Закономерности и формы сближения правовых систем.




С первых дней формирования и становления сравнительного правоведения цели и задачи, связанные со сближением правовых систем являлись доминирующими. Имеюли место даже идеи о всемирной унификации права. Задача сближения правовых сис­тем приобретает особое звучание и в современном мире.

Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями разви­тия человечества на современном, этапе. Данный процесс проис­ходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осу­ществляется стихийно и законодателю остается их зафиксиро­вать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств.

Что касается планомерного целенаправленного сближения,

то оно заключается в специально организованной деятельности государств по разработке единообразного правового нормативно­правового акта, направленного на регулирование соответствую­щих норм политической, экономической, социальной, гуманитар­ной и других сфер жизни общества. То есть данная форма уни­фикации — это специально организованная деятельность по еди­нообразному правовому регулированию в разных сферах между­народных отношений.

На сегодняшний день ярко выраженные мировые тенденции глобализации неизбежно ведут к взаимодействию, взаимовлия­нию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согла­сованного правового развития. Его поиск и установление пра­вильного сочетания юридических средств Сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и прак­тиков.

Взаимодействие правовых систем в современных условиях принимает самые разнообразные формы. Этому способствует диалог правовых систем и правовое заимствование. В немалой степени на процессы растущего взаимодействия и взаимовлияния отдельных правовых систем разных государств в конце XX — начале XXI вв. оказывают влияние развитие современных систем коммуникации.

Сближение правовых систем может иметь место не только в ряде традиционных областей, например, в морском праве, где всегда господствовало стремление к единообразию норм, но она более активно воспринимается и новыми отраслями и института­ми права. Например, космическое право, право воздушного про­странства, атомное право и др.

Нормативно-правовая база сближения правовых систем раз­лична, т.е. в рамках каждого направления используются те или иные правовые средства. В одних случаях — это программы- проекты, модельные законодательные акты, в других — уни­фицированные общие нормы, в третьих — правовые стандарты, научные концепции и т.п. Естественно, их юридическая сила неодинакова, поскольку они могут носить программный, норма- тивно-ориентирующий, рекомендательный и обязательный ха­рактер.

Процесс сближения национальных правовых систем, по мне­нию Ю.А. Тихомирова, предполагает:

— разработку общей политики государственного правового развития;

— осуществление мер по преодолению правовых различий;

— принятие мер по выработке общих совместных юриди­ческих правил[5].

Существует мнение, что процессы автономизации правовых систем и одновременно их постепенно нарастающее до извест­ного предела сближение возможны только между правовыми системами, близкими по типу правопонимания, например, взаи­мовлияние возможно между системой общего права и романо­германской системой права, но не с участием традиционных и религиозных правых систем. Это спорное мнение, поскольку, например, модернизация исламского права предполагает опре­деленное взаимодействие и взаимопроникновение классических положений и норм к современным условиям. И сам факт су­ществования дуализма в правовых системах исламских госу­дарств предполагает определенное взаимодействие и дополне­ние между правовыми системами различного типа правопонима­ния.

По этому поводу С.С. Алексеев отмечает, что сближение пра- вовых систем происходит не только между правовыми системами одной семьи, но и между самими правовыми семьями. Например, «путь прецедентного права характерен для единого («общего») европейского права в целом, в формировании которого значи­тельную роль играет Люксембургский суд Европейских Сооб­ществ, вырабатывающий в контексте решаемых дел прецедентов единые для сообщества единые принципы»[6].

Сближение правовых систем предполагает определенную адаптацию национальных законодательств к общепринятым меж­дународным стандартам. Этот вопрос достаточно актуален для государств, образовавшихся и на постсоветстком пространстве (постсоциалистическом пространстве), стремящихся включиться в общеевропейские структуры и процессы. Так, во многих из этих государств развернулись дебаты вокруг отмены такого вида наказания, как смертная казнь, мораторий на которую уста­новлен под влиянием права Европейского Сообщества. Так, например, базовыми документами, определяющими процесс адап­тации законодательства Украины к законодательству Европей­ского Союза и осуществление интеграции Украины в Европей­ское Сообщество, являются принятые Европейским Советом на Копенгагенском саммите в 1993 г. Декларация и Соглашение

0 партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европей­скими Сообществами и их государствами-членами 1994 г., а также Указом Президента Украины «Опрограмме интеграции Украины в Европейский Союз» 2000 г. и Законом Украины «О Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» 2004 г.

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обя­зательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспе­чение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС. Адаптация законодательства ЕС является планомерным процес­сом, который состоит из трех отдельных этапов, на каждом из которых достигается определенная степень соответствия за­конодательства Украины законодательству ЕС в определенных сферах.

На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, оп­ределенным в Декларации, в направлении установления верхо­венства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.

В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмот­ре законодательства Украины в сферах, определенных Соглаше­нием о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украи­ной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.

И, наконец, адаптация законодательства направленная на за­ключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; под­готовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интегра­ции Украины к общему рынку ЕС.

Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «согласованное» правовое раз­витие государств можно рассматривать применительно к четырем основным направлениям и формам их проведения:

1) сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

2) гармонизация законодательства, когда согласовываются об­щие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

3) принятие модельных законодательных актов;

4) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юриди­ческие нормы (правила)»[7].

Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, гео­политические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается чис­ло единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и уни­фикация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в нацио­нальное законодательство и оказанию международной правовой помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: