Фармация в Древнем Китае




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫНАРОДОВ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕФЕРАТ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Медицина в Древнем Китае

Реферат подготовила

МФ- 107

Ефимова Н.С.

Реферат проверила

к.ф.н., доц.

Глазова О.Г

 

Москва 2017

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Медицина Древнего Китая….………………………………………………… 4

2.Фармация Древнего Китая…………………………………………………….. 7

3.Теория У-Син(пяти элементов)…………………………................................ 16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

ВВедение

 

Древний Китай- это страна со своей уникальной культурой и видением.

Можно очень долго перечислять открытия и изобретения, сделанные в Древнем Китае.

Это и компас,и бумага,и порох,и шелк, и т.д.

Но неоспоримое значение Древний Китай оказал именно на медицину, в особенности фармакологию, что прежде всего имеет значения для современной фармации.

 

Большинство исследователей сходятся во мнении, что китайская медицина является «медициной ощущений». Несколько тысяч лет назад китайцы не располагали ни фундаментальными теоретическими знаниями, ни измерительным оборудованием, и могли полагаться только на свою наблюдательность и собственные ощущения, и тем не менее им удалось создать уникальную феноменологическую по сути модель китайской медицины, со всеми присущими естественно-научной дисциплине аксиомами, теоретическими предположениями, базовой терминологией и уникальной моделью функционирования живого организма.

Задача: В этом реферате я хочу затронуть саму китайскую медицину,методы китайской медицины,китайскую фармацию,китайскую медицинскую философию, а также будут предоставлены изображения некоторых сохранившихся рисунков, фрагментов.

Цель работы: Ознакомиться с китайской традиционной медициной, оценить ее влияние на мировую медицину.

 

 

Актуальность: Данная тема достаточно актуальна, так как все больше людей начинает интересоваться традиционной китайской медициной.

 

 

Материалы и методы исследования: сайты, учебная литература (подробнее в списке литературы)


Медицина Древнего Китая

 

Древний Китай был одной из самых высокоразвитых стран того времени, и нельзя недооценивать его влияние на мировую культуру. Уникальное мировоззрение и история этой страны сказались и на медицине.

Стоит отметить, что основой китайского вероисповедания было философское учение “Инь и Янь”, где Ян - активное начало(мужское),свет,солнце,семя,движение,семя, а Инь - пассивное начало(женское),тьма,луна,смерть,почва,гибкость.Именно на этой основе и строится Китайская медицина(и по сей день). Болезни, по мнению врачей, происходили из-за того, что балланс в организме между этими двумя началами нарушен. Каждому органу соответствовало свое начало, и тут все довольно просто: Орган забирающий, хранящий- орган Инь,орган отдающий- орган Ян. Помимо того болезни определялись по особенностям самого человека, по его характеру, преобладающему настроению, взаимодействию с окружающей средой. Также были разные методы лечения

 

Методы китайского лечения:

l Иглоукалывание. Основан этот метод на воздействии с помощью специальных игл на определенные активные точки на теле человека, называемые точками акупунктуры.Согласно китайской философии, тело человека пронизывают невидимые энергетические каналы, распределяющие живительную энергию по всему человеческому телу. Именно с помощью иглоукалывания в точках акупунктуры можно воздействовать на эти каналы, восстанавливая нарушенный энергетический баланс, тем самым восстанавливая и здоровье.Эта техника довольно сложна, и требует к себе трепетного и ювелирного отношения.

Тут изображено ДревнеКитайское руководство по иглотерапии(или чжень-цзю по китайски)

l Прижигание. Этот метод преследует такие же цели, что и иглоукалывание, только отличие в использовании - при прижигании подпаливают определенные растения мокса (древесину) и держат над определенными точками организма.

 

 

l Правило бу-се. Буквально «прибавить—отнять». Термин «бу» в более полном смысле означает восполнить, возбудить, тонизировать; термин «се» — выпустить, тормозить, седатировать, успокаивать, рассеять. Исходя из принципа «лечение должно идти от противного», при ян-синдроме (полнота) следует проводить се — воздействовать успокаивающе, при инь-синдроме (пустота) необходимо бу — возбуждать. Поэтому при патологии, сопровождающейся понижением функции (недостаточностью энергии ци в меридиане), следует проводить бу, т. е. тонизировать, прибавить энергию, оказать возбуждающее действие. При патологии с повышенной функцией (избытке энергии ци в меридиане) нужно проводить се, т. е. рассеять энергию, оказать тормозящее действие.

 

l Лечение питанием. Правильное питание- залог здоровья.

 

l Цигун-терапия. Основана на энергии ци. Это лечебная гимнастика, состоящая из правильных плавных движений, регуляции дыхания, что способствует лечению огранизма.

 

l Массаж туйна. Используется как реанимационная помощь больным. Основан на перераспределении жизненной энергии с помощью рук массажиста; Также по мнению древнекитайских врачей туйна повышала как физические, так и умственные показатели человека.

 

l Металлотерапия. Врачи Древнего Китая считали, что стопа- это проектировка органов, и с помощью прикладывания к стопе металлов, достигается лечение

 

 

Представленные методы используются и по сей день во всем мире и оказывают эффективность

Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

 

Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Фармация в Древнем Китае

 

По мнению древних китайских врачей человек состоит из пяти основных космических элементов: земли, воды, огня (тепло), дерева (растительное начало) и металла. В организм эти элементы попадают вместе с пищей, перевариваются в желудке, а в тонких кишках превращаются в хилус, по каналам (сосудам) через печень проникают в сердце и превращаются в кровь. Кровь остается неподвижной, густой, холодной, черной и составляет пассивное начало «инь» до тех пор, пока в нее не проникает из легких воздух, который проталкивается в сердце при дыхании и создает активное начало «янь». После этого кровь приходит в движение, становится разреженной, горячей, светлой, разливается по всем органам тела и питает их. Человек отличается наличием разума и является частью материализованного мира. Смерть — естественный конец жизни, за которым уже ничего нет. Медицина в эти ранние времена истории Китая обладала элементарными знаниями анатомии, физиологии, патологии.

 

Важнейшей книгой по фармации был “Травник” правителя Шень Нуна.

 

Легенда гласит, что Шэнь Нун послал людей во все концы земли с тем, чтобы они принесли ему образцы камней, металлов и растений для определения их целебных свойств. Затем он поступил так, как впоследствии поступил Митридат Понтийский, испробовав действие принесенных средств на себе. При этом он 70 раз был отравлен ядами, что помогло ему по достоинству оценить каждое средство. После этого он и написал книгу «Шэнь Нун бэнь-цао» («Травник Шэнь-Нуна»). Известна редакция этой книги, но относится она к гораздо более позднему времени. В книге описано 365 средств, из них 240 средств растительные.

 

Делятся они на три класса:

 

1. (120) средств омолаживающего действия — они неядовиты, принимать их можно без ограничения количества и длительности;


2. (120) средств тонизирующего действия, требующих известной дозировки;


3. (125) ядовитых средств, обладающих целебным действием только при правильной дозировке и кратковременном применении.

 

Также известна работа Чжана Чжунцзина «Шан-хань-лунь» («Рассуждения о тифозной горячке»), которая получила широкое признание китайских ученых и медиков. В ней автор привел 113 прописей, отличающихся простотой и включающих растительные ингредиенты. Так, отвар из веток хинного дерева включал пеон, солодку, имбирь и финики; другой декокт состоял из 7 ингредиентов. Здесь же описаны мочегонные и успокаивающие средства. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, который применялся при лечении малокровия, лихорадочных заболеваний, туберкулеза и т. д. Применялись лимонник, ревень, почки молодого бамбука, чай, лук, чеснок, растительные смолы, ипекакуана, папоротник, перец, гвоздика. Врач Хуа То (род. около 141 г.) для проведения операций с обезболиванием давал больному разведенный в вине шипучий порошок «ма-фей-синь», состоящий из извлечения индийской конопли. Другие врачи для этой же цели применяли уборка люпина. Из манускрипта XV в. водные извлечения из корней аконита, листьев дурмана; использовалась мандрагора, гашиш и т. д. В I в. была составлена китайская книга «Шен-нун-бэнь-цао», содержащая описание более 300 лекарственных средств и большое количество прописей. Среди них кроме растительных имелись и средства животного происхождения: панты (рога молодого пятнистого оленя), мускус, кровь, печень, сердце тигра, кожа слона, голова черепахи, сушеные ящерицы, порошок из панциря черепахи и др.

В III в. до н.э. появился первый крупный медицинский трактат: труд о природе и жизни — «Книга о внутреннем» («Нэй-цзин»), превратившаяся в дальнейшем в канон китайской медицины. «Нэй-цзин» представляла собой многотомное сочинение. В нем содержались основные принципы китайской медицины: описание анатомии, физиологии и патологии человека, методов исследования и лечения больных, синдромов основных болезней, были указаны пути укрепления здоровья народа, т. е. была дана четкая и содержательная формулировка задач медицины. Наставления давались в форме стихов. Врач должен стремиться улавливать минимальные нарушения в жизнедеятельности организма, должен помнить, что болезнь изменчива, а врач не может быть созерцателем — он должен быть исследователем, ему необходимо искать причины болезни. Исходя из теории «пяти первоэлементов» и теории взаимодействия и борьбы «противоположных начал» надо изучать не только заболевший орган, но и нарушающееся при этом взаимодействие всех органов тела между собой. Врач должен быть деятелем — найдя и поняв болезненные явления, происходящие в организме, и их причины, он должен действовать для урегулирования возникающих расстройств и восстановления слаженности в организме больного.

В разделе патологии говорится о том, что болезни могут возникнуть от внешних причин (холод, жара, ветер, сырость) или от внутренних причин (гнев, страх, горе, тоска, чрезмерная радость и т. д.). С целью диагностики рекомендовалось исследование «окон» тела (глаза, нос, уши, рот). Рекомендовалось выслушивание голоса больного, изучение пульса, распространяемых больным запахов. Лечили людей успокаивающими, обезболивающими средствами, улучшающими кровообращение и регулирующими деятельность кишечника. Большое внимание в «Нэй-цзин» уделялось Rheum palmatum var. tanguticum вопросам гигиены и профилактики заболеваний. Трудно переоценить значение «Нэй-цзин» в истории китайской медицины. Эта книга по популярности в Китае стала на уровень сочинений Гиппократа в Древней Греции, Галена в Древнем Риме и Авиценны в Арабских халифатах Азии в средние века.

 

И самое важное, в 502 году была составлена и издана правительством первая в мире фармакопея — «Шэнь-нун-бэн-цао-цзин». Она вышла в 7 томах и содержала описание 730 видов лекарственных растений. Составление окончательного текста связано с именем Тоу-Хун-Цзина (452-536). Он много труда посвятил фармакологии и рецептуре. Его справочник «Мин-бэй-лу» содержал 16000 рецептов и до настоящего времени является ценнейшим пособием для китайских врачей и фармацевтов. В 550 г. Появилось сочинение Сюй-Дзы-цая «Лэн-гун-яо-дуй». Эта работа замечательна тем, что в ней впервые была приведена классификация лекарств по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, мочегонные, укрепляющие, слабительные, вяжущие, расслабляющие, потогонные, смягчающие, успокаивающие и альтернативные. Видное место в истории китайской медицины принадлежит Сун-сы-Мяо (581-673). Свои исследования он посвятил фармакологии и получил от народа звание «царя лекарств». Его труд «Цзян-цзинь-фан» («Тысяча золотых рецептов») — ценнейший вклад в китайское лекарствоведение. Работа включала 30 томов следующего содержания: 1-4-й тома — «Женские болезни и их лечение», 5-й том — «Детские болезни и их лечение», 6-21-й тома — «Частная патология и терапия», 22-й том — «Отравления и противоядия», 25-й том — «Неотложная помощь», 26-27-й тома — «Диетотерапия», 28-й том — «Учение о пульсе», 29-30-й том — «Иглоукалывание и прижигание». Впоследствии Сун-сы-Мяо написал еще 30-томное добавление к основному труду, что в совокупности составило своеобразную энциклопедию китайской медицины. Она долго служила не только китайским, но и корейским, японским и другим врачам. Одновременно в Китае был внесен крупный вклад в учение о диете. В книге Ван-Тао «Зай-тай-би-яо» дано описание рецептов диеты при разных заболеваниях. Здесь же впервые описаны целебные свойства растений, содержащих йод (например, морская капуста), которыми пользовались при лечении заболеваний щитовидной железы.

Проблемы фармации указанного периода были отражены в новых «травниках». В XI в. вышла книга Тан-шэнь-уэна «Да-гуань-цзин-ши-чжэн-лю-цзы-бэнь-цао», а также иллюстрированное издание новой фармакопеи. В восьмитомном сочинении Ин-Юн-хэ «Цзи-шэн-фан» содержалось более 400 лекарственных прописей, апробированных автором на протяжении его 30-летней практики.

Крупнейшим приобретением китайской медицины эпохи Сун было введение противооспенной инокуляции, открытой в XI в. В эту эпоху придворный медик Чен-Цзы-мин написал «Книгу о женских болезнях», которая была издана в 1237 г. и состояла из 24 томов. Считая беременность состоянием, изменяющим природу женского организма, китайские врачи полагали, что для лечения беременной нужно применять как можно меньше лекарств, а из применяемых лечебных средств особенно рекомендовали женьшень, имбирь, ревень. При задержках и скудости регул применяли шафран, пепел панциря черепахи, петрушку, пеон, имбирь, мяту, полынь, цветы и косточки персика. При обильных менструациях — отвар морской капусты и чертополоха, при «синей крови» — кожицу пеона, шафран, зеленый лимон, при белях — старое вино, лимон, отвар из корня земляного ореха, мясо сурка.

Врач Доу Хань-цзин лечил чесотку наружными средствами, содержащими серу, сурьму, киноварь, квасцы. При этом внутрь рекомендовалась микстура из корня горечавки, шафрана, кунжутных семян, слюны жабы. Паршу лечили мазью из сурика. Уже в VII–VIII вв. создаются «дома для страшных людей», т. е. больных лепрой. Их лечили кожей змеи, желчными камнями животных, слабительными и «кровоочистительными», а затем чаульмугровым маслом. Китайские врачи лечили сифилис ртутью, различали гонорею, которую лечили цветами бамбука, семенами попутчика, порошком панциря черепахи и высушенными червями.

Большой интерес представляет появившаяся в середине XIII в. первая монография по судебной медицине «Си-юань-лу» неизвестного автора. В ней имеются раздел «Признаки отравления. Противоядия» и «Правила судебно-медицинского исследования трупов». В начале XII в. вышло большое практическое руководство по иглоукалыванию и прижиганию, автором которого являлся Ван Вэй-и. Под руководством этого врача в 1027 г. были отлиты две медные фигуры в рост человека. Внутри они были полыми, а на поверхности, соответственно расположению «жизненных точек», подлежащих иглоукалыванию и прижиганию, были высверлены отверстия. Одна из фигур была отправлена во дворец, а вторая — в императорскую медицинскую школу в качестве наглядного пособия для учащихся. Перед экзаменом фигуру заклеивали папиросной бумагой или покрывали тонким слоем желтого воска, а внутрь наливали окрашенную в красный цвет воду. Сдавшим экзамен считался тот, кто умел вонзить иглу таким образом, чтобы она попала именно в точки, показанные для данного случая. Появляющаяся при этом капля «крови» давала экзаменующимся возможность получить диплом на право врачебной практики.

Крупнейшим представителем фармации в Китае эпохи Мин являлся специалист по китайским лекарственным средствам, ученый с мировым именем, фармаколог Ли Ши-чжень (или Пин-ху). Он родился в 1518 г. в семье врача. Медицину стал изучать в возрасте 30 лет, прочитал и проработал более 800 книг по фармакологии. Вскоре он сделался в подлинном смысле народным врачом: по настоянию императора он руководил императорской больницей, а затем стал путешествовать и собирать все известное о медицине и о лечебных средствах.

Ли Ши-чженем было написано 10 произведений, из которых до нас дошло три. Основное из них «Бэнь-цао-гань-му», включавшее описание 1892 лекарственных растений и 11896 рецептурных прописей в 52 томах, являлось неоценимым вкладом в китайскую и мировую науку, а также свидетельством огромного трудолюбия и терпения автора. Работа над этим фундаментальным произведением была начата в 1552 г. и продолжалась 26 лет. За 10 лет все проверялось трижды, переписывалось, и в окончательном виде было опубликовано в 1596 г., уже после смерти автора. Этот труд был переведен на многие языки, в том числе на русский, немецкий, французский, английский, японский и другие. В 26 томах «Бэнь-цао-гань-му» Ли-Ши-чжень рассматривает свойства лекарственных растений и их лечебное действие. В первую очередь это женьшень, ревень, лакричный корень, эфедра, лимонник китайский и другие растения. Антибактериальное и антитоксическое действие Ли-Ши-чжень отмечал у лука, чеснока, черной сливы, японской жимолости, китайской ветреницы. Для лечения туберкулеза рекомендовалось применять японское гинкго, плоды аристолохии. Противомалярийным, а также действием на плазмодии и протозоа, по мнению автора, обладали аир, яванская бруцея, некоторые виды иммортели, дикроа и ряд других растений.

Из глистогонных средств в трактате упоминались семена тыквы и арбуза, ореха пальмы арека, корень серповидного папоротника, трава маклеи и кора гранатового дерева.

Значительную группу составляли растения, обладающие жаропонижающим действием. При этом многие из них проявляли целый ряд других полезных свойств — укрепляющее и противосудо-рожное действие, регулирующее «очистительные» процессы (отхаркивание, мочеотделение, потоотделение). Сюда были отнесены полынь, володушка, цимицифуга ароматная, некоторые виды орхидей, плоды гардении флоридской, корень юстики, корень китайского лазуна, стебель белой шелковицы, тростник, бамбук, вишня и ряд других. К средствам общеукрепляющего, а также, в известной мере, тонизирующего и возбуждающего действия был отнесен женьшень, о котором сложено множество легенд. К этой же группе относили персик — символ долголетия в Китае (украденный с неба одним из будд), ревень — «генерал» армии китайских лекарственных растений. Далее следовали песчаный корень, аспарагус, астрагал, японская ворсянка, корень тутового дерева, желтая бирючина, китайский лициум, лимонник китайский, гречиха многоцветковая, корень солодки, плоды лотоса, ямс, филодендрон, репейник и многие другие средства.

Наиболее интенсивным средством при старческой слабости и ослаблении полового чувства считался Aceranthus sagittatus. В народе полагали, что способность баранов до ста раз в сутки реализовывать свое половое влечение объясняется поеданием большого количества именно этого растения.

К растениям, обладающим успокаивающим и седативным действием. Ли Ши-чжень относил валериану, пустырник, головки мака, корень ангелики полиморфной, кокосовый орех, стебель молодого бамбука, стебель винограда, книдиум лекарственный. Большая группа растений была представлена сырьем обезболивающего действия. Это аконит, ангелика, корень копытня, пепел драцены, корень китайского ломоноса, корень хохлатки, клубни пеона, а если учесть и наркотическое действие, то сюда причислялись головки мака, индийская конопля, мандрагора и другие растения. К сердечным средствам автор относил ландыш, строфант, олеандр, гречиху, японскую родею, актинидию, кору магнолии, шалфей.

С давних пор в Китае в качестве мочегонных в сочетании с болеутоляющими и дезинфицирующими средствами применялись часту-ха, полынь, астрагал, брунелла, гвоздика, листья хвоща, стебель и плод дыни и арбуза, белая шелковица, шлемник байкальский и др.

 

 

Дальше будут предоставлены письмена и картины, посвященные медицине, которые сохранились до наших дней

 

Первый древнекитайский травоцелитель Шэнь Нун. Фрагмент настенной росписи времен династии Хань, 151 г.

 

врач с больной

 

Гимнастика Ци




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: