Порядок заключения договоров.




ДОГОВОРЫВ ТОРГОВЛЕ

4.1. Понятие договоров

и их правовое регулирование

 

Для коммерческой деятельности характерны действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которые признаются сделками.

Различают сделки односторонние, двусторонние и многосторонние.

Односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражение воли только одной стороны, в этом случае возникают обязанности для лица, совершившего одностороннюю сделку. Например, завещание, дарение,
доверенность.

Двусторонней или многосторонней сделкой является выражение согласованной воли двух или более сторон.

Такая сделка называется договором. Таким образом, любой договор является сделкой, но не всякая сделка является
договором.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим порядок заключения договоров, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Он предусматривает общие положения договорного права, понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок их заключения, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора.

Гражданский кодекс определяет договор как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей» (ст. 420).

Договор не может предусматривать условия, противоречащие законам или другим правовым актам (императивным нормам), действующим в момент заключения договора.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Гражданский кодекс дает понятие «публичного договора», которое имеет самое непосредственное отношение к торговле.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписки, практику, установившуюся во взаимоотношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, если они не противоречат законам. В качестве сторон договора могут выступать как физические, так и юридические лица.

Основные цели договора:

юридическое закрепление отношений между партнерами в форме обязательств, выполнение которых защищено законом;

определение порядка, способов и последовательности выполнения партнерами своих обязательств;

учет возможностей невыполнения партнерами своих
обязательств;

содержание договора должно обеспечивать достижение целей договора.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Стороны могут включить в договор любые дополнительные условия, не противоречащие императивным нормам законов, что способствует защите более слабой стороны договора.

Примерная структура договора:

реквизиты договора (название договора, место и дата его заключения);

преамбула, включающая название сторон и указание на то, что они заключили настоящий договор;

предмет договора;

срок действия договора;

права и обязанности сторон;

расчеты сторон;

ответственность сторон;

порядок разрешения споров;

заключительные положения;

юридические адреса и банковские реквизиты сторон;

подписи сторон.

 

 

4.2. Виды договоров.

Договоры, применяемые в торговле

 

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает много различных договоров, значительная часть их используется в коммерческой деятельности торговли.

Договоры принято классифицировать по следующим
признакам.

1. По распределению прав и обязанностей договаривающихся сторон договоры подразделяют на односторонние, двусторонние и многосторонние.

При заключении двустороннего договора, а таких в торговле большинство, каждая сторона имеет права и обязанности.

В односторонних договорах одни стороны имеют только права, а другие – только обязанности. Например, при договоре займа заимодавец имеет право требовать возврата долга, а заемщик обязан вернуть долг.

В многосторонних договорах участвуют три и более сторон, все они должны быть право- и дееспособными.

2. По необходимости для заключения договора передать имущество различают консенсуальные и реальные договоры.

Консенсуальные договоры заключаются при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора и после оформления его по надлежащей форме. Права и обязанности сторон возникают с момента подписания договора.

При заключении реального договора помимо соглашения по всем вопросам необходимы какие-то действия. Например, при договоре займа он считается заключенным при передаче заемщиком должнику займа.

3. По наличию встречного исполнения договоры делятся на возмездные и безвозмездные.

К возмездным относят договоры, по которым сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Возмездность в договоре может выражаться в передаче денег, вещей, предоставлении встречных услуг. К таким договорам относится договор купли-продажи, по которому одна сторона предоставляет товар, другая его
оплачивает.

При заключении безвозмездного договора одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Так, безвозмездным является договор дарения.

4. По форме совершения договоры делят на договоры, совершенные в устной и в письменной форме.

Устные договоры не фиксируются в письменной или иной определенной форме. К ним относят, например, договоры купли-продажи, заключенные гражданами между собой на сумму, не превышающую в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Договоры в письменной форме подразделяются на договоры в простой письменной форме и в письменной нотариальной форме.

В простой письменной форме заключаются договоры путем составления одного документа, подписанного сторонам, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, которая позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Для нотариального удостоверения договора требуется удостоверительная подпись нотариуса или другого должностного лица, имеющего право совершать такое нотариальное действие. Нотариальное удостоверение сделок необходимо в случаях, указанных в законе. Договору может быть также придана нотариальная форма по соглашению сторон.

Некоторые договоры (продажи предприятия, аренды предприятия и др.) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации подлежат государственной регистрации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, публично осуществляющие уставную деятельность, не вправе отказать в заключении договора любому гражданину, обратившемуся с требованием об этом, на общих условиях и согласно установленному порядку. Таким образом, они не имеют права отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

В торговле основными видами договоров являются договор купли-продажи, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор контрактации, договор консигнации, договор складского хранения товаров, договор аренды, договор на техническое обслуживание торгового оборудования, договор на рекламу, трудовой договор и др.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Он может заключаться не только между юридическими, но и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Разновидностью договора купли-продажи является договор розничной купли-продажи. По такому договору продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договором поставки называется договор, по которому поставщик или продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Он, как правило, заключается между производителями и оптовыми торговыми предприятиями, производителями и предприятиями розничной торговли.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупку такой продукции для переработки или продажи. Производитель сельскохозяйственной продукции передает продукцию заготовителю в количестве и ассортименте, предусмотренными договором контрактации.

Кроме того, на основе государственного контракта осуществляется поставка товаров для государственных нужд, которые определяются в установленном законом порядке и обеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Основанием для заключения государственного контракта служит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд. Государство точно определило порядок заключения и исполнения такого контракта.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Он заключается на проведение посреднической
сделки.

Разновидностью договора комиссии является договор консигнации, по которому консигнант поставляет товар на консигнационный склад консигнатора с целью демонстрации и продажи. В нем, в отличие от договора комиссии, оговаривается срок консигнации, в течение которого товар должен быть продан.

Одной из сторон договора складского хранения является товарный склад (хранитель), который обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. При этом под товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая услуги, связанные с хранением. Предметом такого договора должны являться только товары. Он обязательно заключается в письменной форме.

Договор аренды является договором имущественного найма, по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.

Между торговыми предприятиями и сервисными организациями может быть заключен договор на техническое обслуживание торгового оборудования. Поскольку контрольно-кассовое оборудование является инструментом контроля со стороны государства за денежным оборотом, то договор на техническое обслуживание контрольно-кассовых машин имеет свою специфику.

При заключении договора на рекламу торгового предприятия необходимо учитывать, что он должен отвечать не только требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, но и Закону «О рекламе».

Трудовой договор (контракт) – это соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Они заключаются на неопределенный срок, на определенный срок не более пяти лет, на время выполнения определенной работы.

 

 

Франчайзинг в торговле

 

В последние годы за рубежом получает широкое распространение один из способов ведения бизнеса, который называется франчайзинг.

Франчайзинг представляет собой договор передачи прав другой стороне на использование технологии, товарного знака. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон – продавца (франчайзера) и покупателя (франчайзи), а также наличие объекта исключительных прав (франчайза).

Во всем мире франчайзинг является одним из самых распространенных способов ведения бизнеса. Например, в США в 1998 г. объем продаж компаний, использующих франчайзинговую идеологию, достиг 1 трлн долл. В 1999 г. эта цифра выросла более чем на 10%. Сейчас на таких предприятиях работает более 7 млн американцев, создающих около 13% валового национального продукта. Обычно такие соглашения используются компаниями, желающими распространить свой бизнес без значительных капиталовложений в новые регионы. Чаще всего франчайзинговые соглашения работают для предоставления услуг конечному пользователю. В результате клиент может получить по всей стране или даже по всему миру знакомый ему набор товаров и услуг одинаково высокого качества под известной ему торговой маркой.

Кроме передачи «в пользование» торговой марки и технологии, стандартное франчайзинговое соглашение предполагает получение «головной» компанией (франчайзером) от «дочерней» (франчайзи) первоначального взноса и последующих постоянных выплат по мере роста бизнеса. Владелец торговой марки и технологии берет на себя также поддержку компании-франчайзи, куда входит обучение персонала, создание совместных маркетинговых программ, помощь в составлении бизнес-плана, обеспечение необходимыми материалами для оформления помещения и многое другое.

На самом деле логика франчайзинга проста: если кому-то удалось воплотить хорошую идею и заработать на ней деньги, то почему бы эту идею не предоставить в аренду другим предприимчивым людям. Жесткость франчайзинговых договоров компенсируется тем, что подобную деятельность во всем мире стараются строить на базе «семейной» концепции – все «бизнес-родственники» работают для общего блага, соблюдая определенные ограничительные правила.

В России у франчайзинга достаточно сложная судьба, на нее повлияли разные факторы – от глобальных экономических неудач до отсутствия соответствующего законодательства. Поэтому российские франчайзинговые схемы были вынуждены несколько отклониться от своих классических вариантов.

Несмотря на российские трудности, пример компании Ксерокс (Xerox) можно рассматривать как вполне удачную попытку внедрить франчайзинговую программу. В России эта методика внедряется с 1994 г., в настоящее время создано около 50 центров документации, оказывающих клиентам копировальные, печатные и другие услуги.

Специалисты российского представительства Ксерокс отмечают, что франчайзинг как бизнес-модель очень хорошо зарекомендовал себя именно в странах с развивающимся рынком, поскольку компании предоставляется возможность стать владельцем независимого бизнеса под торговой маркой известной компании и получать от нее консультации и поддержку.

Франчайзер обеспечивает франчайзи квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках оборудования, товаров, в маркетинговых исследованиях и др.

Франчайзи оплачивает покупку франчайзеров, а также необходимого материально-технического обеспечения. Он осуществляет периодические платежи франчайзеру в виде процента от объема продаж (дохода или прибыли), а также вносит определенную долю в рекламный фонд франчайзера.

В настоящее время устранен фактор отсутствия соответствующего законодательства. С этой целью в новый в 1996 г. Гражданский кодекс Российской Федерации включена глава 54 «Коммерческая концессия», которая содержит основные положения франчайзинга: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.» (ГК РФ, часть 2, ст. 1027).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, иначе он признается ничтожным (недействительным).

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателю для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет обязанности правообладателя и пользователя, содержит ограничение прав сторон по договору коммерческой концессии, излагает порядок изменения и прекращения этого договора.

Поскольку необходимым элементом системы франчайзинга является возмездная передача прав на фирменное и (или) коммерческое обозначение правообладателя, указанная передача права регламентируется Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения».

 

Порядок заключения договоров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: