Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина.




Лекция № 8. Общение и деятельность

 

В традиционном смысле категории «общение» и «деятель­ность» совершенно самостоятельны, ими обозначаются различные реалии. Для отечественной психологии идея единства обще­ния и деятельности является одной из основополагающих. В ши­роком понимании общение рассматривается как сторона совме­стной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, и это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено об­щение, влияет на содержание и форму самого общения.

Каждая отдельная личность рождается с определенным набором качеств, однако, значительная доля индивидуальности приобретается им в процессе деятельности и общения, и рассчитать соотношение общения и деятельности в данном вопросе не представляется возможным.

Личность в общении и деятельности многообразна. Именно тогда и проявляется индивидуальность. В зависимости от того, с каким индивидуумом проходит общение, меняется сама личность. На первое место начинает выступать базовые свойства – темперамент, самооценка.

 

Для каждого периода возрастного развития человека харак­терен ведущий вид деятельности (Даниил Борисович Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения.

Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина.

 

Ведущая деятельность - деятельность, которая на определенном возрастном этапе обусловливает основные, самые важные изменения в психике ребенка.

В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются психические процессы (мышление, восприятие, память и т.д.). От нее зависят основные психологические изменения личности ребенка на определенном возрастном этапе. Поэтому ведущим видом деятельности для каждого возраста есть не тот, которым больше всего занимается ребенок, а тот, который обуславливает основные, важнейшие изменения в его психике.

В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.

В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс.

Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

  • исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
  • подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле -психического развития ребенка;
  • представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
  • выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
  • выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична.

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

 


ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений
Младенческий Общение со взрослыми Человек - человек
Ранее детство Предметная деятельность Человек - вещь
Дошкольный возраст Игра Человек - человек
Младший школьный возраст Учебная деятельность Человек - вещь
Подростковый возраст Общение со сверстниками Человек - человек
Юношеский возраст Учебно – профессиональная деятельность Человек - вещь

 

Эпоха раннего детства (до 3 лет).

1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с предметом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.

2. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять "Я", "Я сам".

Эпоха детства (3-11 лет).

1. Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

2. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха.

Эпоха подростничества (11-14 лет).

1. Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых - "трудный возраст", "переломный возраст".

2. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

 

Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.

 

Возрастные периоды Ведущая деятельность Ведущая форма общения
0 – 1 (младенчество) Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.   Эмоционально-непосредственное общение реб и взр.
1 – 3 (раннее детство) Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми. общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.  
3 – 7 (дошкольный возраст) Сюжетно-ролевая игра— сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.  
7 – 11 (школьный возраст) Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. развиваются навыки межличностного ролевого общения.  
11 – 15 (подростковый возраст) Интимно-личностная деятельность Эмоциональное общение со сверстниками. Возникает "чувство взрослости". интимно-личностное обще­ние
15 – 18 (юношеский возраст) Учебно-профессиональная деятельность. Потребность к самопознанию. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Непосредственное и опосредованное ролевое общение

 

Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми.

 

В структуре экономической и финансовой деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам специалиста, способст­вующим достижению высоких уровней общения.

К ним относятся:

· умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности;

· ориентация на помощь в достижении цели;

· умение интерпретировать и «читать» его скрытые сигналы информации;

· умение изложить собственную точку зрения;

· умение создать обстановку продуктивной, успешной работы.

· владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

· умение поддержать профессиональную дисциплину;

· умение с юмором отнестись к отдельным аспектам профессиональных ситуаций.

 

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: