Методы оценки стоимости жизни




 

Оценка стоимости жизни связана, прежде всего, с эффективностью управленческих решений и, главным образом, в общественном секторе. Оценка эффективности расходов на здравоохранение, вооруженные силы, внутреннюю безопасность, разработку стандартов техники безопасности неявным образом включает в себя определение стоимости человеческой жизни как компонента неявных издержек.

Без учета стоимости жизни и компенсаций со стороны государства или обеспечения таких компенсаций со стороны тех, кто нанес вред, экономическая система будет получать неверные сигналы о реальных соотношениях издержек и выгод. Это будет приводить к искажениям в работе экономической системы и снижению ее эффективности. Перейдем к рассмотрению методов оценки стоимости жизни.

Первый метод – это метод экономической оценки стоимости человеческой жизни на базе учета материальных издержек на подготовку трудовых ресурсов к производственной либо другой полезной общественной деятельности[13].

В основе данного метода лежит учет издержек на создание, воспитание, развитие и подготовку подрастающего поколения к профессиональной трудовой деятельности. Основные издержки, характеризующие использование ресурсов на эти цели, включают следующие: издержки, связанные с рождением ребенка, с последующим воспитанием, созданием нужных жилищных условий, приобретением обуви, одежды и других продуктов, издержки на обучение в общеобразовательной школе, а также на особое профессиональное обучение. Расчет величины этих издержек может быть осуществлен как прямым статистическим способом, что более достоверно, хотя и очень трудоемко, так и с внедрением более обычных нормативных способов, учитывающих усредненный размер издержек на эти цели.

Например, в юридической практике размер издержек на воспитание ребенка в возрасте от 0 до 18 лет принят в размере 25 % от заработка жены, оставившей семью. Учитывая, что по данным Минэкономразвития РФ среднемесячная зарплата по стране в сентябре 2010 года составила 21 376 рублей, то издержки на воспитание одного ребенка составляют 25% от годовой средней заработной платы, то есть, 64 128 рублей в год[14]. Разумеется, эта сумма существенно меньше нужных издержек, необходимых для полноценного воспитания и развития ребенка. Но даже при таком уровне издержек на воспитание ребенка издержки на подготовку его к трудовой деятельности (которая начинается в среднем с 22 лет с учетом службы в армии и обучения в соответствующих учебных заведениях) составляют 1 410 816 рублей.

Поскольку, в соответствии с теорией временной стоимости денег, текущая стоимость предполагаемого аннуитетного потока платежей, то общественная сумма издержек на подготовку к труду одного человека, достигшего физической зрелости за этот период (без учета издержек на профессиональную подготовку) составит (при текущей минимальной ставке за банковский кредит в размере 15% годовых) 8 972 790 рублей. Если к данной величине прибавить издержки на обучение в школе, а также высших или профессиональных учебных заведениях, профессиональную подготовку в размере 20%, то интегральная общественная сумма капитала, вложенного в подготовку человека к труду составит 10 767 350 рублей.

Следует отметить, что цена и стоимость отдельного трудового ресурса не является величиной неизменной; фактически она изменяется ежемесячно (по мере выплаты заработной платы). Таким образом, стоимостная оценка стоимости трудящегося индивида растет ежемесячно, как минимум, на величину месячного вознаграждения. Однако, называть это вознаграждение заработной платой в принципе, с экономической точки зрения, было бы ошибочно, поскольку практически средний работник получает на руки не более 8-15% от созданной им добавочной стоимости товарной продукции, что существенно ниже фактически вложенного им труда.

Таким образом, ежемесячные выплаты за труд можно рассматривать как дополнительные вложения капитала на поддержание и развитие трудовых ресурсов. В этом случае, общественная динамическая оценка стоимости отдельного труженика (S) в среднем определяется по формуле 3.1.

 

S = P + Z × T, (3.1)

 

где:

S – стоимостная оценка трудового ресурса, руб.;

P – начальная экономическая оценка человека, вступающего в трудовую деятельность, руб.;

Z – средний размер годовой заработной платы тружеников, руб;

T – трудовой стаж (в среднем от 20-25 до 40-50 лет и выше).

Следовательно, экономическая оценка трудовых ресурсов, отработавших нормативный трудовой стаж (для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет[15]), с учетом определенных выше величин начальной экономической оценки человека, вступающего в трудовую деятельность, и среднегодового размера заработной платы, составит соответственно для женщин 15,9 млн.руб., а для мужчин 17,18 млн.руб.

Следует отметить, что в России фактический трудовой стаж в среднем в 1,5-2,0 раза превосходит нормативный, в связи с чем, казалось бы, цена человеческой жизни должна возрастать и после выработки нормативного стажа. Однако, в реальности этого не происходит, поскольку физические способности человека после зрелости, то есть пика развития физических сил начинают снижаться, что, в свою очередь, как правило, компенсируется продолжающимся ростом интеллектуальных способностей.

В итоге в целом стоимостная оценка после пика зрелости значительно не изменяется. Принимая во внимание, что спектр колебания заработной платы различается от среднего уровня очень в широких и не постоянно довольно обоснованных размерах (более чем на порядок, то есть в 10-20 раз и более), соответственно и экономическая оценка будет также колебаться очень в широких пределах. В зависимости от того в какой мере получаемая заработная плата отвечает принципу соответствия меры труда величине получаемого вознаграждения, в такой же мере и стоимостная оценка будет соответствовать реальной стоимостной оценке человека в соответствующей стране.

Далее рассмотрим методику оценки человеческой жизни по величине заработной платы. Рассматривая заработную плату как величину амортизационных отчислений от ранее вложенного капитала в создание и подготовку трудовых ресурсов, можно определить цену основной части трудовых ресурсов, создающих общественный продукт и преобразующих экономику каждой страны. В этом случае средняя цена одного труженика за нормативный трудовой стаж (который в среднем составляет 22,5 года) составит с учетом определенной ранее среднемесячной величины заработной платы, темпа инфляции (темп роста за январь-сентябрь 2010 года составил 1,062[16]) и средней учетной банковской ставки за кредит (15%) составит 16,34 млн.руб.

Естественно, данная величина является очень заниженной, поскольку официальный уровень заработной платы основной массы работников также занижен, однако, размер экономической (стоимостной) оценки одного труженика, подсчитанный таковым методом, хорошо согласуется с результатами расчетов, полученными с помощью вышеизложенного нормативного способа. Принимая во внимание предельную простоту расчетов по способу оценки человеческой жизни по величине заработной платы, а также вполне достаточную экономическую обоснованность, его вполне можно рекомендовать для широкого практического использования в конкретных расчетах, требующих быстрого и обоснованного определения стоимости человеческой жизни в любом конкретном случае.

Также существует другой подход к классификации методов оценки стоимости жизни человека. В основе данного подхода лежат следующие предположения:

- цена спроса на человеческую жизнь ниже цены предложения;

- оценка стоимости жизни может быть объективной (то есть после смерти индивида, в принципе можно сопоставить объем созданного им продукта и вложенных в него средств) и субъективной, основанной на готовности продать или купить.

Исходя из данных предположений, выделяют следующие четыре метода оценки стоимости жизни.

Ресурсный метод, согласно которому расчет человеческой жизни при представляет собой дисконтированный поток будущих доходов за вычетом будущих издержек на самого себя[17]. Следует отметить, что оценка, получаемая посредством данного метода, зависит от возраста, ожидаемой активной трудовой деятельности, риска смерти и ожидаемых доходов.

Метод учета затрат на воспитание ребенка (так называемый, бухгалтерский метод) был рассмотрен ранее. Еще раз остановимся на идее данного метода, которая состоит в том, что стоимость человеческой жизни определяется как сумма прямых затрат со стороны семьи плюс упущенные возможности, связанные с альтернативным инвестированием вложенных средств. Недостатки данного метода состоят в том, экономисты в отличии от бухгалтеров считают не сколько это стоило, а сколько это стоит сейчас. Кроме того, существует неявное предположение о том, что человек стоит больше средств, потраченных на него родителями.

Субъективные подходы к оценке стоимости жизни могут быть структурированы с точки зрения спроса и предложения[18].

Основным постулатом оценки стоимости жизни с точки зрения спроса, является следующий: Вы стоите столько, сколько готовы заплатить за Вашу жизнь другие люди. В качестве примера можно представить ситуацию захвата в заложники и максимальную сумму, которую готовы предложить за освобождение.

Четвертый подход можно классифицировать как субъективную оценку стоимости человеческой жизни с позиций предложения. Именно он лежит в основе оценок с позиций принципа возмещения вреда на западе. Для расчета жизни необходимо иметь два параметра: изменение субъективного восприятия вероятности риска смерти и стоимости действий, приводящих к этому изменению. Типичным примером данного подхода является приобретение автомобиля с подушкой безопасности. Если подушка безопасности снижает риск смерти на значение Х, а ее стоимость составляет У, то индивид приобретающий машину с подушкой безопасности оценивает свою жизнь выше значения соотношения У и Х.

Недостаток этого подхода состоит в незнании параметра субъективного восприятия вероятности риска смерти (или Х). Психологами давно выдвинуты предположения о том, что данный параметр существенно отличается даже у лиц, не расположенных к риску. Так, люди рискованных специальностей часто считают себя не подверженными риску, что может характеризоваться в рамках рассматриваемого подхода как заниженное значение субъективного восприятия риска смерти, а не низкое значение цены жизни.

Таким образом, в настоящей главе были рассмотрены основные методы оценки стоимости человеческой жизни с экономической точки зрения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос об экономической оценке каждого индивида на всех этапах его развития с учетом уровня его профессиональной подготовки является фактором, объективно обусловленным самой природой общественно-экономических отношений в обществе.

Человеческую личность составляют три главных компонента, при условии, что они гармонично взаимосвязаны между собой. Прежде всего, это сам человек как физическое лицо и субъект материального мира, а также его интеллект и духовность. Любая из этих составляющих имеет свою ценность, которая может и обязана иметь подобающую ей экономическую оценку и, следовательно, цену. Однако, в настоящее время наибольшую распространенность получила оценка материальной и интеллектуальной компонент.

При проведении объективной экономической оценки ценности человеческой жизни следует использовать имеющиеся научные способы, а также разрабатывать новые в целях определения издержек на создание, воспитание, обеспечение требуемого физического, умственного, профессионального и духовного развития личности как фондообразующей базы для расчета стоимости каждого работника на всех этапах его развития.

Стоимостная оценка человека является динамическим процессом, ведь каждый год жизни или добавляет, или уменьшает величину стоимостной оценки каждой человеческой личности. Проведение стоимостной оценки необходимо как для оценки значимости каждого человека в период его обыкновенной жизнедеятельности, так и в случае выбытия его из общественно-производственного процесса в случае получения им производственной травмы, в особенности, когда полученная травма приводит к инвалидности либо к смертельному исходу.

Следует отметить, что в современной отечественной экономической литературе понятия «стоимость жизни» и «ценность жизни» используются практически как синонимы. Однако, представляется обоснованным следующее наиболее распространенное определение стоимости жизни как стоимости товаров, услуг, жизненных благ, необходимых человеку, его семье для жизни, исчисленной в действующих ценах. В соответствии с данным подходом, определяется индекс стоимости жизни, характеризующий изменение цен на потребительские товары и тарифов на услуги применительно к фиксированному набору товаров и услуг, входящих в потребительский набор отдельных категорий населения (потребительскую корзину). Данный индекс отражает изменение рыночной стоимости основной

Кроме того, термин «стоимость человеческой жизни» активно используется в страховании.

Существуют несколько методов оценки стоимости человеческой жизни. Ресурсный метод, согласно которому стоимость человеческой жизни представляет собой дисконтированный поток будущих доходов за вычетом будущих издержек на самого себя.

Метод учета затрат на воспитание ребенка, суть которого состоит в том, что стоимость человеческой жизни определяется как сумма прямых затрат со стороны семьи плюс упущенные возможности, связанные с альтернативным инвестированием вложенных средств.

Кроме того, существуют субъективные подходы к оценке стоимости жизни могут быть структурированы с точки зрения спроса и предложения.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные сущностные характеристики экономической теории ценности жизни, а также положения теории ценности жизни Т.К.Шеллинга. Кроме того, были рассмотрены методы оценки стоимости жизни и некоторые из них апробированы на практике.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Борисов, А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – С.895.

2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С.399.

3.Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебник. – М.: Дело, 2006. – С.472.

4.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, 2007. – С.1024.

5.Макконел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р.Макконел, С.Л.Брю. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.940.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.479.

6.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С.479.

7.Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 640.

8.Экономическая теория / под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмана. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С.931.

9.Экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. – С.1152.

10.Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Омега-Л, 2005. – С.319.

11.Кликунов Н.Д. Оценки стоимости человеческой жизни // Общество и экономика. – 2009. – №3. – С.44 – 49.

12.Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года. Материалы Министерства экономического развития [электронный ресурс] // режим доступа www.mert.ru.


[1] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. с.153.

[2] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Омега-Л, 2005. с.231.

[3] Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебник. – М.: Дело, 2006. с.357.

[4] Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 2008. с.281.

[5] Экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. с.910

[6] Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года. Материалы Министерства экономического развития [электронный ресурс] // режим доступа www.mert.ru.

[7] Кликунов Н.Д. Оценки стоимости человеческой жизни // Общество и экономика. – 2009. – №3. с.49.

[8] Борисов, А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. с.

[9] Экономическая теория / под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмана. – М.: ИНФРА-М, 2006. с.863.

[10] Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, 2007. с.84.

[11] Экономическая теория / под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмана. – М.: ИНФРА-М, 2006. с.865.

[12] Экономическая теория / под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмана. – М.: ИНФРА-М, 2006. с.866.

[13] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Омега-Л, 2005. с.240.

[14] Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года. Материалы Министерства экономического развития [электронный ресурс] // режим доступа www.mert.ru.

[15] Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года. Материалы Министерства экономического развития [электронный ресурс] // режим доступа www.mert.ru.

[16] Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года. Материалы Министерства экономического развития [электронный ресурс] // режим доступа www.mert.ru.

[17] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Омега-Л, 2005. с.244.

[18] Кликунов Н.Д. Оценки стоимости человеческой жизни // Общество и экономика. – 2009. – №3. с.48.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: