Взрослая дочь молодого человека




 

«Взрослая дочь молодого человека» – телеверсия спектакля, который был снят в 1981-82 гг. Спектакль был поставлен на сцене театра Станиславского, его премьера состоялась 28 апреля 1979 г. впервые фильм был показан в 1990 г.

Роли в фильме исполнили Альберт Филозов (Бэмс), Эммануил Виторган (Ивченко), Юрий Гребенщиков (Прокоп), Лидия Савченко (Люся, жена Бэмса), Татьяна Майст (Элла, дочь Бэмса), Виктор Древицкий. Режиссер и автор сценария Анатолий Васильев. Оператор Александр Шапорин. В основе спектакля и фильма лежит пьеса Виктора Славкина «Дочь стиляги».

Было сделано две авторских видеоверсии спектакля. Первая вышла в 1990 г. и имеет оригинальное название, как и в спектакле. Вторая вышла в 1992 г., она называется «Дорога на Чаттанугу» и была смонтирована режиссером в двухсерийный фильм. Название второй части связано с песней «Поезд на Чаттанугу», которую на протяжении почти всего фильма распевают герои фильма. Можно сказать, что эта песня, по сути, является лейтмотивом фильма.

Сюжет фильма основывается на встрече бывших сокурсников, которая, по сути, свелась к своего рода подведению итогов. Итак, на квартире героев собираются Бэмс, который в годы студенчества был первым стилягой и покорителем женских сердец, стал самым заурядным инженером, Прокоп, его лучший друг, Люся, жена Бэмса, бывшая певичка из кинотеатра «Орион», и «пенек» Ивченко, бывший комсомольский активист, который нынче стал проректором института. Эти, в общем, разные люди объединены одним прошлым: совместными годами учебы, историей с песней «Поезд на Чаттанугу», за исполнение которой Бэмса отчислили из института, а Люся и Прокоп попали в число неблагонадежных.

Для каждого из героев характерно свое собственное отношение к прошлому, что позволяет определить их жизненные позиции. Та самая история с «Чучей» для Прокопа является приятным воспоминанием, он «любуется» своим прошлым. Люся считает, что настоящее в любом случае лучше, чем прошлое, для нее эта история – яркое, запоминающееся,но всего лишь воспоминание о прошлом. Однако Бэмса и Ивченко эта история так и не отпустила. Они как бы заново переживают ее, решая, кто же был тогда прав, кто виноват. И кто из них прав сейчас.

В основе фильма-спектакля лежит вечная проблема в отношениях отцов и детей. В качестве одного из конфликтов обозначается сложные взаимоотношения и непонимание между бывшим стилягой Бэмсом и его дочерью, хиппи Эммой. При этом тема поколений передается и другим конфликтом, пожалуй, даже более значимым, конфликтом между прошлым и настоящим, который особенно четко виден в фигуре Бэмса. Он не только живет прошлым, он еще и не принимает настоящего. Кроме того, его противостояние с бывшим комсомольским лидером Ивченко фактически продлилось в настоящем, после того как Ивченко пробился наверх, а Бэмс остался простым инженером.

События, о которых вспоминают герои, происходили в пятидесятые годы. До этого времени, по воспоминаниям героя Виторгана, Ивченко, после войны были еще трофейные вещи, трофейные фильмы, были еще какие-то контакты. Однако с началом «холодной войны» контакты практически прекратились, а многие «продолжали дорисовывать западную жизнь доморощенными красками». И именно те, кого называли стилягами, дорисовывали эту жизнь согласно своим разумениям, хотя на самом деле та самая пресловутая жизнь на Западе была совсем не такой.

Пожалуй, следует сделать небольшой исторический экскурс.

Стилягами называли молодежную субкультуру, которая была распространена в 40-50-х гг. прошлого столетия. В качестве образца данной субкультуры рассматривался западный, как правило, американский образ жизни. Стиляги отличались от обычных людей некоторой аполитичностью, они безразлично, а то и отрицательно относились к некоторым нормам советской морали. От остальной молодежи тех лет они отличались яркой одеждой, своеобразной манерой разговора, у них был совой слэнг. Стиляги интересовались преимущественно западной музыкой и танцами. Даже Бэмс, будучи студентом, сказал на комсомольском бюро: «Почему советские студенты не могут танцевать те же танцы, что и демократы? На одной же планете живем».

Фактически, субкультуру стиляг можно рассматривать как некую форму стихийного протеста против тех стереотипов поведения, культурного единообразия, которое навязывалось сверху в те годы.

Часто упоминаемая в фильме «Взрослая дочь молодого человека» песня Гленна Миллера из фильма «Серенада солнечной долины» «Поезд на Чаттанугу» являлась своего рода гимном стиляг: «Pardon me, boy / Is that the Chattanooga Choo-Choo / Track twenty nine, / Boy, you can give me a shine» (Прости, приятель / Это поезд на Чаттанугу?/ Путь двадцать девять / Приятель, дай мне тебя обнять).

Стиляги появились в Советском Союзе не внезапно. Молодые люди, которые старательно следовали моде и слушали джаз, были еще до начала войны. Однако в силу сложившейся политической обстановки, когда в стране шла борьба с низкопоклонством перед Западом и против так называемого тлетворного влияния Запада, стиляги во второй половине 40-х гг. попали под определение космополитов. Их повышенный интерес в западной и особенно американской культуре вызывал повышенное внимание со стороны партийных и комсомольских функционеров. При помощи фельетонов, карикатур, обличающих статей не только высмеивали стиляг, но и выставляли их в качестве потенциальных врагом народа и Советской власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».

Попытки переделать вольнодумствующую молодежь проявлялось в многочисленных обсуждениях поведения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, в выговорах и исключениях из учебных заведений, из комсомола, а в то время это означало, что человек фактически будет лишен права на достойную жизнь в этой стране. Бэмс в фильме вспоминает, как один аспирант угрожал ему, что диплом-то ему дадут, но он не получит допуска, а какой же инженер без допуска. В результате Бэмс и не получил допуск в нормальную жизнь.

На стиляг устраивали настоящие облавы, их даже подстригали и портили одежду. В обществе усиливалось брезгливо-презрительное отношение к таким молодым людям, их даже называли плесенью. Говоря словами героя фильма, «шла борьба, все было принципиально серьезно, шли стенка на стенку».

Именно в такой обстановке проходила молодость наших героев. В то время стилягам противостоял Ивченко. Бэмс оказался жертвой. Противостояние стиляг и комсомольцев стало уже достоянием истории даже для героев фильма, и для Бэмса важно теперь найти общий язык со своей дочерью.

Фактически, в фильме переосмысливается противостояние стиляг и партийных и комсомольских работников. Конфликт неидейной молодежи и их идеологически правильных сверстников, фактически, является центральной темой фильма. Но, уже повзрослевшие, они смотрят на свою молодость и свои увлечения сквозь призму полученного жизненного опыта. Бэмс пострадал за свои увлечения западным образом жизни, западной культурой: его исключили из университета. Не последнюю роль в этом сыграл комсомольский функционер Ивченко. В то время он был категорически против всего, что шло вразрез с советскими идеологическими установками, он считал это неприемлемым. Однако с течением времени и его взгляды, как и взгляды всего общества, изменились и стали немного лояльнее. И только Бэмс как бы остался в прошлом. Он как бы все время его переживает, виня других в своих неудачах.

Бэмс до сих пор как бы продолжает соблюдать правила т ой игры из прошлого. Его страстную приверженность к джазу можно представить как своеобразную форму протеста против существующих в 70-е годы принципов усредненности жизни. Бэмс так и остался верен идеалам своей молодости.

Практически, в фильме просматривается две линии: с одной стороны Люся, Бэмс и Проком, с другой – так до конца и не принятый ими Ивченко, который отвергавший в молодости стиляг, остался для них чужаком.

Можно также сказать, что во времена своей юности герои фильма воспринимали свою жизнь в атмосфере мюзик-холла, а их нынешняя жизнь явилась полной тому противоположностью. Некая усредненность условий жизни героев фильма воспринимается как нечто бессобытийное, ведущее к старости. «Жизнь не удалась, блеска не получилось».

Герои картины, не видевшись друг с другом довольно долгое время, обсуждают свой жизненный путь, уже несколько иначе глядя на свою молодость и свои убеждения.

По словам самого автора пьесы, по которой был поставлен спектакль и снят фильм, Виктора Славкина, эта история основывалась на подлинных событиях. У драматурга в институте был соученик, которого звали также, как и одно из героев фильма – Бэмс. Его увлечениями были запрещенный тогда джаз, модная одежда. Бэмс любил Хемингуэя, а не идеологически правильных советских авторов. На одном из факультетских вечеров Бэмс спел на английском языке «Поезд на Чаттанугу». В то время это было равносильно антисоветской пропаганде. Бэмса едва не исключили из института, дело замяли, но и пойти наверх после окончания института он так и не смог. Именно воспоминания об этой истории и легли в основу пьесы, ставшей впоследствии телефильмом.

Данный фильм, как и пьесу, вполне можно рассматривать как асоциальный. Как правило, до этого в проблемах героя произведения советской эпохи винили партийную или комсомольскую организацию, кого-то еще, но не самого героя. Фактически, это первый фильм, в котором авторы показали, что во всем происходящем виноват сам человек, который и является хозяином своей судьбы. И ни правительство, ни партия, ни комсомольская организация, ни соседи и сослуживцы – никто не имеет к этому отношения. И именно в свете этого понимания Бэмс, фактически, не развивает давний конфликт между ним и его однокурсником Ивченко, который и сломал ему жизнь. Бэмс начинает осознавать, что он сам сделал и что не сделал в своей жизни. И два, в некотором роде в прошлом идейных врага, вместе рассуждают о жизни. Скорее всего, именно такой взгляд на себя и свою жизнь является наиболее правильным. Нет смысла кого-то обвинять в случившемся, потому что жизнь каждого конкретного человека зависит от него самого.

Можно сказать, что фильм повествует нам о судьбе советской молодежи в конкретных исторических условия. В определенной степени за всем этим можно в миниатюре увидеть историю целой страны. Можно сказать, что фильм «Взрослая дочь молодого человека» является и политическим. Политическим его можно назвать именно благодаря демонстрации социального конфликта 50-х гг., борьбы против космополитизма и влияния Запада. Именно его последствия сказались на судьбах героев фильма.

Практически все действие фильма проходит в домашней обстановке. Герои фильма сидят за столом, ведут обычные, бытовые разговоры, вспоминают свое пошлое. Именно такая «домашняя» атмосфера способствует сближению зрителя с героями, так как именно такие «посиделки» на кухне были весьма характерны для бытовой советской культуры. Именно на советских кухнях велись как самые обычные разговоры «за жизнь», так и обсуждались запрещенные в то время темы.

Действие фильма заканчивается танцем под ту самую песню Гленна Миллера «Поезд на Чаттанугу». Можно сказать, что этот танец является неотъемлемой смысловой частью фильма. Примечательным можно назвать тот момент, что его танцует Ивченко, в прошлом ярый противник западной культуры и образа жизни. Он даже признается, что и ему тоже хотелось, как и его друзьям, увлекаться всеми этими западными вещами. Ивченко даже допускает, что, отказавшись от того, что не поощрялось официальной властью, он упустил какую-то важную внутреннюю составляющую. Однако, получается, он пошел по назначенному сверху пути. Но, как мы видим, все меняется со временем, и люди тоже. И то, что казалось когда-то непонятным, неприемлемым и даже враждебным, со временем может стать вполне привычным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: