Тема «Образование СССР. Политический кризис НЭПа.»




Группа (1курс) ОДБ.05 История Отечества

План.

1. Политика большевиков в области национально-государственного строительства.

2. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

3. Административно-территориальные изменения в Донецком регионе.

4. Проявление кризисов НЭПа. Политические предпосылки свертывания НЭПа.

5. Борьба за власть в партии большевиков.И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий.

 

1. В стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение.

Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов:

о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить, согласно марксистской концепции, преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий - вплоть до слияния наций. «Национальные черты народов, - утверждал Ф. Энгельс, -...неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их основы - частной собственности»;

о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче - борьбе пролетариата за государственную власть.

Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную и безупречную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903 г.) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, усилив позднее его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом - на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно «централистическая» форма государственного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и переплавки в обозримой перспективе наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном - едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).

Однако и в этом большевики были далеки от догматической скованности. В 1913 г. они, не отказываясь от идеи унитарного государства, допустили возможность проведения в его рамках «широкой областной автономии» с тем, чтобы обеспечить «равноправие всех наций и языков» (автономия — самоуправление части территории единого государства с правом издавать местные законы). Незадолго до октября 1917 г., в ситуации стремительного подъема национального самосознания населявших страну народов, В. И. Ленин сформулировал иной, более популярный в массах «инородцев» принцип национально-государственного строительства «союза свободных республик», т. е. их федерации (федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы - республики, штаты, земли - юридически обладают определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы; наряду с этим образуются федеральные органы государственной власти, устанавливается общее гражданство, денежная система и т. д.). Важно, однако, подчеркнуть, что и после этого Ленин продолжал рассматривать федерацию лишь как продиктованную специфическими условиями многонациональной России форму перехода к «вполне единому государству», единой, «централистически-демократической республике».

Федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.), а затем в Конституции РСФСР.

Нац.-гос. строительство было важнейшей частью политики большевиков. Безусловно, была объективная основа для восстановления единого гос. образования на территории России. Особенно тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала их к объединению. При этом в годы гражд. войны происходили как двухсторонние договоры между независимыми республиками и РСФСР, так и вхождение республик и авт. областей в РСФСР.
Военная угроза со стороны импер. держав настоятельно требовала проведения всеми республиками единой внешней политики и укрепления их обороноспособности. Также после гражд. войны царила разруха и нищета, преодолеть которую возможно только при взаимопомощи регионов. Например, РСФСР нужна была нефть Кавказа, уголь Донбасса, а Кавказу - украинский хлеб, металл и т.д.

Основы нац.-гос. строительства отражаются в “Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа” (ноябрь 1917 г.), где в основу положено: право наций на самоопределение, равенство и суверенитет народов, свободное развитие национальных меньшинств, социалистическая федерация и т.д.
Сближение с РСФСР началось первоначально на договорной основе. Так, 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК оформил договорные отношения РСФСР с Украиной, Беларуссией, Латвией и Литвой. В апреле 1920 г. произошло присоединение Азербайджана, в ноябре 1920 г. - Армении, а в феврале 1921 г - Грузии. Были также заключены договоры с народными советскими республиками в 1920-1921 гг. - Хивинской, Бухарской, Тувинской и т.д. Следует отметить, что положение в большинстве этих республик было крайне тяжелым. А внутренняя и внешняя нестабильность порождала желание объединиться с сильным союзником, который мог бы навести порядок. Для 1919-1920 гг. были характерны три формы автономии: авт. республика, авт. труд. коммуна, авт. область. Из них авт. республика является высшей формой, т.к. в ней были высшие органы власти и управления, своя конституция и правительств. система и даже в ряде случаев свои вооруженные силы. Последние две формы автономий имели статус губерний. В общем, авт. образования внутри РСФСР стали создаваться в конце 1917 г., напр., Эстляндская трудовая коммуна. Подготовленный под руководством Сталина проект предполагал советским республикам стать частью РСФСР. В.И. Ленин отверг этот проект и настоял на принятии идеи образования СССР на началах равноправия всех “независимых” советских республик и соблюдения их суверенных прав.Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные анклавы. Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства, восстановлением привычного мира. К 1922 г. в составе РСФСР были 7 авт. республик (Башкирская, Горская, Крымская Татарская, Киргизская, Якутская и Туркестанская Советская Социалистическая Республика); 2 труд. коммуны (Немцев Поволжья и Карельская) и 8 авт. обл. (Коми, Калмыцкая, Марийская и др.). Процесс создания союзного государства должен был демонстрировать полный разрыв с прошлым. Для действий и политики большевиков в этом вопросе была характерна двойственность. Верные лозунгу права наций на самоопределение, большевики в основу образования СССР закладывали национальный принцип. Республики сохраняли атрибуты государственности: совнаркомы, наркомитеты, ЦИК, ЦК национальных компартий и др. Часть полномочий отдавались центр. органам власти. Дискутировался вопрос о государственности русских. Границы автономных республик нередко определялись без учета нац. факторов. Ставилось задачей ликвидировать неравенства наций путем развития в отсталых районах промышленности, насаждения социалистической культуры.

 

 

 

2. Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан), подписанный 27 декабря, 30 дек. 1922 г. Договор был одобрен 1 Всесоюзным Съездом Советов. В 1922-1929 гг. продолжалась разработка основ гос. устройства.

Причины образования СССР заключались в следующем: Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить. Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик.

Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия.

Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций.
Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.
Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была Сталинской, а другая Ленинской. Сталинская формулировка состояла в следующем: Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве. Точка зрения Ленина состояла в следующем: Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза. Под давлением авторитета Ленина его предложение было принято, а Сталинское отвергнуто. В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.
Уже первые шаги по объединению показали, насколько это был трудный процесс. На основании соглашения между союзными республиками большинство отраслей промышленности было подчинено наркоматам РСФСР. Такое положение дел вызвало недовольство со стороны остальных республик. Фактически, делегировав власть, они лишались возможности принимать самостоятельные решения. При этом шла декларация о независимости республик в сфере управления. У Сталина стали возникать трудности по продвижению идеи вхождения республики в состав РСФСР на правах автономий. В это время Ленин выдвинул свою концепцию объединения всех республик на равноправных началах. Название такого образование сначала было предложено Союз Советских Республик Европы и Азии, но потом изменено на СССР. Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности. Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.
Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики: РСФСР; Украина; Белоруссия: республики Закавказья. На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор. В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились: Казахстан; Киргизия; Туркменистан; Таджикистан; Узбекистан; Азербайджан; Туркмения; Грузия; Латвия; Литва; Эстония; Молдавия.
Некоторое время входила Карело-Финская республика.
Первая конституция. Документ был принят на II съезде Советов в январе 1924 года. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы: Внешняя и внутренняя торговля. Вопросы войны и мира. Руководство вооружёнными силами. Экономические вопросы и формирование бюджета страны. Законодательная инициатива. Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.
В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории. В кратчайшие сроки была проведена индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами. Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны. Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире. Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго. Перестройка, начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

 

 

3. С первых лет советской власти территория Донецкого региона начала постепенно выделяться в самостоятельную административно-территориальную единицу. 5 февраля 1919 года Совнарком Украины принял декрет «Об образовании Донецкой губернии», в котором говорилось: «В виду особого значения Донецкого бассейна создается временная административная единица из Бахмутского и Славяносербского уездов Екатеринославской губернии…».

В январе 1920 года центром Донецкой губернии стал г.Луганск. Приказом Донецкого губернского военно-революционного комитета от 17 января 1920 года на территории губернии было временно образовано 11 районов: Александре-Грушевский, Алмазнянский, Бахмутский, Бело-Калитвенский, Боково-Хрустальский, Гришинский, Енакиевский, Лисичанский, Луганский, Чистяковский и Юзовский. 16 апреля 1920 года Президиум ВУЦИК утвердил границы и состав Донецкой губернии. В нее вошла часть Харьковской губернии: волости Славянская, Белянская, Николаевская, Закотянская Изюмского уезда; волости Кременская и Терновская Купянского уезда и весь Старобельский уезд. От Екатеринославской губернии вошли Бахмутский, Луганский и Мариупольский уезды. От Области Войска Донского - станицы Гундоровская, Каменская, Калитвенская, Усть-Белокалитвенская, волость Карпове-Обрывская Донецкого округа; станицы Владимирская и Александровская Черкасского округа и весь Таганрогский округ.

В июле 1920 года Донецкий губисполком своим приказом ликвидировал утвержденные ранее районы и территорию губернии разделил на 13 новых районов: Александро-Грушевский, Алчевский, Боково-Хрустальский, Гришинский, Енакиевский, Каменский, Луганский, Лисичанский, Мариупольский, Славянский, Старобельский, Таганрогский, Юзовский. Существовавшие ранее Бело-Калитвенский район был соединен с Александро-Грушевским, Бахмутский - с Енакиевским, а Чистяковский район был упразднен.

В августе 1920 года центр губернии перенесли в город Бахмут. В декабре 1920 года президиум губисполкома принял решение ликвидировать районы прежнего административного деления и образовать уезды. По данным на 1 января 1922 года на территории Донецкой губернии насчитывалось 10 уездов и 304 волости. В июне 1922 года был ликвидирован Гришинский уезд, а в ноябре 1922 года - Дебальцевский. В итоге к началу 1923 года губерния делилась на 8 уездов и 299 волостей.

В марте 1923 года правительство Украины приняло новую систему административно-территориального деления республики. Наиболее крупными административными единицами оставались губернии, а уезды и волости были заменены округами и районами. На основании постановления ВУЦИК от 7 марта 1923 года «Об административно-территориальном делении Донецкой губернии «образовались 7 округов: Бахмутский (с 1924 года - Артемовский), Луганский, Мариупольский, Старобельский, Таганрогский, Юзовский (с 1924 года - Сталинский) и Шахтинский.

В связи с проводившейся советской властью политикой, направленной на «искоренение религиозных предрассудков «и ликвидацию «всяких проявлений свергнутого строя «уже в 1923 году началось изменение названий населенных пунктов. В Мариупольском округе село Петропавловское было переименовано в Республиканское, Никольское - в Володарское, Стретенка - в Октябрьское, станица Ново-Николаевская - в Буденновскую и т.д. Переименования продолжались и в 1924 году: в марте Юзовка стала называться г.Сталино, а в сентябре Бахмут - г.Артемовском.

В 1924 году была определена точная граница между Юго-Восточным краем РСФСР и Донецкой губернией. В сентябре 1924 года совместным постановлением Донецкого губисполкома и Юго-Восточного крайисполкома РСФСР части Шахтинского и Таганрогского округов Донецкой губернии были переданы Юго-Восточному краю Российской Федерации. В составе Донецкой губернии остались Шараповский и Ровенецкий, части Сорокинского и Алексеевского районов Шахтинского округа; Дмитриевский, Краснолучский и Амвросиевский (кроме Мариенгеймского сельсовета) районы, часть Голодаевского и Екатерининского районов Таганрогского округа.

В июне 1925 года Донецкая губерния была ликвидирована, а на ее территории были созданы пять округов: Артемовский, Луганский, Мариупольский, Старобельский и Сталинский.

Во второй половине 20-х годов продолжалось переименование населенных пунктов. Все чаще им присваивались имена деятелей коммунистической партии и советского государства, международного коммунистического движения. Особенно активно оно проходило в 1927-1928 гг., в честь X годовщины Октября. В Чистяковском районе село Мало-Орловку переименовали в село им.Розы Люксембург, Давидо-Орловку - в село им. К.Либкнехта, а село Ново-Орловку - в село им. К.Цеткин, город Енакиево - в Рыкова. В городе Сталино Первую линию переименовали в улицу им.Артема, Пожарную площадь - в пл. им.Дзержинского, Михайловский проспект в Комсомольский, Малый проспект — в Павших Коммунаров, Средний проспект - в проспект Труда, Большой - в проспект Лагутенко.

Проводимая в 20-е годы советским правительством политика коренизации тоже отразилась на административно-территориальном делении донецкого края. В 1925 году были составлены списки немецких, греческих и еврейских населенных пунктов Донецкой губернии. Развернулось создание национальных сельских советов, национальных районов. Так, в апреле 1925 года существующий Люксембургский район Мариупольского округа был оформлен как национальный с преобладающим немецким населением, а в 1929 году Больше-Янисолъский район Сталинского округа был оформлен национальным греческим.

В это же время значительно расширилась территория городов Сталино, Мариуполя и Дмитриевска. В 1926 году впервые была установлена городская черта г.Сталино, а в 1928 году - г.Дмитриевска.

В целях дальнейшего совершенствования административно-территориального деления республики ВУЦИК u CHK УССР 2 сентября 1930 года приняли постановление «О ликвидации округов и переходе на двухстепенную систему управления». Территория Донбасса разделилась на 12 городских советов и 23 района, которые непосредственно подчинялись центру. Такое деление просуществовало до 1932 года и себя не оправдало, поскольку затруднило процесс управления территорией. Поэтому в феврале 1932 года в Украине было образовано первых семь областей. Чуть позже, в июле этого же года, была образована Донецкая область. В нее вошли 17 административно-территориальных единиц Донбасса: Артемовский, Ворошиловский, Горловский, Кадиевский, Константиновский, Краматорский, Краснолучский, Луганский, Макеевский, Мариупольский, Рыковский, Сталинский городские советы и районы - Гришинский, Лисичанский, Ровень-ковский, Сорокинский и Чистяковский. Из состава Харьковской области в Донецкую были включены 13 районов: Беловодский, Белолуцкий, Верхне-Тепловский, Лиманский, Марковский, Меловский, Ново-Айдарский, Ново-Псковский, Рубежанский, Сватовский, Славянский, Старобельский и Троицкий (Покровский). Из Днепропетровской в состав Донецкой области вошли 5 районов: Больше-Янисольский, Волновахский, Старо-Каранский, Старо-Керменчикский и Старо-Николаевский (Володарский). Областным центром вначале был определен г.Артемовск, но уже с 16 июля 1932 года им стал г.Сталино.

В 30-е годы продолжалось переименование населенных пунктов. В 1934 году Гришинский район был переименован в Постышевский, в 1935 году Остгеймский — в Тельмановский, в 1936 году Енакиево - в Орджоникидзе и т.д. Очевидно, процесс изменения названий населенных пунктов принял слишком широкий размах, поэтому ЦИК СССР 27 мая 1936 года принял постановление о прекращении переименований городов, районных центров, местечек и железнодорожных станций. После этого постановления массовые изменения названий административных единиц временно прекратились. Но были и исключения. Как известно, в период политических репрессий их жертвами стали многочисленные деятели коммунистической партии и советского государства, в честь которых еще совсем недавно переименовывали населенные пункты. Теперь их имена старались убрать с географической карты. В марте 1938 года город Постышево и Постышевский район Донецкой области были переименованы в г. Красноармейск и Красноармейский район.

Одновременно происходила ликвидация национальных сельсоветов и национальных районов. Национальный немецкий Люксембургский район прекратил свое существование в 1932 году, а греческий Больше-Янисольский в 1939 году был преобразован из национального в обычный.

Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1938 года Донецкая область была разделена на Сталинскую и Ворошиловградскую. В состав Сталинской области вошли города Сталино, Артемовск, Горловка, Константиновка, Краматорск, Макеевка, Мариуполь, Орджоникидзе, Славянск, Чистякове и 22 района.

Во второй половине 30-х годов в результате значительного расширения территории городов Сталино, Мариуполя, Горловки и Макеевки местные органы власти подняли вопрос об образовании в них городских районов. Президиум ЦИК УССР (позже Президиум Верховного Совета УССР) удовлетворил ходатайства советских и партийных органов, и в 1937 году городские районы появились в Сталино, в 1938 году - в Макеевке, в 1939 году - в Мариуполе и в 1941 году - в Горловке.

 

4. Первый кризис НЭПа в 1923 г., как и последующие (1925-1926гг. 1928-1929гг), был вызван как объективными, так и субъективными причинами. Он охватил все стороны жизни общества. Чрезвычайной стала экономическая ситуация.

В экономике возник кризис сбыта. 100 млн. крестьян, получивших экономическую свободу, наполнили городской рынок дешёвой сельскохозяйственной продукцией. Чтобы стимулировать производительность труда в промышленности (5 млн. рабочих), государство искусственно завышает цены на промышленные товары. К осени 1923 г. разница цен составила более 30%. Это явление с подачи Л.Троцкого стали называть «ножницами» цен. Кризис, угрожая «смычке» города и деревни, усугублялся социальными конфликтами. В ряде промышленных центров начались рабочие забастовки. Дело в том, что кредиты, получаемые предприятиями ранее от государства, были закрыты. Платить рабочим стало нечем. Проблема осложнилась ростом безработицы. С января 1922 г. по сентябрь 1923 г. количество безработных увеличилось с 68 тыс. до 1 млн. 60 тыс.

Экономический кризис тесно переплетался с кризисом идеологии и политики. В руководстве страны вновь начинает назревать раскол. Его углубляет болезнь общепризнанного лидера – В.И.Ленина. К кризисным факторам добавляется борьба за власть, которая, в свою очередь, придаёт своеобразие переживаемым страной трудностям.

Второй кризис: в 1925 г. Л.Троцкий неожиданно предлагает решить проблему закупки импортного оборудования для развития фермерских хозяйств в деревне, полагая, что такой путь поможет стать промышленности на ноги, а затем с её помощью коллективизировать сельское хозяйство. Троцкий так же неожиданно отказался от своей роли покровителя фермеров и высказывался за принудительное изъятие у кулака хлеба. Что означало применение в деревне методов «военного коммунизма». Непоследовательность Троцкого могла быть вызвана срывом государственных поставок хлеба в 1925г. Но это мог быть и очередной политический маневр.

1925 г. принёс новые экономические проблемы и трудности. Если в ходе восстановительного периода страна сразу получала отдачу в виде сельскохозяйственных и промышленных товаров, то при строительстве новых и расширении старых предприятий отдача наступала через 3-6 лет, а окупалось строительство ещё дольше. Товаров страна получала пока мало, а зарплату рабочим надо было выплачивать регулярно. Где взять деньги, обеспеченные товарами? Их можно «выкачать» из деревни, повысив цены на промтовары, либо допечатать. Но повысить цены на промтовары ещё не означало получить больше продуктов из деревни. Крестьянство просто не покупало эти товары, ведя натуральное хозяйство; стимулов продавать хлеб у него становилось всё меньше. Это грозило сокращением экспорта хлеба и импорта оборудования, что в свою очередь сдерживало строительство новых и расширение старых производств.

Третий кризис НЭПа был связан с индустриализацией и коллективизацией.

Индустриализация - создание крупного машинного производства, прежде всего тяжёлой промышленности (энергетики, металлургия, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей), превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение её экономической независимости и укрепление обороноспособности; техническое переоснащение народного хозяйства. Проблемы индустриализации в качестве первоочередной задачи развития советской экономики были поставлены в конце 1925 г.

Тогда же были определены и её основные цели: ликвидация технико-экономической отсталости страны; o достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, машиностроения).

Выполнение этих задач тормозилось отсутствием необходимых материальных и финансовых средств, что вынуждало руководство идти по пути всей большей централизации распределения имевшихся в стране ресурсов. К такому решению подталкивал не только опыт гражданской войны, но и марксистские установки на существование при социализме плановой экономики.

7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». Набиравший силу во второй половине 20-х гг. Большой скачок в индустриализации повлёк за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию.

Коллективизация стала четвёртой большой крестьянской реформой в стране. Началась она в 1928-1929 гг. Индустриализация требовала крупных капитальных вложений. Их могли дать товарные хозяйства крепких крестьян, в том числе кулацкие. Кулак, по своей природе экономически свободный товаропроизводитель, не «вписывался» в рамки административного регламентирования экономики. В своём хозяйстве он использовал наёмную рабочую силу, т.е. был эксплуататором, а потому рассматривался как классовый враг. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х гг. ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать? Как следствие, в 1927-1928 гг. хлебный экспорт зерна сократился более чем в 8 раз по сравнению с 1926-1927 гг. Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Кризис можно было преодолеть, сбалансировав цены, но для этого требовались экономические знания и желание поддержать крестьянина как мелкого собственника. Сталин предпочёл административные меры. Крестьян обязали сдавать излишки хлеба по низким государственным ценам. В случае отказа крестьян отдавали под суд, а хлеб конфисковывали.

Социально-экономические итоги НЭПа. Мелкая промышленность, розничная торговля и деревня быстро приспособились к НЭПу. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой промышленности. Но внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности, вновь появившееся понятие прибыли все же дали свои плоды.
После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. сельское хозяйство стало постепенно увеличивать объемы производства. К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади. К 1927 г. довоенный уровень был достигнут в целом и в животноводстве. В деревне в основном преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.
Развивалось и промышленное производство. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. И все же ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня населения.
Введение НЭПа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. Наиболее колоритными фигурами того времени были представители новой советской буржуазии - "нэпманы". Эти люди в значительной степени определяли лицо эпохи, но они находились как бы за пределами советского общества: были лишены избирательных прав, не могли стать членами профсоюза. Предприниматели остро чувствовали непрочность своего положения. Поэтому доля частной промышленности в общем объеме производства была невысока. Частные капиталы устремились прежде всего в торговлю.
Значительные изменения произошли в традиционных слоях населения. В период гражданской войны была полностью уничтожена и без того немногочисленная русская буржуазия, а также помещики. Серьезный урон понесла интеллигенция.
Из гражданской войны и сопутствовавшей ей разрухи пролетариат вышел, по словам Ленина, "ослабленный и до известной степени деклассированный разрушением его жизненной основы - крупной машинной промышленности". В 1920 г. в России насчитывалось 1,7 млн промышленных рабочих, причем кадровые рабочие составляли не более 40%. К 1928 г. численность рабочего класса увеличилась в 5 раз, в основном за счет сельского населения.
Материальное положение рабочих улучшилось. Повысилась заработная плата, вплотную приблизившись к довоенному уровню. Рабочие получили право на ежегодный отпуск, который составлял не менее двух недель. Однако рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой необходимости, острая жилищная проблема. К тому же, несмотря на подъем промышленности, в стране нарастала безработица.
Уравнительный передел земли, а также политика сдерживания при помощи налогообложения роста зажиточных хозяйств и государственная поддержка малоимущих привели к "осереднячиванию" деревни. Многие крестьянские хозяйства быстро шли в гору. Сельские жители стали питаться лучше, чем до революции, стали больше употреблять хлеба и мяса.
Крестьяне выражали недовольство существовавшими в "государстве диктатуры пролетариата" политическими ограничениями для жителей деревни. Получив от НЭПа значительные экономические послабления, они были не прочь получить и право отстаивать свои интересы при помощи собственных политических организаций.
Еще одним социальным итогом НЭПа стало непомерное увеличение чиновничье-бюрократического аппарата. Этому способствовало не только активное вмешательство государства в сферу производства и распределения, но и низкая квалификация кадров, которая вынуждала иметь на одном участке работы нескольких человек. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. - 2,5 млн. Большинство людей шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего ради продовольственного пайка.

 

 

5. Возникшее после Октябрьской революции государство являлось государством диктатуры пролетариата. Уже в первые месяцы после революции был запрещены все буржуазные партии, а в первой половине 1918 г. единственная социалистическая партия, сотрудничавшая с большевиками – левые эсеры. Теперь, власть осуществлялась только партией большевиков.

Причем наиболее значительные решения принимались исключительно в рамках ЦК РКП (б), который состоял из 27 членов и 19 кандидатов в члены РКП (б), и собирался на пленарные заседания раз в два месяца. Повседневной работой занималось Политическое бюро ЦК (Политбюро), которое фактически узурпировало власть. В Политбюро входили В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин, В.М. Молотов. Здесь обсуждались важнейшие политические и экономические вопросы, принимались важнейшие решения. Лишь после этого они закреплялись и оформлялись органами советской власти.

В ходе революции и в первые годы Советской власти внутри Политбюро и партии большевиков были нередки разногласия по тактическим и стратегическим вопросам строительства социализма. По мнению руководства партии это ослабляло авторитет РКП (б) в массах. Поэтому в марте 1921 г., на Х съезде РКП (б) была принята резолюция «о единстве партии», в которой под страхом исключения из рядов партии запрещались любые оппозиционные группы. Такой мерой закреплялось идеологическое и организационное единство партии, ее ведущая роль в обществе, навязывалось единомыслие.

В 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП (б). Им был избран И.В. Сталин. Вначале этот пост был чисто техническим и незначительным. Но И.В. Сталин оказался талантливым организатором. Он привел к единому образцу структуру партийных комитетов разных уровней. Это способствовало усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И.В. Сталин расставил в центре и на местах верные ему кадры. В результате он сосредоточил в своих руках огромную власть.

В.И. Ленин, тяжело болевший с мая 1922 г., осознал в последние годы жизни шаткость равновесия в большевистских верхах и наметил ряд мер, дополнивших решения Х съезда. В середине декабря 1922 г. у В.И. Ленина, произошел инсульт, который заставил его окончательно отойти от непосредственной политики. ЦК партии принял решение «изолировать» лидера партии от работы в интересах его здоровья. Но Ленин добился, чтобы ему разрешили диктовать свой дневник. За 2,5 месяца им были продиктованы 5 статей и несколько писем, известных как «Политическое завещание» Ленина. В них Ленин констатировал, что ставка на европейскую мировую революцию не оправдалась. В этих условиях он предлагал использовать всю силу государства для того, чтобы догнать промышленно развитые страны, создав современную тяжелую промышленность. Особое внимание он уделял вовлечению крестьянства в строительство новой России через кооперацию, которую следовало создавать на принципах добровольности, постепенности, развития всех ее форм от низших к высшим (производительным). Кооперативное строительство, по мнению В.И. Ленина, должно было опираться на всестороннюю помощь государства.

В.И. Ленин наметил задачи культурной революции в стране, отметив, что для построения социализма необходимо распространять достижения науки и культуры среди самых широких масс трудящихся.

В «Письме к съезду» В.И. Ленин дал характеристики шести членам ЦК партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину, Г.Л. Пятакову и предложил принять меры для укрепления партии, чтобы избежать ее раскола: сместить И.В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК из-за его негативных качеств (грубость, капризность, нелояльность) и поставить на этот пост человека, которые не будет злоупотреблять необъятной властью. В других статьях он выдвинул идеи увеличить состав ЦК в несколько раз за счет рабочих "от станка", чтобы не допустить раскола партийного штаба отдельными руководителями, прежде всего Троцким и Сталиным; усилить контроль за деятельностью высшего партийного руководства путем объединения партийного и рабочего контроля.

Это завещание было скрыто от рядовых коммунистов. Делегатов XIII съезда РКП (б) (май 1924 г.) очень осторожно ознакомили с «завещанием» В.И. Ленина. Документ не был зачитан на пленарном заседании: его сообщили отдельным делегациям, вместе с рекомендациями ЦК не давать хода предложениям и сохранить содержание письма в тайне.

В итоге н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: