаров играют в Японии. Эти рынки в основном организуют муниципалитеты, получающие от маклеров рынка регулярную информацию о состоянии торговли. По ряду товаров маклеры обязаны согласовывать цены со службами муниципалитета.

Кроме того, в Японии имеется большое количество сельскохозяйственных кооперативов, выполняющих самые различные функции, в том числе хранение, фасовку и продажу сельхозпродукции. Представляет интерес порядок финансирования строительства и содержания кооперативныхцентров хранения и продажи: 50% расходов – из государственного бюджета; по 10% расходов – из средств префектуры и города, а 30% расходов покрываются за счет кооперативов и фермеров-производителей, которые к тому же для этих целей могут получить льготный кредит. Такие торговые центры оснащены современными хранилищами, мощной холодильной техникой, компьютерными системами хранения, учета наличия и продажи товаров.

Овощи в этом случае продаются на овощном аукционе специальным аукционистом и его помощниками, прямые сделки с покупателями здесь не приняты, так как считается, что обезличка товаров помогает формировать правильную рыночную цену.

Становление полноценной рыночной экономики и включение в действие всех рыночных механизмов невозможно без создания соответствующих рыночных структур, эффективность которых подтверждена многолетним опытом работы в рыночных условиях.

 

3.2.2. Организация оптовой торговли

в Российской Федерации

 

К моменту либерализации экономики оптовая торговля России представляла собой достаточно мощную, стабильную сеть оптовых предприятий различной специализации, равномерно размещенных на территории страны. Для всех оптовых предприятий были определены территории (область, край, автономная республика), на которых они действовали. Товарные профили всех оптовых предприятий были жестко унифицированы, их деятельность по всем показателям регламентировалась Центром, зона деятельности ограничивалась территорией, на которой они были размещены. Все оптовые предприятия, размещенные в областях, краях и автономиях России, входили в состав оптовых объединений, подчиненных Министерству торговли.

Кроме оптовых объединений Министерства торговли, оптовую торговлю в стране осуществляли оптовые структуры систем ОРСов, продснабов, непромышленных министерств и ведомств, деятельность которых носила внутриведомственный характер, так как они снабжали розничную сеть по обслуживанию работников своих министерств и ведомств.

Собственной сетью оптовых предприятий располагала и система потребительской кооперации, но ее роль в оптовом товарообороте не была существенной. Она зависела от государственной оптовой торговли и жестко регламентировалась Центром. По существу, вся оптовая торговля в России была монополизирована государством.

К моменту реформирования экономики страны и перехода к рыночным отношениям в России сформировалась одноканальная система товародвижения, не соответствовавшая требованиям рыночного развития ни по организационной структуре, ни по количеству предприятий.

Для сравнения можно привести следующие данные обеспечения территорий оптовыми предприятиями в нашей стране и развитых странах с рыночной экономикой. Если в Российской Федерации в начале 1990-х годов в среднем по регионам размещения (область, край, автономия) приходилось 20–25 оптовых предприятий, то в США – более 8 тыс. на один штат, во
Франции – более 10 тыс. на один департамент, в Германии – около 10 тыс. на одну землю.

Количественный дефицит оптовых предприятий усиливался тем, что приватизация розничной торговли привела к образованию большого числа средних и малых самостоятельных предприятий, нормальное товароснабжение которых требовало изменений и в структуре обслуживающей их оптовой торговли.

Смена экономического курса хозяйственного развития Российской Федерации, приватизация оптовой торговли в первые годы либерализации экономики (1992–1995 гг.) привели ее в кризисное состояние. Общеэкономический кризис российской экономики, выразившийся в резком падении производства потребительских товаров, уровня жизни населения и платежеспособного спроса, стремительной инфляции, неэффективности налоговой политики, низкой обеспеченности, а порой – и в отсутствии оборотных средств у производственных и торговых предприятий, вызвал распад сложившейся и существовавшей десятилетиями системы оптовой торговли потребительскими товарами.

В этих сложных экономических условиях начинает создаваться новая структура оптовой торговли. Она характеризуется быстрым увеличением числа оптовых посредников, в том числе и с теневым капиталом, ростом торговых надбавок и взвинчиванием цен. Увеличение надбавок в значительной степени объясняется повышением расходов оптовых предприятий в связи с ростом налогов, повышением процентов за кредит, увеличением транспортных тарифов, арендной платы и т.д. Вся тяжесть налогового бремени ложится прежде всего на крупные оптовые предприятия, так как основными законопослушными налогоплательщиками становятся официально зарегистрированные, стабильно работающие оптовые предприятия. Экономическая результативность их деятельности снижается. Как следствие, бывшие крупные государственные оптовые структуры ликвидируются, перестраиваются, меняют свой ассортиментный профиль. Их место в оптовой торговле занимают многочисленные посреднические структуры.

Децентрализация и либерализация оптового рынка способствовала росту числа оптовых предприятий, оптовых посредников различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

По данным всероссийской переписи предприятий торговли, на 1 мая 1995 г. их насчитывалось 41,6 тыс. Основная часть этих предприятий сосредоточена в Центральном (24,3%), Поволжском (11,3%), Уральском (11,5%), Западно-Сибирском (13,8%) экономических районах. В целом по Российской Федерации 95% предприятий находились в это время в негосударственном секторе и только 5% – в государственном. Государственные – это наиболее крупные, имеющие большие объемы товарооборота предприятия. Из общего числа предприятий, возникших при перестройке,
12,4 тыс. (30%) только прошли регистрацию, а к выполнению коммерческих операций так и не приступили. Численность работников этих предприятий составляет 40,9 тыс. человек (6,1% от общей численности работающих в оптовой торговле).

У 15,6 тыс. предприятий (37,5% в общей численности) оптовый оборот за апрель 1995 г. составил менее 1 млн р. Большинство предприятий не имели четко выраженной специализации и, как правило, собственной материально-технической базы. Из общего числа предприятий только 8,4% создано путем приватизации, а 91,6% – заново.

В последние годы наметилась тенденция сокращения числа оптовых предприятий и укрупнения их. Это обстоятельство, безусловно, имеет позитивный характер. Но процесс укрупнения оптовых фирм идет очень медленно. До сих пор существует множество мелких частных предприятий, которые просто не в состоянии организовать современную оптовую торговлю с оказанием широкого спектра услуг своим покупателям – предприятиям розничной торговли. Тем более они не могут эффективно работать с крупными промышленными предприятиями – производителями потребительских товаров.

По численности работающих основная часть предприятий оптовой торговли (90%) относится к малым, среди них 98% приходится на предприятия негосударственного сектора. Более половины (58%) мелких частных предприятий имеют среднесписочную численность работающих до пяти человек.

Следует отметить, что разрушенная в годы перестройки система оптовой торговли воссоздается очень тяжело и хаотично. Концепция развития оптовой торговли товарами народного потребления, которая была принята комитетом Российской Федерации по торговле в 1994 г., не смогла оказать на развитие оптовой торговли какого-либо организующего влияния, так как к моменту ее появления системы оптовой торговли уже не было, а 95% предприятий было приватизировано.

Перспективным направлением развития торговли в условиях рынка является переход на многоканальность, когда производитель по своему усмотрению реализует товар либо через свою фирменную сеть, либо через оптовые предприятия, либо напрямую через розничную сеть (рис. 11).

 
 

 

 


Фирменный магазин Оптовое торговое предприятие Розничное торговое предприятие Внешнеторговая фирма Оптово-розничное предприятие Производство

Розничное предприятие
Оптовое предприятие

Розничное предприятие Магазин Розничное торговое предприятие

Потребитель

 

Рис. 11. Варианты многоканальной системы продвижения

Товаров к потребителю

 

В настоящее время создается широкая сеть оптовых предприятий, формирующих рыночную инфраструктуру: независимые оптовые предприятия, оптовые рынки, мелкооптовые базы-магазины, торгово-промышленные группы, ассоциации оптовых предприятий, межотраслевые объединения, коммерческие центры, акционерные отраслевые оптовые предприятия, оптово-розничные и коммерческие центры и т.д.

Оптовые предприятия, имея широкие горизонтальные связи с производителями и розничной торговлей, более гибко и эффективно совершают акты купли-продажи, стимулируя деятельность как производителя, так и продавца розничной торговли. А поскольку рынок потребительских товаров не монополизирован и характеризуется большим числом продавцов товара и покупателей, то каждый из них имеет относительно небольшую долю в общем объеме продукции данного вида, что создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка потребительских товаров.

В российских оптовых структурах в последние годы получили заметное развитие оптовые рынки. В отличие от зарубежных эти рынки осуществляют торговлю не столько сельскохозяйственными продуктами, сколько вообще продовольственными товарами, а также в определенной мере и непродовольственными. Появление таких рынков в городах России обусловлено необходимостью товароснабжения вновь появившихся небольших магазинов и мелкорозничной сети. За короткое время оптовые рынки показали свою жизнеспособность, они постоянно развиваются и укрепляют свою материально-техническую базу. В 1993 г. комитет Российской Федерации по торговле разработал «Методические рекомендации по формированию оптовых рынков в единой системе товародвижения (концептуальный подход)».

Эти рекомендации содержат определение:

роли, места, задач и значения оптового рынка как самостоятельного элемента системы товародвижения;

видов оптовых рынков и их классификации с учетом особенностей территориального деления и экономического
развития РФ;

организационно-правовой основы функционирования оптовых рынков;

экономической основы функционирования оптовых
рынков;

ассортиментного профиля оптовых рынков;

внутренней организационной структуры оптового рынка и системы его управления;

некоторых технико-экономических параметров различных видов оптовых рынков;

возможных вариантов создания оптовых рынков и реализации целей его учредителей.

В современных условиях России оптовый рынок – это организационная и экономическая хозяйственная структура, выражающая интересы ее добровольных учредителей и образованная для проведения на постоянной основе в оперативном режиме оптовых торговых операций в определенном месте по специальным правилам. Товарный ассортимент оптовых рынков должен быть представлен, главным образом, скоропортящимися продовольственными товарами.

В соответствии с главными целями создания оптовые рынки призваны решить следующие задачи:

концентрация конкретных потребительских товаров в конкретном месте;

упрощение и ускорение движения товара к конечному потребителю;

ускорение и облегчение финансовых взаиморасчетов и платежей;

формирование реальной рыночной цены на потребительские товары;

обеспечение концентрации объективной информации о спросе и предложении потребительских товаров и ее передача соответствующим производителям и торговым структурам.

Оптовые продовольственные рынки не должны быть субъектами оптовой торговой деятельности, их функция заключается в организации оптового оборота, всяческого содействования ему. Такие рынки могут быть учреждены отдельными физическими, юридическими лицами или органами государственной власти, а также коллективом физических, юридических лиц при участии органов государственной власти.

С позиций административно-территориального деления Российской Федерации оптовые рынки могут быть межрегиональными (национальными, федеральными) и региональными. По ассортименту оптовые рынки могут быть универсальными и специализированными.

Рассматривая при создании рынка вопрос о его конкретной организационно-правовой форме, следует отметить, что это может быть государственная или муниципальная структура, частная, а также акционерное общество.

Наиболее предпочтительной является акционерная форма функционирования оптового рынка, что объясняется следующими причинами.

Во-первых, акционерное общество при расширении своей деятельности может привлекать дополнительные финансовые средства за счет выпуска новых акций.

Во-вторых, мировая торговая практика свидетельствует, что наиболее высокий имидж имеют предприятия, созданные в форме акционерных обществ.

Как торгово-экономическая структура, призванная обеспечивать благоприятные условия для ведения оптовой торговой деятельности разнообразными коммерческими структурами, оптовый рынок должен функционировать как бесприбыльное предприятие. Все затраты, которые несет оптовый рынок по созданию необходимой инфраструктуры торгового обслуживания, закладываются в тарифы на предоставление соответствующих услуг.

Вместе с тем реально существующая возможность создания оптового рынка как частного предприятия дает возможность его работы на прибыльной основе. Эта особенность может распространяться на другие организационно-правовые формы его функционирования.

Оптовые рынки могут обеспечить значительную часть оборота продовольственных товаров. Во Франции, например, доля оптовых продовольственных рынков в обеспечении оптового оборота овощей и фруктов достигает 50%.

Как считают специалисты, наиболее вероятный показатель участия оптовых рынков в обеспечении оборота продовольственных товаров в России 20–30%.

В России наиболее развитую сеть оптовых рынков имеет Москва, где насчитывается более 50 мелкооптовых рынков. Однако название, которое закрепилось за оптовыми рынками продовольствия, не соответствует их функциям. Здесь 92% всей реализации приходится на долю розничной продажи. Связано это с тем, что цены на этих рынках значительно ниже, чем в магазинах, и многие малообеспеченные люди, а также люди со средним достатком являются постоянными покупателями этих рынков. С ростом благосостояния населения, с расширением и совершенствованием розничной торговли эта особенность российских рынков изживет себя.

В Москве планируется создание 16 крупных оптовых рынков, специализирующихся исключительно на оптовой продаже продовольствия. Рынки будут представлять собой огромные магазины-склады. По оценкам специалистов, после завершения строительства всех 16 рынков ежегодно через них в торговую сеть будет поступать 3,5–4 млн тонн продовольствия, что соответствует 35% от общего количества ввозимых в Москву продуктов. В 1996 г. правительство Москвы утвердило концепцию создания оптовых продовольственных рынков в Москве, в которой предлагаются варианты развития мелкооптовых рынков на территории города.

В других крупных городах России, в том числе и в Екатеринбурге, развитие оптовых продовольственных рынков имеет те же закономерности. Появление большого числа самостоятельных розничных предприятий с одновременным распадом существовавшей до этого периода системы оптовой торговли обусловило возникновение мелкооптовых продовольственных рынков, торгующих почти всеми группами продовольственных (отчасти – и непродовольственных) товаров. Вопреки сложившейся во всем мире традиции, они не торгуют скоропортящимися товарами, так как не имеют для этого соответствующей материально-технической базы. Эта особенность рынков объективно оправдана и является временной. С укреплением материально-технической базы российские продовольственные рынки займут свое место в структуре оптовой торговли страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: