Формирование ассортимента товаров




Понятие об ассортименте товаров

И их классификация

Во всех операциях по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности значительную роль играет деятельность по формированию ассортимента. Ассортимент – это совокупность товаров различных видов, сортов, наименований, сочетающихся по какому-либо определенному признаку. Основными группировочными признаками для потребительских товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Принято различать промышленный и торговый ассортимент потребительских товаров.

Промышленный ассортимент – это перечень товаров, который выпускается каким-либо предприятием-производителем (промышленным, сельскохозяйственными). Производственное предприятие, как правило, изготавливает узкий ассортимент товаров, только в этом случае оно может использовать современную технологию, снизить себестоимость, повысить качество товара, а в конечном счете поднять рентабельность производства и устоять в конкурентной борьбе. Кроме того, приватизация производственных предприятий приводит к росту числа мелких и средних предприятий, способных выпускать потребительские товары в очень узком ассортименте.

Торговый ассортимент – это номенклатура товаров, которая предлагается в розничной торговой сети. Интересы магазина диктуют необходимость расширения ассортимента с целью привлечения покупателей и увеличения товарооборота. Для этого используются товары, выпускаемые многими предприятиями-производителями, совершается преобразование промышленного ассортимента в торговый. Такое преобразование называют обычно подсортировкой. Подсортировка может осуществляться в розничной торговле, но наиболее эффективно и целесообразно это делать на предприятиях оптовой торговли, которые, закупая товары на многих производственных предприятиях и у других оптовых торговых предприятий, могут обеспечить розничную торговлю самым широким ассортиментом товаров.

Ассортимент формируется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.

Создание оптимального ассортимента на оптовых предприятиях – непременное условие обеспечения необходимым ассортиментом розничной торговли.

Таким образом, ассортимент на оптовом предприятии является переходным от промышленного к торговому. Чем крупнее оптовое предприятие, тем более широкий ассортимент оно может предложить магазинам, который максимально приближен к ассортименту розничного предприятия. Укрупнение оптовых звеньев тем самым способствует решению задач рационального построения ассортимента в магазинах, максимально приближенного к требованиям потребителей.

Весь ассортимент потребительских товаров подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары, которые делятся на классы, группы, виды и разновидности. С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров. К простому ассортименту относятся товары, имеющие небольшое количество видов или сортов (овощи, поваренная соль, мыло хозяйственное и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида деление по различным признакам (фасон, размер, рисунок), относятся к сложному ассортименту (обувь, одежда, кондитерские изделия и т.д.).

Новый ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает понятие «класс товаров». Под классом понимается совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение
(например, классы: швейные изделия, трикотажные товары, галантерейные товары, культтовары и т.п.). Под группой товаров понимается совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например, группы: верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.д.). Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, определяется ГОСТом как «вид » товара (например, костюм, платье, сапоги, холодильник, творог и т.п.), и, наконец, виды делятся на разновидности, под которыми понимается совокупность товаров определенного вида, выделенная по ряду частных признаков (такими признаками могут быть марки, модели, артикулы сорта).

В непродовольственных товарах выделяют технически сложные товары, требующие особых условий при формировании ассортимента, подготовке их к продаже, послепродажного гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Среди продовольственных товаров выделяют группы скоропортящихся товаров, имеющих свою специфику в хранении, товароснабжении и сбыте.

Товары классифицируют также по частоте спроса на них, стабильности и характеру предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

повседневного спроса – приобретаются наиболее часто и даже ежедневно (хлеб, молочные товары, овощи и т.д.);

периодического спроса – покупаются периодически (чулочно-носочные изделия, деликатесные продовольственные товары);

редкого (эпизодического) спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых более пяти лет (мебель, ювелирные изделия, бытовая техника).

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер спроса по степени определенности, при этом различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсивный.

Устойчивый (твердо сформулированный) спрос предъявляется на определенный товар, не допуская никакой замены (хлеб, сахар, соль, иголки).

Альтернативный спрос допускает замену покупателем одного товара на другой, формируется окончательно в магазине после осмотра и знакомства покупателя с имеющимся ассортиментом товаров (обувь, одежда, кондитерские изделия).

Импульсивный спрос характеризуется тем, что заранее покупателем покупка не планировалась, спрос возник под влиянием выкладки товаров, рекламы, предложения продавца.

Твердо сформулированный спрос наблюдается обычно для повседневных товаров простого ассортимента, а для товаров сложного ассортимента – альтернативный спрос.

В основе всей деятельности торгового предприятия должна лежать ассортиментная политика, т.е. заранее определенный курс действий или наличие заранее обдуманных принципов поведения, по которым осуществляется подбор товаров в предприятии (оптовом или розничном). Политика эта должна обеспечить предприятию конкурентоспособность, нахождение для предлагаемых товаров определенных товарных ниш (сегментов), необходимые объем и структуру товарооборота, достаточные для рентабельной работы.

Отсутствие ассортиментной политики или неудачно избранная политика ведут к неустойчивости структуры ассортимента под воздействием случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Неустойчивость структуры ассортимента ни в коем случае нельзя отождествлять с гибкостью ассортимента. Гибкость в формировании ассортимента, его обновляемость и совершенствование являются неотъемлемой частью ассортиментной политики.

Разработка и осуществление товарной политики требуют наличия стратегии развития торговой фирмы на базе хорошего знания рынка и особенностей его изменения. Необходимы продуманное на длительную перспективу решение об оптимизации ассортимента, учет «жизненного цикла» основных товаров, соотношение «новых» и «старых» товаров, уровень обновления товаров. Причем все эти проблемы должны решаться в соответствии с требованиями рынка и поведением конкурентов.

Только на основе изучения рынка и перспектив его развития торговая фирма (оптовая или розничная) получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом его действия в будущем. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

Стратегия – это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач.

Товарная стратегия разрабатывается на три–пять лет и в течение данного времени, как правило, остается неизменной.

 

Формирование ассортимента товаров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: