Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта.




Теоретический вопрос № 6.

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставля­ется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъек­тов. Рентабельность характеризует степень доходности, вы­годности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Вся предпринимательская деятельность в условиях рыноч­ных отношений делится на три вида:

· операционную (основную),

· инвестиционную (вложения средств в акции, другие цен­ные бумаги, капитальные вложения),

· финансовую (получение и уплата дивидендов, процен­тов и т.п.).

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

- рентабельность продукции, работ, услуг,

- рентабельность производственных фондов,

- рентабельность всего имущества (всех активов),

- рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции  (работ, услуг) характеризуется по­казателями:

• рентабельность реализации (оборота, продаж),

• рентабельность выпущенной продукции,

• рентабельность отдельных изделий.

Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж (оборога)) -- определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:

Rпродаж(оборота) = (П Р /В Р) х 100%.

Данный показатель характеризует эффективность предпри­нимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяй­ствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, ока­занных услуг.

Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rra) определяется отношением прибыли от вы­пуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к се­бестоимости товарного выпуска продукции (Ста):

RТВ = (П В /С ТВ) х 100%.

Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в ко­пейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.

Источниками информации для анализа показателей рен­табельности продукции, работ, услуг являются данные фор­мы № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяй­ствующего субъекта.

На основе данных таблицы «Анализ динамики объема ре­ализации, себестоимости и прибыли» (табл. с данными в 4 вопросе лекций!) можно рассчитать рен­табельность реализации (оборота). За прошлый год она со­ставила 14,78% (17 080/115 600 х 100%), по плану на отчет­ный год— 14,77% (17 080/107 500 х 100%), по отчету — 16,92% (14 500/108 160х х 100%).

Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом уро­вень рентабельности повысился на 2,14% (16,92%—14,78%), а по сравнению с планом — на 2,15 (16,92% - 14,77%). Уве­личение рентабельности оборота означает повышение спроса на продукцию, работы, услуги.

Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных ви­дов изделий.

Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:

- уровня продажных цен,

- уровня себестоимости продукции.

Анализ осуществляется в следующей последовательности.

Определяют уровень рентабельности реализации по пла­ну, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рента­бельности за отчетный год вычесть плановый уровень рента­бельности за отчетный год.

На изменение уровня рентабельности реализованных ви­дов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы:

1. Изменение структуры и ассортимента продукции приво­дит к увеличению рентабельности реализованной продук­ции (работ, услуг). Для этого необходимо определить:

- рентабельность реализации за предыдущий год. Величину прибыли рассчитывают, исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года.

R продаж(оборота) пред. года = 17 080/115 600 х 100% = 14,78%;

- рентабельность реализации, рассчитанную при величи­
не прибыли, которую рассчитывают, исходя из объема
и структуры отчетного года, но себестоимости и цены
предыдущего года:

Rпродаж(оборота)gф. спред. Zпред. = 16 860/107 500 х 100% = 15,68%.

В результате изменения структуры и ассортимента про­дукции рентабельность увеличилась на 0,9% (15,68%— 14,78%).

2. Изменение себестоимости. Для этого необходимо опреде­лить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т.е. берутся объем и структура реа­лизованной продукции отчетного года, себестоимость от­четного года, а цены предыдущего года, чтобы исключить влияние изменения цен:

Rпродаж(оборота)с/с  = (18340 - 880)/108380 х 100% = 16,11%.

В результате изменения себестоимости рентабельность реализованной продукции повысилась на 0,43 % (16,11% -15,68%).

3. Изменение уровня цен. Уровень рентабельности опреде­ляется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года:

Rпродаж(оборота)Z = 18 340/108 380 х 100% = 16,92%.

В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 0,81% (16,92% - 16,11%).
Совокупное влияние факторов составило 2,14% (+0,9%+ 0,43% + 0,81%).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен вследствие роста среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.

Затем необходимо сделать факторный анализ рентабель­ности по каждому виду продукции.

Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимос-ти единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.

В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: