Борта являются наиболее трудоемким узлом в верхней одежде, их обработка занимает 20-25% общего времени изготовления изделия, способ обработки борта зависит от конструкции, вида изделия и применяемых материалов.
Применение клеевого способа обработки наиболее эффективно, так как при этом снижается трудоемкость и повышается качество изготовления.
Обработка срезов борта начинается с выполнения влажно-тепловой обработки. От качества выполнения влажно-тепловой обработки зависит правильность образования форм изделия на различных участках переда. При этом величина сутюживания в каждом отдельном случае зависит от покроя изделия и проектируется в процессе разработки его конструкции.
Для проверки правильности влажно-тепловой обработки переда изделия в области груди их кладут бортом к работающему и перегибают по линии полузаноса так, чтобы срез борта был расположен в сторону проймы. Если влажно-тепловая обработка выполнена правильно, линия полузаноса будет прямой и нижний угол переда совпадает со срезом низа.
При закреплении формы деталей, полученной ВТО, клеевыми прокладками одежда будет иметь более устойчивую форму, если направление нитей основы или утка будут совпадать с основными направлениями деформации деталей одежды при эксплуатации.
По срезам борта для закрепления формы и предохранения их от растяжения во время носки изделия прокладывают кромку. Ориентировочная посадка полочек на кромку равна, мм: по горловине и уступу лацкана 0,2, в остальной части лацкана до верхней петли – 5-6, по борту между каждыми двумя соседними петлями – 2 мм, в остальной борта и внизу – 2-3, по линии сгиба лацкана – 4-5.
Несоблюдение технических условий при прокладывании кромки значительно снижает качество изготовления изделия, так как при неодинаковом натяжении кромки на правом и левом бортах получается разная длина переда; при недостаточной посадке края борта на кромку борта внизу переда расходятся, и, наоборот, при чрезмерной посадке борта больше, чем нужно, заходят один за другой.
|
При соединении подбортов с бортами, чтобы в готовом изделии лацканы (особенно их концы) прилегали к изделию, во время наметывания их посаживают. Величина посадки зависит от способности ткани к усадке и от формы лацканов.
Для получения одинаковых по форме и размерам лацканов и углов внизу бортов эти участки перед стачиванием обмеляют по лекалу. Операцию выполняют со стороны бортовой прокладки, располагая меловые линии на расстоянии 5-7 мм от бортового среза переда. Толщина меловых линий должна быть не более 1 мм.
Для закрепления канта шва обтачивания борта должен быть предусмотрен один из вариантов: отделочная строчка, «в чистый край», вспушивание.
В данной инструкционно-технологической карте предусмотрен вариант обработки борта с закреплением шва обтачивания отделочной строчкой.
Таблица 2. Технологическая последовательность на обработку обтачного борта женского жакета (с клеевой бортовой прокладкой) с отделочной строчкой.
№ п/п | Наименование операции | Оборудование, приспособления, инструменты | Затраты времени, мин. | Вид работы, разряд |
Выполнить повторно ВТО переда для образования выпуклости в области груди в 5 приемов | Утюг, пульверизатор | 6,96 | У, 4 | |
Наметить линию обрезки лацкана и борта согласно модели и подрезать их | Лекало, линейка, мел, ножницы | 3,79 | Р, 5 | |
Выкроить дополнительную клеевую прокладку для закрепления полученной формы на переде | Лекало, линейка, мел, ножницы | 2,69 | Р, 3 | |
Проложить дополнительную клеевую прокладку, закрепляя полученную форму на переде | Утюг, пульверизатор | 3,03 | У, 4 | |
Проложить клеевую прокладку в уступ лацкана | Утюг, пульверизатор | 2,01 | У, 4 | |
Проложить кромку с односторонним клеевым покрытием по краю лацкана, борта с небольшим натяжением | Пресс, пульверизатор | 3,63 | См, 4 | |
Проложить кромку с односторонним клеевым покрытием по линии перегиба лацкана | Пресс, пульверизатор | 1,6 | См, 2 | |
Продублировать подборт прокладкой с клеевым покрытием | Утюг, пульверизатор | 1,95 | У, 4 | |
Наметать подборт на борт полочки, образуя посадку (в два приема) | Игла, наперсток, ножницы | 7,02 | Р, 4 | |
9а | Обмелить угол лацкана и борта внизу для обтачивания (в изделиях из костюмной ткани) | Лекало, линейка, мел, ножницы | 1,86 | Р, 1 |
Сутюжить посадку наметанного борта | Утюг, пульверизатор | 2,9 | У, 4 | |
Обтачать лацкан и борт переда с наметанным подбортом, одновременно обтачивая угол борта внизу | Машина 0-1022 МСИ класса, ножницы | 5,29 | М, 4 | |
Удалить нитки наметывания подборта | Ножницы | 1,52 | Р, 1 | |
Разутюжить швы обтачивания борта и лацкана | Утюг, пульверизатор | 3,74 | У, 3 | |
Рассечь шов обтачивания в конце уступа и подрезать шов обтачивания лацкана и борта | Ножницы | 2,75 | Р, 2 | |
Вывернуть борт и лацкан на лицевую сторону и выправить уголок лацкана и борта внизу | Колышек | 2,07 | Р, 1 | |
Выметать лацкан и борт по краю одной строчкой, одновременно выметывая уголок внизу борта | Машина 222 кл, ножницы | 4,75 | См, 4 | |
Прометать лацкан и борт на расстоянии 2,0-3,0 см от строчки выметывания | Игла, наперсток, ножницы | 3,06 | Р, 2 | |
Прометать борт по линии перегиба лацкана | Машина 222 кл, ножницы | 0,805 | См, 2 | |
Приутюжить лацкан и борт после выметывания | Утюг, пульверизатор | 8,84 | У, 4 | |
Наметить линию для прокладывания отделочной строчки в уголке лацкана | Лекало, линейка, мел, ножницы | 1,25 | Р, 3 | |
Прострочить лацкан и борт одной строчкой | Машина 0-1022 МСИ класса, ножницы | 5,04 | М, 4 | |
Удалить нитки после выметывания лацкана и борта | Ножницы | 3,79 | Р, 1 | |
Приутюжить лацкан и борт в готовом виде | Утюг, пульверизатор | 4,36 | У, 4 |
|
|
Заключение
Любая работа проходит качественную подготовку. Создание данной работы прошло в несколько этапов – выбор моделей, выбор материалов, выбор степени готовности к примерке, выбор методов обработки, выбор оборудования, разработка инструкционно-технологической карты.
На каждом этапе была произведена большая работа на пути к осуществлению поставленных целей.
На этапе выбора моделей был осуществлен анализ особенностей одежды для дипломатических приемов; анализ предложения одежды для дипломатических приемов в современных журналах и магазинах. Было выбрано несколько моделей-аналогов одежды для дипломатических приемов в дневное и вечернее время.
Следующим этапом был выбор материалов для одежды для дипломатических приемов. Этот пункт строго регламентируется деловым этикетом и допускает лишь небольшое изменения с поправкой на современную моду.
Выбор степени готовности к примерке, методов обработки и оборудования осуществлялся с учетом данного ассортимента и вида материалов.
Инструкционно-технологическая карта была разработана на обработку обтачного борта женского жакета (с клеевой бортовой прокладкой) с отделочной строчкой.
В итоге осуществлен выбор моделей одежды для дипломатических приемов в дневное и вечернее время, что отвечает цели работы.
Список используемой литературы
1. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Ось -89», 2007.- 320 с.
2. Бреннен, Линн. Деловой этикет/Л. Бреннен; пер. с англ. Л.Ю. Анохиной. – М.: РИПОЛ классик, 2006. - 464 с.
3. Кузнецов Игорь Николаевич. Деловой этикет от А до Я/ И.Н. Кузнецов. – М.: Альфа-Пресс, 2007. - 344 с.
4. Савостицкий А. В., Меликов Е. Х. Технология швейных изделий: Учебник для высш. учеб. заведений/Под редакцией А.В. Савостицкого. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 440 с.
5. Назарова А.И., Куликова И.А. Проектирование швейных предприятий службы быта: Учебное пособие для вузов. – М.: Легкая индустрия. 1979. - 248 с.
6. Ермакова И.А., Королева Л.А., Коновалова Н.А. Методы качественного изготовления деталей одежды: Лабораторный практикум. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.- 115с.
7. Adobe Photoshop. Thomas Knoll, 1990-2002 Adobe Systems Incorporated
8. Е.А. Легензова. Проектирование новых моделей одежды. – Лаб.пр. – м. – Владивосток, Изд – во ВГУЭС, 2005. – 24 с.
9. Бузов Б.А. и др. Материаловедение швейного производства. – М.: изд.цнтр «Академия», 2004. – 442 с.
10. Тенденции моды 2008г – М.: изд – во Институт индустрии моды
11. Королева Л.А. Процессы изготовления верхней одежды: Лабораторный практикум. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2003. – 116 с.
12. Прогрессивная технология изготовления одежды в домах моды, ателье разрядов «Люкс» и высшего по индивидуальным заказам. Женская верхняя одежда платьего-блузочного ассортимента (методические рекомендации). Севницкая Н.С. – М.: ЦБНТИ, 1989. – 160 с.
13. Куликова Т.И., Досова А.А, Гущина К.Г. Основы промышленной технологии поузловой обработки верхней одежды. М.: «Легкая индустрия», 1976. – 560 с.
14. Официальный сайт журнала «burda» - www.burdamode.com. Архив журналов, журнал «burda» 12/2008.
15. Бальбурова Е. Стиль леди-босс // Дорогое удовольствие. Специальное бизнес-приложение. 2008. №12. С. 38-41