Эффект масштаба и несовершенная конкуренция




Влияние международной торговли на доходы

Хотя в классических теориях проблема перераспределения доходов непосредственно не рассматривалась, было очевидно, что по крайней мере в краткосрочном периоде в отраслях со сравнительными преимуществами доходы владельцев факторов производства будут расти, а в областях без сравнительных преимуществ - уменьшаться. Из неоклассической теории соотношения факторов производства (Хекшера-Олина) следовало, что в результате торговли выигрывают владельцы избыточных факторов производства и проигрывают владельцы дефицитных факторов, производство которых замещается импортом. А в условиях свободной торговли и неполной специализации (теорема Хекшера - Олина-Семюелсона) происходит выравнивание цен на факторы производства (а следовательно и доходов их владельцев) в странах - торговых партнерах.

Опираясь на теорию соотношения факторов производства, американские экономисты П. Семюелсон, Г. Джонс, В. Столпер и английский экономист Т. Рыбчинский в 1940-50-х гг. осуществили непосредственные исследования влияния международной торговли на доходы владельцев факторов производства, занятых в экспортных и імпортоконкуруючих отраслях за предположений модели „2x2x2", наличия совершенной конкуренции, свободного межотраслевого перемещения факторов производства, неизменность общего предложения факторов производства. их обобщенные результаты были представлены в виде нескольких теорем.

Теорема Столпера-Семюелсона: международная торговля приводит к увеличению доходов владельцев фактора, который интенсивно используется в производстве товара, цена которого підвищується1, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена которого снижается.

Теорема Семюелсона-Джонса: в результате торговли растут доходы владельцев фактора, специфического для экспортных галузей2, и сокращаются доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующих с импортом.

Т. Рыбчинский обратил внимание на другой аспект проблемы - влияние увеличения предложения факторов производства в определенных отраслях на доходы их владельцев.

Теорема Рыбчинского: рост предложения одного из факторов производства приводит к непропорционально большему в процентном выражении рост производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется менее интенсивно.

Теоретические выводы нашли свое подтверждение в реальной жизни. Неожиданное открытие запасов нефти и газа на шельфе Северного моря в 1960-х гг. вызвало огромные изменения в богатстве стран Северной Европы (Нидерландов, Норвегии, Великобритании) и повлекло негативные структурные сдвиги, которые получили название „голландской болезни"г. Открыты большие запасы газа побудили Нидерланды к расширению его экспорта. Увеличение спроса заграницы на газ и, соответственно, спроса на гульден привело к его удорожанию и относительного подорожания всех товаров страны. Спрос иностранцев на товары традиционного голландского экспорта (продукцию отраслей обрабатывающей промышленности) сократился, начало сокращаться их производство и доходы владельцев факторов производства, занятых в этих отраслях. Ресурсы начали перемещаться из обрабатывающего сектора промышленности в сырьевой.

Для владельцев факторов производства в отраслях, которые сокращаются в результате международной специализации и торговли, возникает не только проблема потери доходов из-за сокращения объемов производства, но и других потерь, в частности, связанных с безработицей, необходимостью переквалификации рабочих, их переезда в другие регионы страны, изменением всего образа жизни.

 

Эффект масштаба и несовершенная конкуренция

С точки зрения развивающейся буржуазии начала текущего века монополия полезна, поскольку, видимо, позволяет устанавливать и диктовать цены. Международная торговля в условиях монополии не подчиняется законам классических теорий, которые исходили из предпосылки о существовании совершенной конкуренции на мировом рынке как товаров, так и факторов, с помощью которых они производятся. Однако в реальной жизни такой ситуации практически не бывает. Все больше экономистов сходятся во мнении, что классические теории уже не в состоянии объяснить современную международную торговлю, поскольку либо основные торгующие страны наделены факторами производства в схожей пропорции, либо торговля вообще происходит в рамках одних и тех же отраслей. Поэтому возникла новая группа моделей международной торговли, не связанных с теориями сравнительных преимуществ или соотношения факторов производства, признающих наличие различного уровня монополизации рынков и неоптимального использования факторов производства.

Торговля на основе эффекта масштаба
Из общей экономической теории известно, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единицы товара снижается. Это происходит в силу нескольких причин:

роста специализации — каждый работник может сосредоточиться на одной производственной функции, довести ее выполнение до совершенства, использовать при этом более совершенные машины и оборудование;

 

неделимости производства — при увеличении масштабов выпуска размеры обслуживающих подразделений, не вовлеченных напрямую в производство (управленческого аппарата, бухгалтерии и пр.), растут относительно медленнее, чем масштабы самого производства;

 

технологической экономии — издержки на создание нового качества товара обычно меньше происходящей в результате его роста стоимости. Например, издержки на создание более мощной машины составляют только 2/3 от каждой единицы прироста ее мощности.

Экономика масштаба (economies of scale) — развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

Эффектом масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, во всяком случае до такой степени, что незначительные различия в обеспеченности ими не могут считаться объяснением взаимной торговли. Модель экономики масштаба объясняет также и торговлю между странами технологически близкой или даже однородной продукцией.

Предположим, что две страны идентичны и поэтому их предложение товаров 1 и 2 характеризуется сливающимися кривыми производственных возможностей, а спрос на них — сливающимися кривыми безразличия. Поскольку экономика характеризуется эффектом масштаба, то кривая производственных возможностей выгнута в направлении точки отсчета. До торговли обе страны производят и потребляют по 40 единиц товаров 1 и 2 в точке А. Относительная цена — Pj/P2 = РА, и кривая безразличия, определяющая спрос, — I. Заметим, что баланс в точке А крайне неустойчив. В силу специфичности изгиба кривой производственных возможностей в результате эффекта масштаба любой минимальный сдвиг в относительной цене вправо от точки А приведет к падению относительной цены товара 1 до тех пор, пока первая страна не станет производить только товар 1. Аналогичным образом, любой сдвиг равновесной цены влево от А приведет к падению относительной цены товара 2, до тех пор пока вторая страна не станет специализироваться только на производстве товара 2.

С началом торговли первая страна начнет специализироваться только на товаре 1, что будет постепенно сдвигать точку производства от А в направлении стрелки, пока она не достигнет точки В, в которой первая страна будет полностью специализироваться на товаре 1. Вторая страна будет специализироваться на товаре 2, что сдвинет точку ее производства от А в направлении стрелки, пока она не достигнет полной специализации в точке В. При полной специализации каждая страна сможет продать другой по 60 единиц товаров 1 и 2 и увеличить свое потребление в точке Е каждого товара на 20 единиц. Новая кривая безразличия II расположится выше, показывая возросший в результате торговли уровень потребления каждой из стран. Рост потребления произошел в результате эффекта масштаба, поскольку страны, начав специализироваться на определенном товаре, смогли в совокупности произвести обоих товаров больше, чем до торговли.

Утверждая в определении экономики масштаба, что рост затрат факторов (например, труда) на единицу приводит к росту производства более чем на единицу, необходимо определить, за счет каких структурных сдвигов происходит рост производства. Такие сдвиги могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если они происходят внутри ее самой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: