Краткий очерк истории российского флага




Что такое флаг?

 

Флаг это материальный опознавательный знак.

 

Флаг представляет собой полотнище (кусок ткани или иного материала, способного развеваться по ветру) определенной формы, имеющее определенный цвет (или составленное из нескольких частей определенного цвета), иногда – с помещенным на нем изображением определенных фигур, выполняющий функцию идентификации (опознания, определения) своего владельца.

 

Зачем нужны флаги?

 

Флаг, в основе своей, является тем же самым, что и название: он обозначает своего владельца. Название обозначает владельца звуками – то есть средствами, доступными слуховому восприятию. Флаг – определенной комбинацией цветов и фигур – то есть средствами, доступными зрительному восприятию.

 

Флаги необходимы для того, чтобы определять владельца в тех случаях, когда его идентификация невозможна другими средствами. Первейшее и главнейшее назначение флага – определять владельца с большого расстояния. На большом расстоянии, когда невозможно прочесть надпись, расслышать слова или музыку, разглядеть герб или эмблему, флаг – поднятое на видном месте яркое полотнище определенных цветов – распознается сравнительно легко и является лучшим средством определения владельца.

 

Также флаги применяются для сообщения на больших расстояниях определенных сигналов.

 

Какие бывают флаги?

 

Флаги весьма многообразны. Существует два отдела классификации флагов: по назначению и по форме.

 

По назначению флаги разделяются на опознавательные, сигнальные и декоративные.

 

Опознавательные флаги – это флаги неизменно присущие какому-либо владельцу и применяющиеся тогда, когда необходимо показать на присутствие владельца или принадлежность чего-либо владельцу (так, например, государственный флаг поднятый на некой территории указывает, что данная территория принадлежит тому государству, чей флаг на ней поднят; флаг общественной организации, который несут в праздничном многолюдном шествии, указывает что представители данной организации присутствуют на празднике и т.п.).

 

Опознавательные флаги разделяются на:

 

- государственные (то есть флаги государств);

 

- национальные (то есть флаги народов);

 

- международные (то есть флаги международных организаций);

 

- ведомственные (то есть флаги государственных ведомств: армий, флотов, учреждений и т.п.);

 

- территориальные (то есть флаги территорий, не являющихся государствами, городов и населенных пунктов);

 

- корпоративные (флаги общественных организаций, предприятий, объединений, учебных заведений и др.);

 

- должностные (то есть флаги, указывающие на присутствие определенного должностного лица);

 

- событийные (то есть флаги, поднимаемые на время проведения определенного события и указывающие на то, что событие происходит в данный момент).

 

Сигнальные флаги – это флаги для передачи информации посредством определенного визуального (то есть воспринимаемого зрением) кода (свода условных сигналов). Наиболее широко известный международный сигнальный флаг – белый флаг: флаг мирных намерений, прекращения враждебных действий, переговоров и капитуляции. В зонах военных конфликтов он используется для прекращения огня, демонстрации мирных намерений, предложения провести переговоры или демонстрации готовности к сложению оружия (чему, обыкновенно, также предшествует прекращение огня и переговоры).

 

Особое значение сигнальные флаги имели на флоте до распространения радиосвязи. Сохраняют они свое значение и сегодня: радиосвязь может отказать, переговаривающиеся по радио могут говорить на разных языках и не понимать друг друга, сигналы же сообщаемые комбинациями определенных флагов в большинстве своем интернациональны и помешать их принятию может только плохая видимость.

 

Применяются сигнальные флаги и на суше, в самых разнообразных случаях и ситуациях (например, при автомобильных гонках желтым флагом сигнализируют об опасности на трассе, клетчатым черно-белым об окончании гонки; в армиях красный флаг поднимается в зоне ведения учебной стрельбы, над складами боеприпасов и взрывчатых веществ; желтый флаг с черным треугольником сигнализирует о радиоактивной опасности и т.д.).

 

Декоративные флаги – это флаги используемые для украшений и развлечений. В праздничные и значительные дни нередко для украшений улиц, зданий и сооружений применяются государственные и другие опознавательные флаги. Эти флаги не должны рассматриваться как декоративные: к декоративным относятся только те флаги, которые имеют особую, не связанную с опознавательными или сигнальными флагами композицию, не несут никакой информации и не предназначаются ни для каких других целей, кроме внешнего художественного украшения.

 

Чем флаг отличается от других опознавательных знаков?

 

Флаги отличаются тем, что они предназначены для использования на открытых пространствах и должны распознаваться с большого расстояния.

 

Откуда взялись флаги?

 

Флаги родились на морском флоте. В море необходимо было средство, указывающее на то, какому государству принадлежит корабль – некий видимый с большого расстояния, броский и узнаваемый знак – эту роль могли выполнять только флаги. Так нужды флота привели к рождению государственных флагов, которые начали формироваться в XVII веке, в XVIII веке стали непременной принадлежностью всех морских держав, с рубежа XVIII-XIX веков начали постепенно применяться на суше, получили широкое распространение во второй половине XIX века и с начала ХХ века являются непременным атрибутом любого самостоятельного государства.

 

Флотская культура привела к рождению и других опознавательных и сигнальных флагов. Указание на государственную принадлежность судна было недостаточным: нужно было знать, военным или гражданским является данное судно, какой морской кампании или подразделению флота принадлежит, кто находится на его борту – все это можно было сообщать только посредством флагов и это привело к рождению корпоративных, должностных и иных опознавательных флагов, которые со временем также получили распространение на суше.

 

Судам, составляющим один отряд, действующим вместе, необходимо было переговариваться: передавать друг другу команды и сообщения – что, до распространения в ХХ веке радиосвязи, также было возможно только посредством флагов. Так родились сигнальные флаги, со временем начавшие использоваться и на суше.

 

Что такое вексиллология?

 

Вексиллология – это отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина), занимающийся изучением флагов и знамен (поскольку флаги и знамена являются знаками разного порядка, вексиллологию иногда подразделяют на «флаговедение» и «знаменоведение»).

 

Краткий очерк истории российского флага

Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем. Таким образом, знамя обозначало место, откуда исходят приказы, помогало поддерживать равнение в бою, указывало пункт, вокруг которого бойцам следует сплачивать ряды, направление, в котором следует двигаться воинам. Пробиться к неприятельскому знамени и захватить его в большинстве случаев означало выиграть битву: когда знамя бывало повергнуто, воины лишались своего главного руководящего знака, а полководец, обычно находившийся у знамени, если знамя оказывалось захвачено, чаще всего погибал или попадал в плен. В этой связи, знамена с древнейших времен стали считаться самым желанным и достойным трофеем, потеря знамени – высшим воинским позором, а охрана знамени – одной из важнейших задач военного дела.

 

Исход войны, сражения очень часто зависит от случайного стечения обстоятельств, многочисленных, подчас невероятных превратностей судьбы. В этой связи, люди всегда с особым старанием искали помощи высших сил. Мало кто берет с собой столько оберегов, амулетов как воин, отправляющийся в сражение. Таким образом, уже в доисторические времена знамена становятся святынями. Их окружают почетом и охраной не только потому, что это необходимо в бою, но и потому, что знамя служит духовной ценностью, вызывает почитание само по себе, является предметом мистическим, помогающим победе, а потому заслуживающим почестей не только в военную пору, но и в мирное время.

 

С течением времени, композиции знамен развивались и усложнялись. Долгие века знамена строились как комбинация неподвижных предметов, закрепленных на длинном шесте. Сравнительно поздно, к шестам-знаменам начали крепить легкие, развевающиеся по ветру материалы – волосы (чаще всего конские хвосты), ленты, и, наконец, ткани. Прикрепленный к шесту отрез ткани получил название «полотнища» (от глагола «полоскать», «полоскаться» - то есть развиваться, реять по ветру) и, по прошествии многих веков, стал рассматриваться как главная часть знамени.

 

Раньше всего знамена с полотнищами появились в Китае, где культура таких знамен была известна задолго до нашей эры. В Европе знамена с полотнищами получают распространение в X-XII веках.

 

Знаменные полотнища представляли собой весьма сложные композиции, нередко – настоящие произведения искусства. Полотнища изготавливались из дорогих сортов тканей, расшивались цветными нитями и расписывались красками. Не меньше внимания уделялось древкам, к которым крепились полотнища, и их украшениям. Знамя рассматривалось как нераздельный комплекс: полотнище, древко, украшения древка. А комплекс почитания знамени привел к тому, что знамя рассматривалось как святыня – то есть вещь, существующая в единственном экземпляре.

 

Историческая эпоха, которую мы называем Средневековьем, завершилась в XV-XVI вв. в пору формирования централизованных европейских государств. Соперничество между новыми – крупными – государствами разворачивалось не только на суше, но и на море. Военные флоты нуждались в опознавательных знаках и воинских святынях не менее остро, чем сухопутные армии. Однако специфика действий на море привела к тому, что на флоте оказалось совершенно невозможно пользоваться главными воинскими символами – знаменами. Во-первых, пестрые, многофигурные композиции знамен не распознавались с большого расстояния, а на море это было крайне важно. Во-вторых, морские ветры и волны безжалостно трепали полотнища и знамена приходили в негодность за считанные недели, их требовалось заменять новыми – а культура почитания знамени предполагает, что знамя должно быть одно и сохраняться предельно долго. В-третьих, флоты состояли из многих кораблей, действовавших вместе и, следовательно, необходимо, чтобы все эти корабли были отмечены одним и тем же символом, дабы ясно продемонстрировать какой стране эти корабли принадлежат.

 

Так требования морского дела привели к рождению нового символа – флага. Можно сказать, что флаг является «сыном» знамени, что культура флагов развилась из культуры знамен. Но флаги имеют и принципиальные отличия от знамен, требующие выделять флаги в особый тип геральдических знаков.

 

Отличия флагов от знамен группируются по следующим отделам: особенности конструкции, особенности применения и почитания, особенности владельцев.

 

Особенности конструкции флагов сводятся к следующему. Во-первых, флаг должен быть хорошо узнаваем с большого (многокилометрового) расстояния. В связи с этим композиция флага должна быть очень проста: полотнище одного цвета, полотнище, состоящее из двух-трех разноцветных частей (полос), либо полотнище одного цвета с одной-двумя крупными и четко очерченными фигурами на нем.

 

Во-вторых, флаг – это полотнище и только оно. В отличие от знамен, представляющих собой нераздельный комплекс (полотнище, древко, атрибуты древка), флаг, который должен подниматься на самых разных объектах на море и на суше, не имеет никаких других составных частей кроме полотнища. Древко, его украшения могут использоваться для флага, но они не входят в его состав и не играют никакой роли, кроме роли технического средства для размещения на нем флажного полотнища.

 

Особенности применения и почитания флагов обуславливаются практикой их использования. Поэтому в существовании флагов четко различаются два периода: когда флаг находится «на службе» и когда он «не служит». «Служащим» считается флаг, поднятый на флагштоке, закрепленный на древке, вывешенный или как-то иначе используемый публично. В это время флаг выполняет свою знаковую функцию и является объектом почитания. Но когда флаг спускают с флагштока или снимают с древка, «служба» флага прекращается: его без всяких церемоний отправляют в стирку, ремонт или химчистку, утилитарно транспортируют или хранят на складах, наконец, отслужившие свой срок полотнища утилизуют. Количество воспроизведений одного и того же флага никак не ограничено, не имеют значения и размеры флага: полотнище флага может быть и многометровым по длине и ширине, и совсем крошечным, в несколько квадратных миллиметров.

 

Все эти качества решительно отличают флаги от знамен: знамена не имеют копий и существуют в единственном экземпляре, знамя является объектом почитания всегда, во всех ситуациях, знамена не сменяются и даже если беспощадное время превратило знамя в древко с несколькими изодранными лоскутками, оставшимися от полотнища, знамя все равно продолжает использоваться и почитаться, а если его техническое состояние уже вовсе не допускает применения на практике, то знамя не утилизуется, а с почетом сдается для постоянного хранения в музей, храм или арсенал.

 

Если знамена традиционно были и остаются ныне знаками небольших корпораций (отряда воинов, подчиненных одному рыцарю, воинской части (роты, полка или батальона), небольшого общественного объединения), то флаги родились как знаки самых больших общественных корпораций, которые только существуют на свете – государств и государственных объединений.

 

Со временем флагами стали обзаводиться и более узкие корпорации. Уже в XVII-XVIII вв. некоторые страны, обладавшие многочисленным военным и гражданским флотом, обнаружили, что пользоваться одним флагом для всех кораблей неудобно: необходимо не только показать флагом какой стране принадлежит судно, но и обозначать военное оно или гражданское. Так появились военно-морские флаги – флаги, отличающие военные корабли от гражданских.

 

Удобство флагов для передачи информации, быстро оцененное на флоте, привело к рождению и принципиально нового класса флагов – сигнальных. Такие флаги уже не имели сакрального смысла и служили средствами сообщения информации на расстоянии: каждый флаг обозначал определенный сигнал (например: прибавить парусов, встать на якорь, совершить поворот и т.д.) и поднимался на командирском корабле с тем, чтобы весь подчиненный командующему отряд выполнил определенный маневр.

 

Довольно долгое время флаги оставались принадлежностью исключительно флотской культуры. На суше, вплоть до середины XIX века, флаги почти не применялись. Первым флагом, получившим по настоящему широкое распространение на суше, стал флаг революционной Франции, появившийся в пору Великой французской революции 1789 года и остающийся государственным символом Французской Республики до наших дней. Флаги других европейских государств формируются и начинают широко применяться позже – в середине – второй половине XIX века. И только в начале прошлого, ХХ столетия, государственный флаг стал непременным атрибутом любой суверенной страны.

 

В конце XVIII – начале XIX веков стали складываться национальные флаги. Сегодня их часто смешивают с государственными, но между национальным и государственным флагом существуют серьезные различия. Национальные флаги появлялись на тех территориях, где народы, говорившие на одном языке, имевшие сходную культуру, волею исторических судеб оказывались живущими в многочисленных разрозненных государственных образованиях. Когда возникали идеи об объединении всех этих народов в единое национальное государство, возникал и символ этой идеи – национальный флаг, флаг, служивший символом общего стремления, общего дела разделенного народа. Случалось, что со временем, когда единое национальное государство, наконец, создавалось, национальный флаг устанавливался в качестве государственного (как, например, флаг современной Германии).

 

Существовал и иной механизм возникновения национальных флагов: когда народ, живший под властью чужого государства, начинал использовать некий флаг в качестве знака борьбы за независимость, стремления к национальному самоопределению. Если подобные народы добивались государственной независимости, они, нередко, также утверждали национальные флаги как государственные (такова история флагов Соединенных Штатов Америки, Польши, Финляндии и других стран).

 

Наконец, существуют и вполне «мирные» национальные флаги – флаги культурных национальных автономий, национальных меньшинств, землячеств и т.д.

 

Во второй половине ХХ в. флагами начинают обзаводиться самые разнообразные объединения: общественные и международные организации, государственные учреждения и их подразделения, официальные лица, предприятия, территории, города, университеты, школы и многие-многие другие. С этого времени флаги стали одними из наиболее востребованных видов геральдических знаков.

 

Разнообразие флагов породило и определенную их иерархию. Наиболее значимыми, заслуживающими высших почестей и внимания остаются ныне государственные флаги – старейшие и важнейшие среди всех многочисленных флагов наших дней, за каждым из которых – долгая история, неразрывно связанная с главными этапами судьбы тех стран, которые пользуются честью носить эти флаги. Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли.

 

Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича в 1667 году. К 1669 году были построены трехмачтовый 22-пушечный корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот.

 

Для кораблей необходимы были флаги. 9 апреля 1668 года был издан указ, об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, составленные из полученных тканей. Исследователи выдвигают два предположения. Одни полагают, что по аналогии с распространенными в то время стрелецкими знаменами первый русский флаг представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цвета. Другие полагают, что первый государственный флаг России имел ту же композицию, которая существует доныне: из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов.

 

История первых русских кораблей была короткой. В 1670 году они пришли в Астрахань и были сожжены отрядами Степана Разина.

 

В 1688 году юный царь Петр I увлекся морским делом. Первым его судном был восстановленный английский бот (большая парусная лодка), с которого ведет отсчет история российского флота. Флаги не замедлили появиться на «потешных» кораблях Петра I. Неизвестно использовались ли флаги на ботике, но знаменательно, что на бортах ботика поместили горизонтальные белые, синие и красные полосы.

 

В 1693 году небольшой отряд специально построенных малых судов Петра I спустился по Северной Двине к Белому морю и совершил поход на Соловецкие острова. В этом путешествии Петром I использовался флаг, сохранившийся до наших дней (в конце путешествия Петр подарил флаг со своего судна в один из архангельских монастырей, где тот сохранялся до начала XX века, а затем поступил в Военно-морской музей в Петербурге, где находится и сегодня). Флаг представлял собой прямоугольное полотнище из равных горизонтальных белой, синей и красной полос. В центре полотнища – герб России: золотой двуглавый орел под тремя коронами со щитом со всадником на груди. Этот флаг получил название «Флаг царя Московского» и до начала XVIII века исполнял одновременно функции российского государственного флага и личного флага (штандарта) Петра I. Этот флаг использовало Великое посольство, путешествовавшее по Европе в 1697-98 гг.

 

Однако, «Флаг царя Московского» был не единственным флагом, применявшимся в 1690-х – 1700-х гг. Сохранилось немало различных упоминаний о флагах первых российских кораблей, собственноручные проектные рисунки Петра I. В 1697-1700 на первых русских военных кораблях употреблялись полосатые бело-сине-красные флаги. Первые торговые корабли должны были использовать белый флаг с двуглавым орлом, однако упоминаний о действительном использовании такого флага не сохранилось: уже с конца 1690-х гг. российские торговые корабли ходили под бело-сине-красным флагом.

 

Около 1700 года складывается твердая основа флажной системы России. Петр отказывается от «Флага царя Московского» и принимает в качестве своего штандарта принципиально новый флаг: желтое полотнище с черным двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты четырех морей. В качестве флага военного флота утверждается Андреевский флаг и флаги, построенные на его основе (дело в том, что при Петре I Андреевский флаг не понимался как флаг всего флота: считалось, что флот состоит из трех частей: кордебаталии, авангарда и ариергарда, каждая из которых имеет свой флаг; Андреевский флаг служил флагом главной части флота – кордебаталии, флагом авангарда являлось синее полотнище в крыже (верхнем углу у древка) которого размещался белый прямоугольник с синим Андреевским крестом), а флагом ариергарда – такой же флаг, как у авангарда, но красного цвета – примечательно, что все морские флаги построены только из цветов российского государственного флага – белого, синего и красного), а полосатый бело-сине-красный флаг сохраняется как флаг гражданских (торговых) судов. Юридически положение бело-сине-красного флага, как флага гражданского флота было зафиксировано в указе от 20 января 1705 года, а позднее подтверждено главным морским законодательным актом России - Уставом Морским 1720 года.

 

Флаги родились на море, и до XIX века оставались принадлежностью главным образом флотской культуры. Тем не менее, бело-сине-красное сочетание цветов использовалось в государственной эмблематике России и на суше. Так, с петровских времен до 1740-х гг. знаком различия офицеров сухопутной армии служили чрезплечные шарфы, состоявшие из белой, синей и красной полос. Встречались сочетания белого, синего и красного цвета при оформлении государственных церемоний и дворцовых праздников. Однако, время распространения государственных флагов на суше еще не пришло (и не только в России – это было характерно для всей Европы).

 

Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны с географическими открытиями русских мореплавателей. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. Но в 1806 году было положено начало новой традиции: русская морская экспедиция, обследовавшая побережье Южного Сахалина, в знак присоединения этой новой земли к России подняла на берегу залива Анива два флага: Андреевский и бело-сине-красный. Применение двух флагов в данном случае весьма символично: Андреевский флаг указывал на то, что заслуга открытия новой земли принадлежит военному флоту, государственный флаг – на то, что отныне она считается принадлежащей России. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше.

 

Тот же 1806 год чрезвычайно важен еще и потому, что в этом году впервые было явно продемонстрировано, что именно бело-сине-красный флаг считается основным российским флагом за рубежами нашей страны. В ходе Русско-Турецкой войны 1806-1812 гг. в Средиземном море действовала русская эскадра адмирала Д.И. Сенявина. Когда эскадра в 1806 вошла в Адриатическое море и приблизилась к побережью Далмации, а Черногория подняла восстание, направленное одновременно против турок и французов. Действуя в союзе с Россией, черногорцы в качестве знака восстания использовали флаг из красной, синей и белой горизонтальных полос – флаг российских цветов, но с оригинальным расположением полос.

 

Эта тенденция – использования южными славянскими государствами, боровшимися за свою независимость от Турции и Австро-Венгрии, цветов российского флага получила широкое развитие несколько позже: в 1830-70-х гг. Россия традиционно поддерживала стремление южных и западных славян к независимости, и в знак солидарности с Россией, общего дела и общей борьбы южные и западные славянские государства в 1830-70-х годах строили свои флаги на основе российских цветов. Возникший в 1835 году флаг Сербии точно повторял российский, но с обратным расположением цветов: красная полоса вверху, синяя в центре, белая внизу (позднее расположение полос изменилось и современный флаг Сербии имеет вверху синюю, в центре – белую и внизу – красную полосы). Флагом Хорватии в 1840-х гг. стало полотнище из красной, белой и синей полос с расположением в центре государственного герба. Чехия приняла флаг из белой и красной горизонтальных полос и синего угла у древка. Словакия и Словения точно повторили российский флаг, но разместили в крыже изображения своих национальных гербов. Точным повторением российского флага был в 1870-х гг. флаг Болгарии, но в 1878 г. для отличия его от российского среднюю синюю полосу заменили на зеленую. Все эти флаги и сегодня являются государственными флагами современных государств: Сербии, Словакии, Словении, Чехии, Хорватии, Болгарии.

 

Впервые широкое распространение внутри страны русский государственный флаг получил в годы тяжелой и безуспешной для России Восточной (Крымской) войны 1853-56 гг. Патриотический подъем всколыхнул всю страну, и флаги национальных бело-сине-красных цветов стали всенародно используемыми.

 

Начавшееся в 1850-х годах широкое распространение на суше государственного бело-сине-красного флага было несколько заторможено в 1858 году. В середине 1850-х годов руководство геральдическими делами России сосредоточилось в руках управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии Правительствующего Сената барона Б. Кёне. Сделав немало позитивного и полезного, Кёне, вместе с тем, привнес в российскую геральдику несколько чуждых ей черт.

 

Ему принадлежала инициатива изменения российского государственного флага. Кёне считал, что государственные флаги должны строится исключительно на основе гербов: в композиции флага следует использовать только те цвета, какие имеются в гербе, и располагать их в порядке старшинства, свойственном гербовым фигурам. Правило это, в основе своей вполне разумное, имеет, однако, важную специфику применения: его уместно использовать тогда, когда флаг создается заново, когда владелец флага не имеет исторических флагов, не обладает многодесятилетней традицией использования флага. Ко времени деятельности Кёне история российского флага насчитывала уже почти два века, однако Кёне не счел ее достойной внимания и сконструировал новый флаг. Конструкция его осталась прежней – полотнище из трех равных горизонтальных полос. Однако цвета полос изменились и были приведены в соответствие с цветами герба. Верхняя полоса стала черной – так как черным был цвет главной фигуры государственного герба, двуглавого орла. Средняя полоса получила желтый цвет – так как поле государственного герба было золотым. И нижняя полоса – белый цвет, соответственно серебряному цвету всадника на груди двуглавого орла.

 

Император Александр II принял на веру мотивировки Кёне и 11 июня 1858 года утвердил новый российский государственный флаг – черно-желто-белый.

 

Кёне не продумал до конца вопросы применения нового флага. Коль скоро черно-желто-белый флаг был утвержден в качестве государственного, следовало установить, что он применяется во всех случаях, в том числе и в качестве флага торгового флота. Однако флаг торгового флота – бело-сине-красный был сохранен без изменений. Таким образом, Россия получила три государственных флажных символа: главный, государственный флаг стал черно-желто-белым, государственный флаг торгового флота остался бело-сине-красным и государственным флагом военного флота по-прежнему служил Андреевский флаг.

Краткий очерк истории российского флага

Традиция сосуществования национального и государственного флагов известна во многих странах. Однако, она является гармоничной и практически полезной только в тех случаях, когда формируется естественным путем, в ходе долгих лет развития исторического процесса. В России в 1858-59 гг. разделение государственного и национального флагов было произведено искусственно, в порядке формальной инициативы «сверху». И это неизбежно привело к тому, что ситуация с флагами оказалась неоднозначной, непонятной и запутанной.

 

Двусмысленная ситуация с государственным флагом была разрешена при приемнике Александра II – императоре Александре III. Искренний и глубокий патриот России, знаток и ценитель русской истории и культуры, Александр III, заняв престол после трагической гибели отца в 1881 году, счел необходимым возвратить нашей стране ее традиционный флаг. Уже с 1882 года черно-желто-белый флаг перестает употребляться, отдавая место бело-сине-красному. А 7 мая 1883 года, накануне коронации Александра III, состоялось юридическое восстановление российского государственного бело-сине-красного флага.

 

В 1914 году Россия вступила в Первую Мировую войну. Начало войны сопровождалось широчайшим патриотическим подъемом. Бело-сине-красные флаги поднимались по всей стране. Отвечая на национальный подъем, правительство в первые дни Мировой войны (которую тогда называли «Второй Отечественной войной» и считали столь же справедливой и всенародной, как Отечественная война 1812 года) приняло ряд мер, направленных на поддержание народного единства. В частности, в августе 1914 года был введен в употребление особый флаг. Этот флаг представлял собой российский бело-сине-красный флаг в крыже (верхнем углу у древка) которого располагался императорский штандарт – черный двуглавый орел на желтом поле. Флаг этот, призванный продемонстрировать единство царя и народа, получил название «флага для использования в частном быту» и предназначался для свободного неофициального использования всеми россиянами по их усмотрению. В годы войны и государственный – бело-сине-красный, и «частный» - бело-сине-красный с императорским штандартом в крыже – флаги получили широкое распространение и использовались в самых разных ситуациях.

 

Роковой 1917 год открыл новую страницу нашей истории. Временное правительство, захватившее власть в феврале 1917 года, изменило герб и гимн России, но традиционный бело-сине-красный флаг был сочтен историческим всенародным символом и сохранен. Однако, власть Временного правительства была непрочной и недолгой в октябре 1917 года Временное правительство было свергнуто.

 

Новое большевистское правительство использовало в государственной символике интернациональные символы революционной борьбы. Поэтому не случайно, что флагом молодой советской республики стало красное полотнище, хорошо известное европейским революционерам (красное как символ крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи).

 

Первый флаг РСФСР был утвержден в 1918 году. В окантованном желтым кантом крыже на красном фоне располагались крестообразно буквы «РСФСР», а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская советская федеративная социалистическая республика». Этот флаг был первоначально принят как единый: и государственный, и военный, и морской (в том числе военно-морской). С 1922 года РСФСР вошла в качестве составной части в единое большевистское государство – СССР – претендовавшее на мировое господство и имевшее безликую милитаристскую символику. Вся полнота власти сосредоточилась в структурах союзного центра, и флагу РСФСР почти не было практического применения. Он оставался прежним, только с 1928 года была отменена окантовка крыжа и изменено начертание букв.

 

В 1954 году флаг РСФСР изменился. Основным цветом полотнища остался красный. Вдоль древка была пущена синяя вертикальная полоса. А в крыже на красной части полотнища поместили государственную эмблему СССР – желтые серп и молот под контурной пятиконечной звездой.

 

С изменением исторической парадигмы, а затем и в связи с крахом советской системы, поменялась и символика российского государства. Уже в 1988 году демократические движения – клуб «Перестройка», организация «Демократический союз» и другие начали использовать традиционный российский бело-сине-красный флаг. А в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном гербе России вызвал горячие споры, но проблема флага была решена быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться к своей стране.

 

15 декабря 1990 года было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красного флага. При спешной подготовке утверждающих флаг документов, неаккуратно обошлись с терминами и флаг получил несколько странное название: «Официальный национальный флаг РСФСР». Неточно были определены размеры полотнища (установлено соотношение сторон 1:2, как у советских флагов, в то время как российский флаг, как и подавляющее большинство флагов стран мира, имел отношение ширины к длине 2:3), неудачно описаны цвета полос: белая, голубая (в то время, как российский флаг всегда имел синюю центральную полосу) и алая (а не традиционная красная). Поэтому в следующем 1991 году проблемы были разрешены: описание флага внесено в Конституцию РСФСР, флаг получил название Государственного флага России, полосы были описаны как белая, синяя и красная. Лишь размеры оставались по-прежнему необычными – 1:2. После событий августа 1991 года Россия окончательно стала суверенным независимым государством. Флагом этого государства оставался старинный российский бело-сине-красный флаг.

 

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Конституцией устанавливались государственные символы. Поскольку принятие закона задерживалось, а прежняя конституция (которая устанавливала флаг с 1991 года) утратила силу, дабы Российской Федерации не оставалась без государственного символа Президент России Б.Н. Ельцин утвердил трехцветный бело-сине-красный флаг своим Указом, назначенным действовать до принятия необходимого закона. Этим указом флаг, наконец, был правильно описан, установлено традиционное соотношение его сторон – 2:3, а также утверждено Положение о флаге, определявшее основные правила его использования. Процесс законодательного оформления Государственного флага был завершен 25 декабря 2000 года, когда накануне нового века и нового тысячелетия был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации», подтвердивший существующий бело-сине-красный флаг и уточнивший порядок его использования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: