Теоретическая часть: «Мужской народный костюм»




Русский народный костюм, являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Она является своеобразным «зеркалом» традиционной русской культурой. Как должны одеваться русские люди ­ это правило регулировалось законом. Так, в постановление «Стоглавого Собора» 1551 года писалось, что каждому сословию должна соответствовать определенная одежда «Ино одеяние воину, ино тысячному, ино одеяние купцу, ино знахарю, ино орачию, ино женам».

Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора - очень богатая и нарядная. Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами тканей являлись лен и шерсть. Использовались ткани из пеньки и конопли. И все же лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.

Расположение курской области во многом повлияло на ее культуру, обычаи, одежду. В русском народном костюме Курской области можно найти украинские, белорусские, поволжские черты. Одежда населения Курской области очень интересна и разнообразна.

Рубаха. Основой народной одежды как у мужчин так и у женщин составляла из длинной холщевой рубахи. Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной ткани. Рукава рубахи были втачные, широкие, прямые. Иногда рукава мужской рубахи кроили вместе с плечевой частью, под мышками вшивали ластовицы. Хорошая хозяйка должна была уметь шить рубашки сама. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Рубахи носили на выпуск поверх штанов и подпоясывали узкими и широкими поясами. Праздничные рубахи подпоясывали узкими плетеными поясами из цветной шерсти.

Порты. Так назывались мужские штаны. В Курской области шили домотканые или набивные рябые. Порты состояли из двух штанин, между которыми вшивалась вставка - «ширинка». Штаны различались шириной и длиной штанин, формой вставки. В верхней части штаны собирали на пояс. Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. В конце XIX - начале XX века зимние штаны изготовляли из сукна. Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей темных цветов.Узкий пояс, который повязывался поверх рубахи, сплетён на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них – несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.

Головной убор. Мужчины носили белый, реже коричневый колпак или шапку «валёнку». Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине украшался жемчугом и золотыми пуговками. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Шапки «валенки» носили бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.

Колпаки в 90-х годах XIX века стали заменять картузами, молодые парни всё больше заменяли колпак шляпами. Картуз - неформенная разновидность фуражки, пришёл на смену не очень практичным широкополым шляпам и представлял собой мягкий колпак с козырьком и с возможностью прикрывать уши от холода. Часто молодые парни вставляли в перемычку пышный цветок придававший образу особый вид «первого парня на деревне».

Обувь. Обувь изготавливали ли кожи, войлока, сукна, шерсти. Будничной обувью были лапти. Лапти московского типа – лапти лычные, с веревочной подошвой – это лапти прямого плетения, то есть решетка состояла из перпендикулярных друг другу лык. В лаптях, где в подошву вплеталась пенька, были более плотные и менее промокаемые. С лаптями носили онучи.

Лапти – это древняя обувь. С ними связано большое количество обрядов. В Курской губернии должен был подарить невесте лапти, и, если она их принимала, то начиналось сватовство. Позже начали носить чуни – род туфель, плетеных сшитых из кожи. Чуни получили свое название от свиной кожи, из которой их делали: чушка-чуня. Да и формой они напоминали свинку. Зимой носили валенки, бедные люди подбивали пухом валенки или надевали шерстяной носок.

Верхняя одежда мужчин.

Шилась из домотканого сукна. Называлась каратейка, кацавейка и куцинка. Спина такой одежды была выкройная, а в боках были вшиты клинья. Каратейка или куцинка должны быть яркими и не совпадать по цвету с саяном. Обшлага мужской свиты обшивались кожей. Эту одежду шили из сукна с красными клинцами, украшали плетеньями и разноцветными пуговицами. Зипун был притален, спина – гладкая, длина по щиколотку. У талии по бокам по три складки или сборки.

Зимой в качестве верхней одежды использовались овчинные шубы, тулупы и полушубки. Носились они мехом внутрь. Иногда шубы украшали мехом другого цвета. Верхняя одежда подпоясывалась широкими кушаками.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: