Одинцовского, Звенигородского и соседних районов Московской области




 

Исследование исторически значимых, как и совремнных поселений предлагается выстраивать на основе следующих показателей[68]:

· выявление исторических причин и особенностей зарождения, формирования и затухания различных типов поселений;

· определение влияния различных географических факторов на структуру и формирование поселений (горные, лесные, равнинные и др.);

· определение качественных характеристик поселений, исходя из различного образа жизни местного или приезжего населения с определенными этническими признаками, особенностями освоения территории;

· анализ особенностей культуры в определенных географических и историко-культурных землях, исходя из наличия тех или иных типов поселений, их количественного состава в структуре региона;

· выявление преобладающих форм собственности и форм хозяйствования, отразившихся на культуре, на разных типах поселений, регионов;

· законодательные акты, другие нормативные, правовые документы федерального и регионального уровней, влияющие на формирование сельских поселений, а также на архитектурные и пространственные их характеристики.

Применительно к поставленным вопросам в рамках темы «Проведение научных исследований и разработка моделей сельских поселений XXI века» мы предлагаем анализ социокультурной типологии сельских поселений (как и ландшафтов), которые в той или иной степени их организация может быть использована в современных условиях. К ним относятся: сельскохозяйственные, промыслово-художественные, торговые, сезонные, монастырские, военные, дачные (конца XIX – начала XX в. и современные), а также ведомственные и усадебные поселения. Наиболее распространены – поселения смешанного полифункционального типа, как более жизнестойкие. Ряд примеров из перечисленных социально-культурных типов сельских мест в историческом аспекте демонстрирует определенные закономерности в освоении территории и ландшафтов России.[69] И он, несомненно, должен учитываться при сохранении и развитии сельских поселений.

Сельскохозяйственное поселение это такой тип поселения, в котором преобладающая часть населения, проживающего на его территории, занята сельскохозяйственным производством: земледелием, животноводством, производством различных культур и т.д. Это отражается соответствующим образом на его образе жизни, на природной и пространственной среде поселения, ландшафте.* И именно сельскохозяйственные поселения в известном смысле олицетворяют проблемы, рассредоточенные вместе с населением на огромных землях нашей страны.

Рис. 1.4.2Деревня на Северной Двине. Рис. художника И. Билибина, 1903 г.

Для сельскохозяйственных поселений характерным являлось групповое расположение деревень, тяготеющих к хозяйственному и административному центру: погосту, боярскому или помещичьему двору. Центр частновладельческого хозяйства, как оно представлено в писцовых книгах, - крупное село, обеспечивающее единство окружающих его деревень в хозяйственном, социальном, пространственно-географическом контексте. В дальнейшем это был центр сельского общества или волости, а затем – сельского совета (сходную структуру имели некоторые монастырские поселения на Севере России). Поэтому экономическая обособленность и наличие натурального хозяйства сохранялись достаточно долго в таких группах поселений, и служила одной из причин замкнутости не только хозяйственного, но и социально-культурного пространства сельскохозяйственных поселений. Это заметно отличает селения рассматриваемого типа, например, от промысловых, торговых, дачных или ведомственных, ориентированных в своей жизнедеятельности на более широкие производственные и социокультурные связи с городом, регионом. Их пространственное расположение указывает на такие связи.

Развитие водных, железнодорожных и других транспортных путей также играло роль в превращении сельскохозяйственных поселений – в торговые или промышленные. Близость к большим городам (Москва, Санкт-Петербург), являвшихся центрами урбанизации в стране, также сказывалось на процессе трансформации аграрных поселений (миграция рабочей силы, воздействие городской культуры и т.д.). Например, некоторые сельские хозяйства Смоленской губернии превратились постепенно в торговые, специализирующиеся на производстве технических культур (льна и картофеля) при сохранении потребительского характера крестьянского зернового хозяйства. Причина тому была близость Смоленской губернии к Рижскому порту.

В сельскохозяйственных поселениях постепенно развивались промыслы, ремесла, сельская промышленность. При расположении сел на водных путях они становились торговыми селами, при наличии сырья (дерево, глина, песок) развивались промыслы, производящие на продажу всевозможные изделия из дерева, глины, стекла. Расположение вблизи реки, моря, озера, леса подразумевало ловлю рыбы, сплав леса и т.д.

Таким образом, такие поселения сочетали в себе часто смешанные функции, связанные с разными видами деятельности. Именно такие поселения были наиболее жизнеспособными, поскольку их население занималось собственным обеспечением и имело доходы от других видов деятельности.

Промыслово – художественные поселения. История этих поселенийво многом подчинена общим закономерностям становления и развития Центральной России, Русского Севера, Поволжья, Урала. Причины зарождения ремесла в той или иной деревне, формирование определенных его художественных качеств и пр. – влияло на развитие самого поселения. Это, в свою очередь, поможет рассмотрению такого типа поселений с учетом их сохранения или реконструкции в современных условиях.

Говоря о территориях, где значительная часть местных жителей занята художественным промыслом, следует иметь ввиду, что под привычным названием поселения зачастую стоит не единичное село, а несколько населенных пунктов или даже целый район кустарного промысла и художественной промышленности. Это объясняется идентичностью художественных приемов, например, в подмосковном районе гончарного промысла поселение Гжель исторически объединило большое количество сел и деревень. Или, наоборот – в соседних поселениях имеются принципиальные различия в манере художественного исполнения или даже разные виды промыслов, и каждый из промыслов остался в своей специализации и сохранил самобытность. Например, несмотря на территориальную близость, народные промыслы с. Палех или с. Холуй (Ивановская область) и Мстеры (Владимирская область) в силу своих различий, не объединились в промысел единого художественного направления. Это можно заметить на территории реки С. Двины, где имелись различные центры народной росписи (пермогорская, борокская, пучугская), имеющая отношение к разным группам сел. Палащелье – это куст деревень на реке Мезени, в Архангельской области, где сохранились известные «палащельские росписи». Очевидно, что общей основой для соотнесения поселений с тем или иным названием художественного промысла является единый вид ремесла, общность проблем мелкотоварного производства, единый административно-хозяйственный статус соседних территорий.

Часто начало промысла обуславливалось формой собственности на землю данного поселения. Села Холуй, Палех, Мстера, например, являлись вотчинами Троице-Сергиевой Лавры и Суздальского Спасо – Евфимьевского монастыря. Вплоть до начала ХХ в., в них существовал иконописный промысел, поддерживаемый монастырями-держателями этих земель. Значительное оживление торговли в Палехе и Холуе позволило им стать крупными торговыми поселениями. Здесь проходил еженедельный торг и годовая ярмарка, что очевидно в их пространственных строениях, планировке, в жилых домах и их декоративном решении. Во многих из них можно видеть огромные дома с полихромной росписью, как на фасадах, так и в интерьерах.

Исследования таких поселений, к сожалению, проводились только в некоторых районах, поэтому представить полноценно имеющийся такой ресурс для развития российских территорий на сегодня пока оказывается сложным. Это зависит от инициативы отдельных личностей или заинтересованных организаций[70] [71].

В современном контексте ряд промыслово – художественных поселений сохранили свои функции, но в течение XX века, как правило, промысловые артели переросли в специализированные фабрики, которые в ряде мест до сих пор сохранились. В других местах названные промыслы получили в последние годы дальнейшее развитие и имеют очевидный успех (Полхов – Майдан, в Горьковской области).[72] Во многих поселениях создаются специальные программы по восстановлению промысла. Их изучение становится необходимым в рамках будущих разработок темы ««Проведение научных исследований и разработка моделей сельских поселений XXI века».





Рис. 1.4.3Схема размещения промыслов и ремесел в поселениях Звенигородских земель. Московская область.

Торгово-ярмарочные поселения, как и большинство других типов, имели смешанные, полифункциональные черты, то есть были сельскохозяйственными или промысловыми. Эти селения располагались на пересечении административных и торговых путей – чаще всего по берегам рек или озер, являясь опорными центрами расселения. На северных территориях России они становились погостами – административным, религиозным и культурным центром округи, имели смешанные черты, что сказалось на их архитектурно-ландшафтной среде.

В течение года в ряде районов страны количество ярмарок доходило до ста, что объяснялось не только культурно-экономическими условиями, но и природно-климатическими характеристиками России. Поскольку расстояния между поселениями, доходили до 80-500 км., то это создавало условия для развития внутреннего рынка по отдельным регионам. Для появления ярмарок и организации периодического торга требовался ряд факторов, в том числе удобство расположения и наличие хороших подъездных путей, качество организации торговли и развлечений, а также от красоты и престижности места торга.

 

Рис. 1.4.4Село Черевково, р. Северная Двина, Красноборский район, Архангельская область. Фото Н.Денисовой, 2008 г.

Рис. 1.4.5Схема плана села Черевково, р. Северная Двина, Красноборского района, Архангельской области. Схематический обмер, О.Севан, 1982 г.

Размещение торговли всегда связывалось с наличием определенного культового сооружения: собора или монастыря, которые, в свою очередь, имели определенное размещение в пространстве. Кроме того, ярмарки регламентировались и связывались с определенными церковными праздниками и торжествами. Церковь, сдавая свои помещения и территории для торговли, имела большие доходы, получая пошлину, как с продавцов, так и с покупателей (за взвешивание товаров).

Известно, что в России существовало несколько типов ярмарок: сельские (торжки), городские и всероссийского значения (Нижегородская, Маргаритинская в Архангельске, Благовещенская в Вологодской губернии и т.д.). Мелкие сельские ярмарки преобладали по всем территориям, и они составляли около 81 % всех ярмарок страны; 12 % ярмарок были средними по размеру оборотов, являлись одновременно оптовыми и розничными; и лишь 1 % составляли оптовые, крупные торги.

Образ жизни населения торговых сел различался в зависимости от региональной специфики культуры, от традиций и навыков местных жителей. Например, основным занятием крестьян окрестных территорий с. Лух Ивановского уезда было земледелие. Некоторые жители села занимались также и ремеслами: кузнечным, сапожным, портным, мерным и пр.* Но наличие этих промыслов явно не было достаточным для поддержания торга. Повсеместно было развито огородничество. В XIX в. в селе быстро растет торговля, появляется потребительское общество, строятся лавки (105 штук), трактир и харчевня, различные малые формы, характерные для ярмарочных селений, где устраивались всевозможные увеселения и отмечались народные праздники.

Уже на ранних этапах своего формирования торговые села России отличались характером застройки и более сложной планировкой от рядовых селений. Их пространственная организация имеет ряд особенностей, обусловленных направлением торговых дорог, влияющих на формирование уличной застройки и ее структуры. Необходима была организация базарных торговых площадей, планировки которых сложились ко второй половине XIX в. Площади устраивались непосредственно в центре села (что можно видеть в Ивановском крае)[73], или выносились в конец поселения (с. Мола Вологодской губернии) 7 или поодаль от него. Они могли иметь полукруглую форму, или вытягивались вдоль улицы параллельно берегу реки и т.д. Жилые дома имели вид как сельских, так и городских строений.


Рис. 1.4.6Схема торгового с. Лух,

Ивановская область

Рис. 1.4.7Схема торгового села Мола, Вологодская губерния

 


Многие из торговых сел постепенно изменили свою социально-культурную направленность. Они ориентировались на одну из имеющихся функций, например, на сельскохозяйственную и животноводческую (села на р. Северная Двина, Вага.) Либо развивали новую обрабатывающую промышленность (например, с. Лух Ивановской области), либо сохраняли и продолжали развивать промыслово-художественные характеристики (с. Холуй Ивановской области) и т.д.

Социальное расслоение в таких поселениях было очевидно в пространственном строе и планировке. Например, в упоминаемом с. Мола, в домах, расположенных тремя рядами вдоль улиц, проживала основная часть крестьянства. Зажиточные крестьяне и торговцы селились в конце села, где стояла церковь. Перпендикулярно основным улицам шли два порядка домов, где жили служители церкви (священник, дьякон и пр.). Здесь же — церковно-приходская школа, далее — торговая площадь с рядами и лавками по периметру. В другом селе — Черевкове Архангельской губернии, торговые ряды и площади проходили вдоль дороги, находясь в центре села и параллельно берегу реки. Амбарами, лабазами и складами застраивали как берега, так и торговые улицы. Здесь же была пристань. Основной архитектурной доминантой селения была церковь.[74]

Социальный состав населения отличался от состава других типов поселения: здесь преобладали, помимо мещан, купцы, священнослужители и дворяне. Наличие таких социальных групп в поселении формировало его структуру, влияло на образ и стиль жизни всего населения. Производственная деятельность людей была не только сельскохозяйственной, промысловой и пр., но и ориентировалась на торгово-коммерческие структуры.

Торговые поселения ближе всего по своей социально-экономической и культурной миссии стояли к городу, в них наиболее сильно сказывалось влияние городской культуры, городского образа жизни в разных аспектах. Это проявлялось в одежде, мебели, декоративном оформлении интерьеров, построек и пр. Исчезновение торгово-ярмарочных поселений или их трансформация в иной тип зависела от социально-экономических условий, урбанизации, от строительства железных дорог и пр. После революции в 20-30-е гг. политическая ориентация государства на уничтожение зажиточного крестьянства, купечества и других социальных страт населения окончательно привела к уничтожению торговых и ярмарочных поселений, оставив место лишь государственному и колхозно-совхозному секторам торговли.

Современность. Возрождение и дальнейшее развитие рассматриваемого типа поселений зависит от хода развития аграрного сектора в стране в ближайшие годы, от экономического и социально-культурного потенциала в том или ином регионе и в конкретном поселении, от современных транспортных связей, социальных сил – энергичных деловых людей и пр. Одним из возможных, но сложных в наших условиях методов сохранения и развития некоторых исторических торговых поселений может выступать культурный и сельский туризм. В этом случае следует иметь ввиду перечисленные выше условия для организации торговли и формирования социальной среды, где собственно предметом продажи будет выступать сегодня историческое поселение, культурный и природный ландшафт, как и памятники – то есть вся историко-культурная среда поселений.

Ведомственные поселения в России существовали с ранних времен, и сохранились по сегодняшний день. В прошлом существовало значительное число различных ведомств, которым принадлежали земли с поселениями и живущими в них крестьянами. Наиболее крупными владельцами земель были государство – «корона», кабинет и императорская фамилия, а также корабельное и почтовое ведомство. А вдоль дорог образовывались поселения, в которых жило население ямских выборных из сельскохозяйственных сел.

После реформы 1861 г. и освобождения крестьян исчезает формальная ведомственная принадлежность селений. Тем не менее, их население продолжает выполнять определенные виды работ для тех же самых организаций, получая за это определенную договорную плату. Позже, уже в начале 20 века, появляется новый тип ведомственных поселений – дачные, которые стали развиваться и в советское время. Многие из них использовались различными министерствами и ведомствами, творческими союзами, наконец, возникли правительственные дачи и т.д. Кроме того строятся дома отдыха, санатории различных организаций, а возле таких поселков или санаториев строятся жилые комплексы обслуживающего ведомство персонала.

Таким образом, и сегодня наблюдается аналогичная система функционирования ведомственных поселений, исторически видоизменяясь, но основная функция разных их видов и в разные периоды существования остается – обслуживание либо определенных сословий или различных социальных групп населения, либо ведомств. Как правило, такие поселения имеют собственные правила организации жизнедеятельности его населения; управление осуществляется достаточно целенаправленно с целью поддержания и развития того или иного ведомства или хозяйства; их застройка имеет более жесткую, четкую систему, соответствующую задачам организации определенного социального института. К таким поселениям относятся и военные.

Монастырский тип поселения – это постоянные или временно существующие населенные пункты, расположенные на принадлежащих обители землях, жители которых, так или иначе, связаны с монастырем различными отношениями: экономическими, социальными, религиозными, образовательными и пр. Они обладают определенными нормами поведения, общения и специфическим образом жизни.Эти поселения являются интересными и важными структурами в рамках современного территориального развития страны[75].

Типы монастырских поселений, начиная с XI века и по се­годняшний день, были следующие[76]:

1. Собственно монастыри различных типов.

2. Подмонастырские поселения в непосредственной близости к монастырям – городские подмонастырские территории на посаде, в слободе, иногда в кремле; села с развитыми полифункциональными характеристиками. Следует отметить, что их население вплоть до октябрьского переворота 1917 г. продолжало сотрудничать с монастырями даже после секуляризации самих монастырских селений.

3. Отдаленные поселения монастырей – они могли отстоять на значительных расстояниях от обители; части городских посадов в одном городе могли принадлежать разным монастырям; сюда же относятся монастырские села, волости, погосты, слободы, пустоши и пр. После Указа о секуляризации монастырского землевладения 1764 г. поселения второго и третьего типов были переданы в управление Коллегии экономии и разным государственным и военным ведомствам.

4. Локальные пункты, имеющие постоянный или временный характер: а) монастырские подворья в городах в разных регионах; б) домовладения и доходные дома в городах, жилые и хозяйственные постройки в селах и деревнях; в) сторожки рыболовов, охотников в разных местностях страны.

Монастырские поселения, как особый тип поселений России обладали рядом функциональных качеств, которые отличают его от других социокультурных типов. Частично сегодня эти функции исчезли, частью приобрели, или приобретают большое значение.

Рис. 1.4.8Горицкий монастырь и подмонастырское поселение. Вологодская область. Рис. О.Севан.

Первоначальная функция монастырей была религиозная и культурно—просветительская, а затем оборонительная и хозяйственная, позже одной из их особенностей было ростовщичество. Это давало многим из них возможность осваивать и приобретать земли. Ссудная деятельность монастырских хозяйств распространялась не только на крестьян и горожан, но и на правительство. В результате они стали крупными землепользователями, обладая землями и деревнями по всей России. Чересполосица монастырских и государственных крестьянских угодий вызывала конфликт. Многие продукты, производимые монастырскими крестьянами, превращались в торговый капитал. Монастыри приобрели новую функцию — торговую. Во многих городах они имели свои представительства — подворья. Ряд монастырей становились центрами проведения ярмарок (Макарьев монастырь на Волге). Только при Петре I они лишились своих земель, ставших государственными.

Между монастырем и жителями соседних поселений часто возникали конфликты, связанные с вопросами перехода крестьян из монастыря в волость, или наоборот; уплатой податей и повинностей в пользу обите­лей; споры о земле, лугах, лесах, которые не всегда были размежеваны и находились во владении «мира». Т.е. монастырь имел двойственный характер, при котором аскетические идеалы могли совмещаться с хозяйственной коммер­ческой деятельностью. Именно поэтому отношение общества к монастырю в течение всей истории не было однозначным*. Во многих из них существовали различные сады с яблонями, с плантациями лечебных трав, а также с ягодными посадками. Огородничество было распространено повсеместно. Даже в северных монастырях выращивались арбузы и дыни (о. Соловки, с. Веркола). Существовали дендрологические сады, мемориальные ландшафты и пр.[77].

Рис. 1.4.9Соловецкий монастырь, Архангельская область. Рис. О.Севан

Сельскохозяйственные ландшафты близ монастырей создавались постепенно. Человек, имевший свою вотчину, поступая в монастырь, сохранял землю, но принимал обязательство не передавать ее в наследование помимо монастыря. Конечно, по завещанию он имел право оставить ее по пожизненное владение жене и детям, если они продолжали служить обители, но рано или поздно земля переходила монастырю. Более сложные отношения складывались в случае, если слуга кроме своей вотчины владел участком земли, полученным от монастыря. В этой ситуации он не имел права распоряжаться им. Дети такого работника, если власти принимали их в свою очередь в слуги, могли унаследовать землю отца, но на это необходимо было согласие монастырских властей.

К типу подмонастырских поселений относятся и сельские поселения – села и слободы. Подмонастырские крестьяне, помимо общих для всех сельских жителей сельскохозяйственных функций, выполняли различные работы, исходя из потребностей обители. Социальный состав подмонастырских сел и слобод была неоднородный; здесь, как и в других типах поселений, проживали крестьяне, ремесленники, священнослужители, дворяне, военнослужащие и представители других сословий, а также монастырские слуги и работники.

Формы взаимодействия монастыря с подмонастырскими крестьянами были разнообразны и строились на основе определенных финансово-экономических отношений, определяемых системой налогов и повинностей, а также на основе широких религиозных, социальных и культурных контактов. Жители подмонастырских сел принимали участие в богослужениях, в его благотворительной деятельности, производили сувениры (раздаточные иконы, скульптурки и т.п.). Крестьяне в лице монастыря имели важный социальный институт, заботящийся о содержании нищих, престарелых и больных, а также о воспитании детей.

Подмонастырские села и слободы вотчинных монастырей существовали до реформы 1764 г., после чего они были закреплены за коллегией Экономии или за отдельными помещиками. Соответственно было ликвидировано монастырское управление, и неизменным оставалось земское управление и крестьянское самоуправление. После реформы специфика подмонастырских сел и слобод сохранялась, так как на новой экономической основе крестьяне продолжали сотрудничество с обителью уже по найму.

Подмонастырских села представляли собой полифункциональные поселения с развитым сельским хозяйством, с различными производствами, ремеслами и торговлей. В большинстве своем данная организация существовала до закрытия всех обителей, после революции и в советское время такие села преимущественно утратили многообразие своих функций, превратившись в однотипные коммуны, а затем колхозы и совхозы.

Современное положение изменилось в постперестроечное время, когда повсеместно открываются и восстанавливаются монастырские комплексы* и постепенно начинают в той или иной степени меняться окружающие монастыри поселения. Возможно, это повлечет за собой развитие и других территорий. Уже открыты подворья Афонского греческого монастыря, Валаамского, Оптиной пустыни в Москве. И, как уже было в российской истории, действующие монастыри, такие как Нилова пустынь, Иосифо-Волоколамский монастырь и др. получают из государственного фонда земли, на которых расширяется их хозяйство: огороды, запашки, животноводческие фермы, пчелиные пасеки и пр. Это вызовет развитие существующих и появление новых локальных монастырских деревень, где будет проживать обслуживающее хозяйство население, а также станут развиваться сельскохозяйственные подсобные поселения уже существовавшего ранее типа, обеспечивающие монастыри различной продукцией. Практически решен вопрос о передачи всего Соловецкого острова РПЦ.

Развитие монастырей и монастырских поселений, как показывает история, связано с важными социальными функциями по решению проблем занятости окрестных жителей, что весьма актуально в современных условиях. В нашем обществе с монастырями и вообще с церковью часто связываются большие надежды на восстановление морально-нравственных устоев общества, направленных на борьбу с пьянством, укреплением семьи, воспитанием и т.д. Однако все эти процессы требуют профессионального анализа проблем, стоящих в разных типах поселений и в разных регионах страны, с осознанием исторического опыта для современного их решения. Очевидно, монастырь – это полифункциональный современный институт, включающий в себя перечисленные выше характеристики, это важный игрок, участвующий в перспективном взаимодействии с соседними поселениями, которого необходимо учитывать в рамках программ сохранения и развития различных сел, также и при проектировании новых поселений.

Сезонные сенокосные и охотничьи поселения служили временным летним жилищем для косарей, а зимой — для охотников. [78] Они были распространены в Сибири и на Русском Севере. Как правило, они располагаются в лесу, в стороне от основного жилого села, поблизости от реки, рядом с сенокосными угодьями. Их постройки, как и само поселение, строились сообща, «всем миром», что нашло отражение в совместном общинном использовании и ремонте построек, охране и землепользовании. В каком-то смысле, это прообраз современных дачных поселений, куда крестьяне приезжали в летнее время с домашним скарбом, животными и с детьми. Срубные жилые постройки отапливались по-черному и представляют сегодня редкий образец сохранившихся памятников, которые представлены в музее деревянного зодчества «Малые Корелы». Они частично до сих пор используются в настоящее время в Пинежском районе Архангельской области, но не имеют, к сожалению, развития в будущем. Хотя в рамках развития сельского туризма они и сегодня представляют уникальный интерес для путешественников.

Рис. 1.4.10Сезонное поселение Хорнемское. Общий вид. Рисунок О.Севан

Дачные поселения [79]. В20-30 гг. XX в. «дача» обозначала загородный дом или небольшую загородную усадьбу. Оно не имело социальной окраски, означая загородное жилье почти для всех слоев населения, и не несло в себе оценки – дачами могли называть и просто крестьянские дома, сдававшиеся летом крестьянами в наем. В этом значении слово «дача» употребляется и в наши дни. Таким образом, термин «дача» применим, прежде всего, к многочисленным, сравнительно дешевым, деревянным постройкам в дачных поселках, возникших в 20 веке.

Хотя дача как тип загородного жилья уже сформировалась к середине XIX в., дачного поселка как определенного типа поселения в то время еще не существовало. Выделим основные этапы его формирования:

I. 1850-1880 гг. – период сложения социальной, функциональной и планировочной специфики дачного поселка (образование дачных местностей вдоль шоссейных дорог, в 10-15 км от города и вдоль ж.д.).

II. 1890-1900 гг. – период массового строительства дачных поселков, становление устойчивой социально-культурной и архитектурно-планировочной организации поселков (активное строительство дачных поселков вдоль железных дорог в 30-40 км от города).

III. 1910 г. – 1920-1930 гг. – попытки объединения теоретических основ организации городов-садов с практикой строительства дачных поселков в России. Заметим, что после 1917 г. этот градостроительный опыт был широко использован при строительстве пригородных рабочих поселков (поселок «Сокол», 1921-1928 гг.).

IV. Современный. С 1950 г. – по настоящее время. В конце 1950-1960 гг. появился совершенно новый вид поселения, не обеспеченного, как правило, необходимым минимумом удобств и основанного на принудительном порядке землепользования. Это т.н. садовые участки (заметим, ведомственные), размером 4-6 соток, выдававшиеся от предприятий[80]. Этот тип поселений дошел до нашего времени, хотя в 1970-1980-х гг. из их уставов и законодательной базы были исключены статьи об ограничении этажности и недопустимости постройки печного отопления. Постепенно на практике исчезло положение об обязательных садовых посадках, да и нормы площади участков изменились.

В настоящее время мы, вероятно, имеем дело с началом нового этапа дачного строительства. В последние годы резко возросли нормы земельных наделов – сейчас средний дачный земельный надел приблизился к размеру участков довоенных и небогатых дореволюционных дач, составив 15 соток. Под разбивку таких поселков сейчас отдают чаще не лесные угодья, а пахотные земли, выводя их из оборота. Результаты такого подхода к дачному строительству и появившимся современным поселениям, как и котеджного типа, заслуживают заслуженной критики со стороны различных специалистов[81], но имеют и ряд достоинств для жизнедеятельности горожан (отдых, развитие ЛПХ и пр.)

Усадебные поселения (или усадьбы) были распространены в России с XVIII века, где основными планировочными ее элементами были: главный дом, парк (сад) и хозяйственный двор. Причем жизнь усадьбы во многом определялась развитием именно хозяйственной зоны и окружающими селами[82]. Большинство усадеб в советский период принадлежали разным ведомствам (санатории, дома отдыха, больницы и пр.), многие пустовали и были разрушены. В последние годы ряд из них приобрели новых хозяев, которые по примеру прежнего опыта пытаются не только восстанавливать сами сооружения, но и усадебный хозяйственные и производственные функции. Такие комплексы, восстановленные частными лицами, вместе с окружающими ландшафтами, представляют образцы туристических и образовательных поселений[83]. Современное исследование таких комплексов, ориентированных на частно-государственное партнерство, заслуживает специального рассмотрения и учет в рамках разрабатываемых Схем территориального планирования и проектирования сельских поселений XXI века. В последние годы появились различные организации, вовлеченные в такую деятельность.[84].

Поселения военного типа, которые мы рассмотрим ниже, представляют особый интерес и опыт их строительства, возможно, может быть использован в будущем. Необходимо отметить, что поиск материалов по данному типу поселений представил главным образом историографию таких военных комплексов, но современные данные о них отсутствуют. Понятно, что это закрытая для анализа информация, хотя очевидно, что в этом ведомстве наличествует большое число не только сельских, городских структур, но и земельных наделов, которые, как нам, известно, продаются частным лицам.[85]

Уже в ХVI-ХVII вв. такие поселения существовали в пограничных районах России. Жители этих регионов сочетали занятие земледелием со службой по охране границ. Начало специально организованных военных сел относится к эпохе Александра I. После войны с Наполеоном Россия находилась в тяжелом экономическом положении; требовалось найти новый способ комплектования и содержания большой армии, не прибегая к сокращению ее численности. Опыт военных поселений в Западной Европе подсказал императору метод реорганизации вооруженных сил. Однако если в Европе они создавались, главным образом, как пограничная система с целью подготовки армии, то в России военные поселения были полифункциональными — продовольственной и хозяйственной базой армии. Идею организации таких поселений разработал А.А.Аракчеев; предполагалось создание в перспективе единого пояса военных поселений от Северо-запада России (г. Новгорода) до Черного моря.[86]

Все общественные сельскохозяйственные работы в таких поселениях совершались совместно военными поселянами — хозяевами и их помощниками. Первоначально они сочетали земледельческие занятия с военной подготовкой. Позже в период интенсивных осеннее — весенних и летних работ строевая подготовка была отменена. Система военных поселений имела закрытый характер. Поселяне, тем не менее, могли заниматься торговлей и промыслами, если они не препятствовали земледелию[87].

Таким образом, уровень сельскохозяйственного производства в военных поселениях и территориях того времени был выше в сравнении с соседними регионами. Начальство поселений внедряло передовой опыт земледелия, полеводства и пр. Большие затраты на устройство таких населенных пунктов в результате разумно организованного хозяйства были полностью покрыты за счет прибыли. Однако в 1857 г. эти поселения прекращают свое существование. Причины их ликвидации до сих пор остаются загадкой. Однако опыт таких поселений может быть полезен в период экономических кризисов и отсутствия достаточного числа лиц, занятых в сельском хозяйстве.

Рыбацкие поселения. Такие поселения стоят до сих пор по берегам рек и озер по всему территориям страны (Поволжье, Поморье, Урал и пр.), поскольку лов рыбы был и остается одним из важных промыслов местного населения. Некоторые села были ориентированы специально на заготовку рыбы и ее продажу на местных торжках или на больших ярмарках, в крупных городах страны. Такие поселения имели особенности и планировочную структуру, характерную для таких береговых сел, и, как правило, это могли быть рядные или уличные селения, которые выстраивались вдоль берегов и их дома смотрели главными фасадами на воду. На берегу размещались лодки, рыбацкие баркасы, тони, рыбацкие амбары, что можно видеть повсеместно. Спуски к воде имели ограждения или обустраивались лестницы и подпорные стенки. Усадьбы жителей имели свои особенности, куда входили рыбные ам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: