на предприятиях оптовой торговли




 

Проблема формирования и развития локальных рынков товаров и торговых услуг относится к числу комплексных и является определяющим звеном в развитии рыночной экономики, самое общее понимание которого сводится к рассмотрению его как системы социально-экономических отношений по поддержанию динамического во времени и пространстве, количественного и качественного соответствия между спросом и предложением товаров и услуг.

Локальные рынки, как и региональные, формируются под влиянием взаимосвязанных факторов, в том числе так называемых рынкообразующих, определяющих емкость и товарную структуру рынка, схему движения товаров и капитала, экономических и правовых отношений субъектов рынка, уровень развития рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура рынка рассматривается как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование товарного и других рынков. Инфраструктура товарного рынка включает прежде всего оптовую и розничную торговлю – магазины и другие предприятия, главное назначение которых бесперебойно обеспечивать процесс купли-продажи товаров.

Центральное место в организации рынка потребительских товаров занимает, безусловно, оптовая торговля. Аккумулируя распыленные товарные ресурсы отдельных производителей, расположенных в различных регионах страны и за рубежом, оптовые предприятия получают возможность формировать товарный ассортимент и снабжать розничные торговые предприятия в соответствии с их требованиями и спецификой. Именно оптовая торговля способна реально оценить потребности и емкость рынка и сформировать товарное предложение в соответствии с объемом и структурой спроса. Увеличивая количество и качество предлагаемых товаров, оптовая торговля способствует удовлетворению спроса, его развитию и совершенствованию.

Формировать товарное предложение в соответствии со спросом по региональным рынкам страны под силу лишь оптовым предприятиям, которые могут наиболее эффективно организовать пространственное перемещение товарных масс, производимых не только российскими, но и зарубежными произ-
водителями.

Рассматривая значение оптовых структур в формировании ассортимента в розничной торговле, следует отметить характерную особенность перехода торговли страны к условиям рыночной экономики – это перемещение центра тяжести хранения товарных запасов из розничной торговли в оптовую. До перестройки 85% товарных запасов в торговле хранила розничная торговля, что противоречило распределению функций между оптовой и розничной торговлей и приводило к вполне объяснимым негативным последствиям.

С перемещением основной массы товарных запасов в звенья оптовой торговли повышается ее ответственность за формирование ассортимента в розничной торговле и одновременно облегчается решение этой сложной задачи в торговле вообще.

Рациональное формирование ассортимента на предприятиях оптовой торговли определяет не только экономическую эффективность их функционирования, но и успешную деятельность розничной торговли и обеспечение спроса населения. В этом социальная и экономическая эффективность коммерческой деятельности по формированию ассортимента на предприятиях оптовой торговли. Результаты этой деятельности в значительной степени зависят от уровня организации работы коммерческих служб и профессиональности их работников.

Основным принципом формирования ассортимента является его соответствие характеру и особенностям спроса населения регионов, обслуживаемых оптовым предприятием. При этом следует учитывать постоянное развитие и совершенствование спроса, т.е. ориентироваться не только на существующую структуру спроса, его объем, но и на перспективы развития. При формировании ассортимента должно учитываться комплексное удовлетворение всех сегментов рынка, поэтому ассортимент должен характеризоваться достаточной широтой и глубиной.

Другой принцип, которым следует руководствоваться при формировании ассортимента, – его устойчивость. Данное требование относится прежде всего к товарам повседневного спроса.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей, а тем самым и розничной торговли соответствующего региона в решающей мере определяется эффективностью формирования ассортимента в оптовой торговле. Важнейшим принципом формирования ассортимента является, как уже было отмечено, его соответствие характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами оптового предприятия. А предлагаемый оптовым покупателям ассортимент должен обладать достаточной широтой, глубиной, полнотой, стабильностью. Эти характеристики ассортимента рассматриваются детально при решении проблем формирования ассортимента в розничной торговле.

Инструмент, с помощью которого регулируется ассортимент на предприятии оптовой торговли (и на розничном также) – ассортиментный перечень. Этот документ содержит перечень наименований товаров, которые должны быть на складах оптовых предприятий, их разновидностей и ассортиментных позиций, которыми эти товары должны быть представлены.

Обычно ассортиментный перечень разрабатывается на год с учетом сезонных особенностей. В течение года при необходимости этот перечень должен уточняться с учетом новых обстоятельств, возникающих на соответствующем рынке товаров.

 

7.3. Порядок формирования ассортимента товаров

в магазинах

 

Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения. В той или иной степени ассортимент формируется во всех звеньях движения товаров от производителя до магазина. Но конечная цель этих звеньев – сформировать ассортимент в магазинах.

При формировании ассортимента учитываются следующие факторы: общие, не зависящие от конкретных условий работы магазина, а также специфические, зависящие от условий работы конкретного розничного предприятия.

К общим факторам относят спрос и производство. Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, потребитель привыкает к определенным продуктам, поэтому их важно постоянно иметь в ассортименте. Формируя ассортимент, необходимо учитывать фактор взаимозаменяемости. Это может быть товар внутригрупповой (сосиски – сардельки, сапоги – ботинки) или из другой товарной группы (мясо – рыба, куртка текстильная – куртка трикотажная). К общим относится и фактор производства, он вызывает к жизни новые потребности, развиваясь, удовлетворяет потребности, что непременно должно учитываться при формировании ассортимента.

К специфическим факторам относятся тип магазина и зона его деятельности, состояние общественного транспорта, изменение покупательских потоков, характерные для района деятельности данного магазина и т.д. Тип и размер магазина решающим образом влияют на широту ассортимента. Его формирование в продовольственном магазине может быть обусловлено оснащенностью холодильным оборудованием. Ассортимент магазина во многом определяется наличием и ассортиментным профилем других магазинов в данном районе, социальным составом и уровнем доходов населения, его половозрастным, профессиональным и национальным составом.

В основу формирования ассортимента может быть положен производственно-сырьевой признак формирования товарных групп, при котором товар группируется по характеру сырья и применяемого производственного процесса.

Рационализация формирования ассортимента в розничной торговле предусматривает группировку товаров в магазине по принципу комплексности спроса, когда в состав комплексов входят товары различных товарных групп, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса. В основу таких комплексов могут быть положены признаки: пол и возраст (“Товары для мужчин”, “Товары для детей”), образ жизни и проведение досуга (“Турист”, “Охотник”, “Садовод”, “Умелец”), ремонт и благоустройство жилища (“Товары для дома”). Потребительские комплексы в таких магазинах могут состоять из микрокомплексов, организованных по товарно-отраслевому признаку.

Результаты проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов:

товары для детей;

товары для женщин;

товары для мужчин;

товары для дома;

культура в быту и организация досуга;

товары для шитья и вязания.

Приведенная номенклатура потребительских комплексов является примерной. Ее можно уточнять с учетом конкретных условий.

В рамках потребительских комплексов выделяются микрокомплексы, которые могут быть организованы как постоянные, так и сезонные. Особое внимание следует уделять организации постоянных микрокомплексов. Примерная номенклатура постоянных микрокомплексов при организации отдельных потребительских комплексов следующая.

1. Товары для детей:

товары для новорожденных и детей ясельного возраста;

товары для девочек;

товары для мальчиков;

детская мебель и коляски;

игрушки;

юный умелец.

2. Товары для женщин:

верхняя демисезонная и зимняя одежда;

блузы и кофты;

костюмы и юбки;

платья;

домашняя и спортивная одежда;

обувь;

предметы женского туалета;

товары для невесты;

подарочные комплекты для женщин.

 

3. Товары для мужчин:

верхняя демисезонная и зимняя одежда;

костюмы и брюки;

сорочки и пуловеры;

домашняя и спортивная одежда;

обувь;

предметы мужского туалета;

подарочные комплекты для мужчин.

4. Товары для дома:

товары для приготовления и хранения пищи и сервировки стола;

предметы убранства квартиры;

предметы для ухода за квартирой и стирки;

умелые руки;

столовое и постельное белье;

подарочные наборы к свадьбе и новоселью.

5. Культура в быту и организация досуга:

музыкально-развлекательные товары, фототовары;

компьютерная техника;

личные украшения, подарки, сувениры;

товары для работы и учебы;

предметы личной гигиены;

спортивные игры.

6. Товары для шитья и вязания:

ткани для верхней одежды;

ткани на платья и блузы;

бельевые ткани;

шерсть и синтетика для вязания, пуговицы, отделочная

фурнитура;

принадлежности для шитья и вязания.

Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов. В отдельных случаях в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Примерный перечень сезонных микрокомплексов

приведен в табл. 4.

 

 

Таблица 4

Примерный перечень сезонных микрокомплексов

в универмагах

 

Потребительские комплексы Сезонные микрокомплексы Период организации, месяц
«Товары для детей» «В школу» «В летний лагерь» «К Новому году» Август–сентябрь Май–август Декабрь–январь
«Товары для женщин» «К 8 Марта» «Для летнего отдыха» Февраль–март Май–август
«Товары для мужчин» «Для летнего отдыха» Май–август
«Товары для дома» «Для сада и огорода» «Для дачи» «Для домашнего консервирования» Май–сентябрь
«Культура в быту и организация досуга» «Для зимнего спорта» «Для летнего спорта» Октябрь–февраль Май–август

 

Формирование ассортимента для магазина, т.е. определение номенклатуры товаров, которыми он должен торговать, условно можно разделить на три этапа.

Первый этап – устанавливается укрупненный ассортимент, определяется ассортиментный профиль магазина. Это осуществляется администрацией города или района с учетом действующих принципов размещения розничной сети. При определении укрупненного ассортимента стремятся универсальный ассортимент непродовольственных товаров периодического спроса сосредоточить в универмагах и специализированных магазинах. Продовольственными товарами в широком ассортименте должны торговать прежде всего универсамы.

Второй этап – рассчитывается структура укрупненного ассортимента, т.е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров с учетом других факторов. Этим занимается руководство магазина, фирмы.

Третий этап – определяется развернутый ассортимент путем подбора конкретных видов и разновидностей товаров в пределах каждой установленной для магазина товарной группы. Задачу эту призваны решать коммерческие работники
предприятия.

Формирование ассортимента – важнейший раздел коммерческой работы в магазине. С одной стороны, работники магазина заинтересованы в расширении ассортимента, что обеспечивает магазину рост товарооборота и прибыли, с другой – расширение ассортимента неминуемо увеличивает товарные запасы и замедляет оборачиваемость, а это увеличивает издержки обращения и снижает прибыль. Задача работников, отвечающих за этот участок коммерческой деятельности, сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять спрос большинства покупателей при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций. Решая данную задачу, коммерческие работники магазина должны быть профессионально подготовлены, должны хорошо знать особенности рынка своих товаров и иметь торговую интуицию.

Среди инструментов коммерческой деятельности торговой фирмы ассортиментная политика занимает особое место. Предпринимательские структуры при формировании ассортимента руководствуются прежде всего стремлением получить прибыль. Товары отличаются различными издержкоемкостями и
доходностью.

Ассортиментная политика фирмы должна учитывать следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров, устойчивость и гибкость ассортимента; его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям, рациональное размещение товаров в магазинах.

Действующий в магазинах производственно-отраслевой принцип группировки товаров при составлении ассортиментных перечней не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия. До сих пор нет стандартов, регламентирующих основные характеристики ассортимента. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на перечень и сущность показателей ассортимента товаров. В настоящее время инструментом регулирования ассортимента в магазине служит ассортиментный перечень товаров. Он может быть утвержден фирмой, которой подчинен магазин, самим магазином или соответствующим органом управления в администрации города или района. Его рекомендуется разрабатывать для каждого конкретного магазина с учетом типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

Ассортиментный перечень позволяет контролировать полноту ассортимента в магазине администрацией фирмы и территорией, служит ориентиром для покупателей, является инструментом для регулирования деятельности магазина.

Планирование ассортимента

И его рентабельность

 

Сущность планирования ассортимента, его формирования и управления им заключается в том, чтобы предприниматель своевременно предлагал в магазинах определенную совокупность товаров, которая бы по объему, числу разновидностей, качеству наиболее полно удовлетворяла требованиям покупателей.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая, с одной стороны, должна обеспечивать соответствие концептуальным основам формирования инфраструктуры розничной торговли, утвержденной в 2000 г. Минторгом Российской Федерации, а с
другой – должен создать каждому предприятию условия рентабельной работы.

Как известно, Концепция Минторга РФ в части розничной торговли исходит прежде всего из того, что формирование ассортимента в торговле продовольственными товарами должно идти по пути универсализации, а в торговле непродовольственными – за счет преимущественного развития специализированных и узкоспециализированных магазинов. Такому формированию ассортимента должно способствовать рекомендованное Концепцией увеличение доли в розничном товарообороте стационарной сети магазинов, а также формирование торговых сетей, крупных универсальных магазинов, торговых центров и торговых комплексов.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента: разнообразие видов и разновидностей, степень обновления ассортимента, уровень и соотношение цен на товары и т.д. Цель ассортиментной концепции – сориентировать предприятие на торговлю товарами, наиболее соответствующими структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, фасоны, модели, цены, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам, а в его оптимальном разнообразии по определенным существенным признакам (например, типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозироваться должны лишь тенденция развития ассортимента и ассортиментная структура спроса.

Указанные прогнозы с учетом влияния фактора взаимозаменяемости товаров необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить будущее соответствие товарного предложения ассортиментной структуре спроса на рынке.

В условиях рыночной экономики ассортиментная
политика – важная часть общей стратегии торговли.

Предприятия розничной торговли ведут постоянный поиск путей оптимизации ассортимента при его планировании и анализе его эффективности и используют следующие показатели: широта, глубина, полнота, устойчивость, сбалансированность ассортимента.

Широта ассортимента определяется количеством групп товаров, предлагаемых магазином. Она зависит от ассортиментного профиля магазина.

Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей внутри групп товаров, имеющихся в магазине. По товарам сложного ассортимента глубина определяется по моделям, размерам, полноте, расцветкам и другим показателям.

Полнота ассортимента определяется с помощью коэффициента полноты, рассчитываемого путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина:

 

Кп .

 

где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф – фактическое количество разновидностей в момент проверки;

Рп – количество разновидностей товаров, определенное
ассортиментным перечнем.

Иногда случайные факторы (например, разовое нарушение графика доставки) оказывают сильное влияние на этот коэффициент, и он искажает реальное состояние дел. Поэтому более объективным показателем является коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента (Куст), который рассчитывается по формуле:

 

.

 

 

где Рф1, Рф2,..., Рфn– фактическое количество разновидности товаров в момент отдельных проверок;

Рп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – количество проверок, проведенных во взятом периоде.

В зависимости от целей анализа коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать по всему ассортименту или по какой-то отдельной группе и даже виду товара. При этом учитываются только те товары, которые для данного магазина предусмотрены ассортиментным перечнем.

Сбалансированность ассортимента – это рациональные пропорции различных товарных групп и товаров, соответствующие общей ассортиментной политике магазина или фирмы, которой он подчинен.

О глубине и полноте ассортимента можно судить по числу видов и разновидностей в отдельных товарных группах. Фактическая глубина ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит от торговой площади магазина, объема товарооборота, финансовой устойчивости, авторитета торговой фирмы на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности (высокие темпы роста товарооборота, высокую рентабельность и т.д.).

Для повышения социального уровня торгового обслуживания коммерческие работники магазина должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. Этот показатель существенно влияет на качество торгового обслуживания и поднимает престиж магазина у покупателей.

Для характеристики эффективности коммерческой деятельности отдельной фирмы или их совокупности по городу действенным показателем может быть степень обновления ассортимента. Данный показатель может быть определен коэффициентом обновления и имеет особо важное значение в работе с непродовольственными товарами. Коэффициент обновления ассортимента – это доля товаров (в %), ежегодно заменяемых на новые образцы. По непродовольственным товарам этот процесс объясняется прежде всего моральным старением товаров.

Для оперативной работы коммерческих служб (пополнение и регулирование ассортимента торговой фирмы) может быть рекомендован такой показатель, как доля новых товаров (продуктов, изделий) в объеме новых поступлений. При этом специалистам следует особо выделять товары с улучшенными потребительскими свойствами.

Все разнообразие товарного ассортимента, присутствующего на прилавках магазинов, является результатом деятельности по организации снабжения магазинов на основе выбора поставщиков и организации товародвижения.

Ассортиментная политика магазинов может быть различной, некоторые предприниматели включают в ассортимент своих магазинов только популярные у покупателей группы товаров или даже отдельные товары, что приводит к сокращению товарных запасов, повышению оборачиваемости товаров и прибыли. Однако при этом сужается ассортимент и многие покупатели, не сумевшие купить нужные им товары, обращаются в другие магазины с более широким ассортиментом товаров, покупая там и другие товары. Сокращение ассортимента, таким образом, приводит к снижению товарооборота и по другим товарам, имеющимся в продаже, что ухудшает экономические показатели фирмы.

Другие магазины, имея в ассортименте сравнительно редко покупаемые товары, в какой-то мере ухудшают экономическую эффективность за счет замедления товарооборачиваемости. Но, привлекая покупателей более широким ассортиментом, они в результате увеличивают товарооборот и прибыль. Как уже отмечалось, широта и глубина ассортимента определяются общей стратегией, которую избрала для себя торговая фирма или отдельный магазин. Фирма, имеющая несколько магазинов, может по-разному строить ассортиментную политику в различных своих магазинах (в зависимости от их размещения, покупательских потоков и фирм-покупателей).

Описанные выше особенности формирования ассортимента в розничной сети характерны для торговли развитых стран.

Однако переход торговли нашей страны на работу в условиях рынка заставляет наиболее прогрессивных и опытных предпринимателей искать пути продуманного и проверенного зарубежной торговлей опыта построения ассортимента.

Опыт торговли США свидетельствует о более высокой конкурентоспособности среди крупных супермаркетов, имеющих торговую площадь не менее 3000 кв. м. Только очень крупные магазины могут позволить себе реализацию принципа “все товары под одной крышей” и гибкую ассортиментную политику, базирующуюся на серьезных маркетинговых исследованиях.

При формировании ассортимента некоторые зарубежные маркетологи по «поведению» товаров различают следующие группы.

1. Товары-«лидеры» определяют успех фирмы, обеспечивают широкую клиентуру и большую прибыль. Обычно это товары-новинки, получившие уже признание покупателей (продукты из мяса куры в магазинах «Птицепрома»).

2. «Локомотивы» – товары, которые «тянут» за собой другие изделия фирмы, способствуя утверждению фирменной марки, часто это товары-«лидеры».

3. «Тактические товары» (их называют также товарами поддержки или дополнительными) дополняют ассортимент, чтобы клиенты не обращались за недостаточными товарами к конкурентам. Они рентабельны, с достаточной торговой надбавкой (соусы, приправы в магазинах «Птицепрома»).

4. «Зазывные товары» привлекают покупателей дешевизной (сахар, растительное масло), часто продаются с убытком для магазина, но при этом покупатель ассоциирует их низкие цены со всем ассортиментом товаров. Цены могут быть, наоборот, очень высокими, но если они являются «престижными», то способствуют имиджу данной марки.

В ассортиментной политике должен обязательно учитываться жизненный цикл товара. Меняются потребности людей, их вкусы, появляются новые товары, другие стареют как физически, так и морально.

В зависимости от этих особенностей меняется характер сбыта и прибылей (рис. 14).

Как видно из рисунка, от этапов жизненного цикла зависят объем реализации и прибыль магазина. Некоторые товары могут быстро пройти все этапы жизненного цикла, другие медленно, а третьи вообще не переходят к этапу роста и, не дав прибыли, снимаются с продажи. Наиболее выгодны для магазина, следовательно, товары, относящиеся к первому варианту, а также совершенно неэффективны товары третьего варианта.

Для розничной торговли прибыль максимальна на этапе зрелости, включение товара в ассортимент магазина выгодно на этапе роста и в начале этапа зрелости, но по мере насыщения рынка данным товаром реализация в магазине замедляется, его иногда приходится снижать в цене, он становится менее рентабелен, а на этапе упадка товар приходится значительно уценивать, иногда даже снимать с продажи. В этом случае магазин терпит убыток.

Сбыт и прибыль

в денежном

выражении

       
 
   
 

 

 


0

       
 
   
 

 

 


Разработка Выведение Рост Зрелость Упадок товара на рынок
0

 

Рис. 14. Характер сбыта и прибыли на протяжении

жизненного цикла товара от его создания до упадка:

сбыт;прибыль

Наиболее надежно включать товар в ассортимент на этапе роста или зрелости, здесь риск понести на товаре убытки сводится к минимуму. Но и получить большие прибыли не представляется возможным. Включение в ассортимент магазина товара на стадии внедрения имеет элемент риска, но при удаче магазин получает большую прибыль. Кроме того, престиж магазина в глазах покупателей растет за счет наличия в нем новых, модных
товаров.

Закупка товара на стадии внедрения поднимает авторитет магазина у поставщиков, при этом могут оговариваться поставки товаров большими партиями в случае его успеха на рынке. Если товар получает большую популярность, то срок получения на нем высокой прибыли невелик, так как этот товар появляется у многих поставщиков, рынок им быстро насыщается. На стадии роста коммерсанты стараются организовать четкий завоз, расширить всеми методами продажу популярного товара (расширение торговых площадей по этим товарам, увеличение часов работы, материальное поощрение продавцов и т.д.), главное при этом не упустить время. С выходом товара на этап зрелости темпы роста сбыта падают, конкуренция со стороны соперников возрастает, приходится снижать цены. Закупки такого товара должны проходить очень осторожно. От поставщика следует требовать снижения оптовых цен, запасы по данному товару необходимо свести к минимуму, размеры закупаемых партий надо сократить. На последнем этапе товар нужно уценить и распродать.

Магазины могут применять и другую политику цен, закупая товары у поставщиков в стадии зрелости или даже упадка, но по льготным ценам, что позволяет им и в данном примере получить прибыль. Некоторые магазины за рубежом торгуют только товарами, давно вышедшими из моды, продавая их по крайне низким ценам. Такие магазины живут за счет низкого уровня издержек обращения и имеют своих постоянных покупателей из малообеспеченных слоев населения.

Большие сложности существуют при включении в ассортимент особо модных товаров, так как их фасон, цвет, дизайн меняются очень быстро, а жизненные циклы стремительны. Коммерческий риск торговли этими товарами очень велик, поэтому ими обычно торгуют немногие фирмы и магазины. И цены на эти товары устанавливаются очень высокие.

Необходимо иметь в виду, что цена товара имеет непосредственную связь с его качеством, иногда эта связь реальная, а иногда мнимая. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и – наоборот. Поэтому коммерческие службы торгового предприятия должны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует учитывать также и престижность товара, которая определяется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с этим существует еще и понятие престижных цен, когда определенная категория покупателей не приобретает товары и услуги по ценам, которые считает слишком низкими, полагая, что при таких ценах качество товаров не соответствует их требованиям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Формируя ассортимент товаров, предприятие должно обязательно учитывать эту особенность покупателей.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое ассортимент и как он классифицируется (классы, группы, виды, разновидности)?

2. Классификация ассортимента по частоте спроса, по степени определенности спроса.

3. Формирование ассортимента и ассортиментная
политика.

4. Роль оптовой торговли в формировании ассортимента.

5. Факторы, влияющие на формирование ассортимента в магазине.

6. Этапы формирования ассортимента в магазине.

7. Порядок планирования ассортимента, основные показатели, характеризующие ассортимент.

8. Учет «поведения» товаров при формировании ассортимента (на основе использования теории маркетинга).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: