Разработка социокультурной типологии сельских поселений, исходя из исторических и современных аспектов их развития




В данном разделе в рамках темы «Проведение научных исследований и разработка моделей сельских поселений XXI века» предложен анализ историческойи современнойсоциокультурной типологии сельских поселений с учетом историко-культурных земель, который становится важным в связи с попытками их реставрации (восстановления), реконструкции или нового строительства. Такой подход становится актуальным, поскольку в последние десятилетия во многих странах идет дискуссии о сохранении и развитии региональной, культурной идентичности, о поиске путей сохранения многообразия культур, поиске альтернатив превращения мира в “одну большую деревню”: с одним языком, близкими традициями, архитектурой и пр.[49] И процесс урбанизации вызывает в свою очередь активные движения населения и специалистов в ряде стран за сохранение исторических городов, «духа места», в том числе и сельских поселений[50].

В последние десятилетия, как и сегодня, разрабатываются проекты сохранения и развития исторических сел[51], исследуются их планировочные особенности по разным землям и регионам разных стран[52] [53], создаются музеи в сельской среде, где проживают люди и сохраняются сельскохозяйственная деятельность[54], или музеи перевозимого типа, которых только в Европе насчитывается более двух тысяч[55]. Анализ и опыт такой работы заслуживает исследования и применения в нашей стране[56].

В связи с разработкой социокультурной типологии, ориентированной на сохранение исторических поселений, имеющих значимость для развития страны и регионов, сделаем несколько замечаний, касающихся предмета анализа.

Современные преобразования земельных и экономических отношений в сельской местности нашей страны, связанные с перераспределением собственности, становятся ущербными для развития ряда исторических поселений, поскольку осуществляются за их поселковой чертой и не ориентированы, к сожалению, на их сохранение и развитие. Напротив, очевиден стихийный процесс отторжения земель под различного рода объекты, не связанные с целенаправленной деятельностью в сельском хозяйстве и с конкретными территориями и их населением. Это строительство дач, “второго жилья” для горожан, промышленных предприятий в непосредственной близости от населенных мест. А поскольку не решаются во многих случаях вопросы социальной и инженерной инфраструктуры, то они ложатся бременем на различные села и деревни, в том числе на исторические[57].

Да и современная быстро меняющаяся ситуация не позволяет, к сожалению, осуществлять надежный контроль за территориальным, во многих случаях стихийным развитием поселений. Местные власти для решения вопросов частичного наполнения бюджета, как и с целью собственной наживы, по собственному усмотрению решают приоритеты распределения земель в границах муниципальных территорий. В основном исторические села (и не только) не имеют генеральных планов и программ развития, (что можно заметить и в других странах, например, в Германии или Австрии)[58]. Часто села и деревни включаются в городскую черту с целью расширения территории развития малого города (например, Звенигорода, Московской области).[59] При этом сельские жители приобретают вместе с рядом плюсов, заметные минусы.

«Сохранение и использование культурного наследия» - это раздел «Схем территориального планирования», как на уровне областей, так и районов. Однако формирование разных типов исторических поселений и их развитие в рамках этих проектов специально не предполагается, поскольку современный анализ и территориальное проектирование отстраняется практически от наличия в них отдельных памятников архитектуры или истории самих поселений. Не учитываются различные типы исторических сел и деревень, которые в большинстве своем просто не выявлены, не определена их собственная значимость: история, пространственные характеристики, ландшафт, образ жизни населения и пр. Поэтому в дальнейшем на уровне района, как и области, при обсуждении программ развития территории таким поселениям не придается значения, не предлагаются специфические только для них программы и проекты, или альтернативного характера (ремесленные центры, музеи под открытым небом - «in situ», места торговли (ярмарок) и возрождения народных праздников, туристические деревни и пр.). Очевидно, что такой подход становится новым в рамках указанных проектов, но необходимым с целью развития историко-культурных земель и поселений.

Архитектурно-пространственные проблемы формирования облика сельских поселений особенно очевидны в пригородных местностях страны. Это выражается либо в безликих жилых постройках или весьма помпезных жилых домах, по размеру, качеству строительства и стилистике выпадающих их окружающего ландшафта. Явно стремление разбогатевших горожан вложить свои средства в собственность, в жилище, планируя развитие семей, хотя повсеместно наблюдается их разрушение, не говоря уж о поддержании построек в дальнейшем.

Но нельзя винить только жителей сел или горожан в безвкусном украшении и строительстве жилища. Критике, по-видимому, должны подвергаться руководители областей, районов, поселений (к сожалению, не имеющие, образования в сфере архитектуры), но ответственные за контроль в этой сфере деятельности, а также архитекторы, предлагающие как типовые проекты, которые превращают российские села в однотипные поселки, либо в придурковатые замковые поселения.

Метод реставрации, реконструкции и нового строительства сегодня заслуживает внимания, поскольку это поддержка идеи сохранения традиционных региональных (национальных) черт значимых сел и их окружения с учетом местной стилистики, материалов и образа жизни населения. При таком подходе вопросы реставрации и реконструкции разных типов наследия, включая культурные ландшафты и села, достаточно очевидны, но пока не реализуемы, поскольку до сих пор нет полноценного Списка исторических сел РФ. А для тех из них, что случайно в нем оказались (см. Приложение Б), ситуация остается также неопределенной из-за отсутствия реальной практики их реконструкции (при наличии методических подходов к исследованиям и социально-культурному проектированию)[60], средств, информации и т.д. Все это приводит к игнорированию таких исторических объектов, как на различных уровнях управления, архитектурного проектирования, так и местными жителями, занятыми собственными проблемами и/или не осведомленными о ценности собственной «малой родины» и ее наследия.

Реконструкция (реновация) села и обновление крестьянских домов является частью дифференцированной политики многих стран Европы, что вовлекает жителей в процесс осознания не только собственного жилища, но и всего поселения. Например, в Австрии двадцать лет назад существовало 2304 сельских района и более 17000 деревень. Только около 100 из них имели официальные или общественные программы развития. В Верхней же Австрии, где было 6500 деревень, 2400 ферм нуждались в ремонте и реконструкции. Для специалистов было очевидно, что столь большое число поселений и сооружений нуждалось как в специальном анализе, так и разработках приоритетов по их сохранению и развитию со стороны экспертов, так и местных жителей во многих селах на уровне регионов. Поэтому эти вопросы постоянно обсуждались, и до сих пор прорабатываются на разных уровнях власти[61].

Сохранение и поддерживающее развитие культурного ландшафта, как места жизни людей, важно во многих европейских странах. Постоянно обсуждается вопрос не только о реставрации и реконструкции, но и строительства качественного жилья, формирования окружающей среды для трудовой деятельности и особенно как мест отдыха, имеющих значимые социальные аспекты. Европейская конвенция о ландшафтах (Флоренция, 20 октября 2000 г.), подписанная многими европейскими странами, не была ратифицирована нашей страной, что говорит об отношении власти к данному предмету рассмотрения.[62] Хотя такие ландшафты представляют и экономическую ценность, давая возможность развитию туризма, строительства домов отдыха, гостиниц, клубов, ресторанов и пр.

Крестьянская усадьба, их группа, жилые дома, хозяйственные постройки, культовые сооружения, как и поселение в целом, - это также составные элементы культурных ландшафтов, культурной идентичности населения любого государства. Это не просто жизненная, но и культурная среда для работы, включающая экологические и социально-культурные функции. Любые решения в области строительства или реконструкции прямо или косвенно влияют, в том числе и на экономические функции. Поэтому сегодня необходимо продумывать: где и когда при реконструкции усадеб следует учитывать основные направления сельскохозяйственной, промышленной или др. политики на региональном или местном уровнях. Ее цель – сохранение локальной идентичности не только построек, в том числе и деревянных, но и всего поселения, а, следовательно, образа региона и страны в целом. «Культура дерева» приобретает сегодня по всему миру особое значение.[63]

Культурный и сельский туризм, как капиталоемкая область, требует привлечения иностранного капитала, реконструкции сооружений, торговли, развлечений, что сложно развивать в России из-за слабо развитой инфраструктуры и т. д.[64] Хотя в последние годы наблюдается некоторые подвижки в этой сфере. Но для становления сельского туризма важно, есть ли установка государства на поддержку реальных субъектов той социокультурной среды, на основе которой собираются произвести туристический продукт. [65] Поскольку сельский или агро-туризм – это производный элемент государственной социальной политики, тесно смыкающийся с такими сферами, как местное самоуправление, развитие саморегулируемых общественных организаций, системная поддержка малого и среднего бизнеса и пр. при обязательном учёте социокультурных факторов*. В сельской местности расположено до 70 % исторических объектов – усадеб, домов-музеев, сельских поселений и пр. Эти и многие не упомянутые здесь социокультурные компоненты, как и разные типы исторических сельских поселений и ландшафтов, являются источником для формирования уникальных, разнообразных турпродуктов на местах.Совокупный социокультурный потенциал для развития российского туризма объективно является одним из богатейших в мире.[66]

Программы сохранения и развития сельских поселений являются важным механизмом в использовании различных ресурсов территории с целью улучшения жизни местного населения. Заметным экономическим потенциалом территорий, помимо туризма, является наличие в них малых перерабатывающих предприятий и бизнес-структур, а также готовность их лидеров спонсировать различные проекты и программы. С этой целью для привлечения нетрадиционных ресурсов экспертами и представителями управления целесообразно проведение интервью с лидерами госпредприятий, частных компаний, фондов о возможных инвестициях в проекты и планы развития. Но первоначально должна быть выявлена приоритетность таких вложений в структуру поселения и региона, а также достигнута договоренность, в том числе, и с населением в последовательности таких действий. Поэтому встает вопрос в разработке программ сохранения и развития поселений, организации партнерств и участия населения в любой деятельности на территории.

Утрата идентичности, заметное чувство неопределенности (в сравнении с городом) в сельской среде усугубляется по разным причинам. Одной из них является то, что многие решения на местах принимаются “чужаками”, а не местными жителями. Это приводит к тому, что сельское сообщество и его социальная система не представляется жизнеспособными для ее членов. В результате появляется чувство отчуждения и еще большей апатии. У местных сельских общин и их администраций проявляется всякого рода слабость, включая политическую, в борьбе с сильными, развитыми соседскими городами в структуре района за свои природные ресурсы, инфраструктуру, коммуникации, ландшафты, и, наконец, за собственно социальное сообщество. (Хотя этот факт также отмечен в других европейских странах.) Поэтому по многим регионам и поселениям рассчитывать на проявление активности и участия населения в самоуправлении, в какой-либо общественной работе особенно не приходится. Но сегодня имеются примеры такой деятельности на местах, и она должна быть поддержана как со стороны различных общественных организаций, так и управленцев разного уровня.

Участие населения и партнерство – необходимый аспект разработок и реализации любых социально – культурных проектов, в том числе планировочных или архитектурных, касающихся жизни и деятельности местных жителей. Успех реализации таких проектов взаимосвязан с умением проектировщиков учитывать исторический контекст и умение прочитывать генетические составляющие пространственного строя поселения, различные интересы социальных групп населения и пр. Необходимым становится анализ социально-культурных типов поселений, исходя из разных аспектов их формирования и развития во времени.

Следует признать, что потенциал российских исторических сел, деревень и малых российских городов, как центов сельской округи, остается неиспользуемым. Заслуживает внимания комплексное выявление ресурсов территорий (природных, историко-культурных, социальных и др.), их организация в интересах общества. Одним из путей решения проблем является разработка и реализация специальных программ и проектов их сохранения и развития, как значимых элементов культуры народа с учетом историко-культурного зонирования земель, их своеобразия, с уточнением наличия на их территории особых социокультурных типов сельских поселений с целью реставрации или их реконструкции. Существенно участие населения и организация партнерств, как реального механизма реализации таких программ и проектов, так и вновь проектируемых поселений XXI века[67].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: