Теоретический вопрос № 6.
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
· операционную (основную),
· инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),
· финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
- рентабельность продукции, работ, услуг,
- рентабельность производственных фондов,
- рентабельность всего имущества (всех активов),
- рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:
• рентабельность реализации (оборота, продаж),
• рентабельность выпущенной продукции,
• рентабельность отдельных изделий.
|
Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж (оборога)) -- определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:
Rпродаж(оборота) = (П Р /В Р) х 100%.
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rra) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ста):
RТВ = (П В /С ТВ) х 100%.
Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.
Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.
На основе данных таблицы «Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли» (табл. с данными в 4 вопросе лекций!) можно рассчитать рентабельность реализации (оборота). За прошлый год она составила 14,78% (17 080/115 600 х 100%), по плану на отчетный год— 14,77% (17 080/107 500 х 100%), по отчету — 16,92% (14 500/108 160х х 100%).
Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности повысился на 2,14% (16,92%—14,78%), а по сравнению с планом — на 2,15 (16,92% - 14,77%). Увеличение рентабельности оборота означает повышение спроса на продукцию, работы, услуги.
|
Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:
- уровня продажных цен,
- уровня себестоимости продукции.
Анализ осуществляется в следующей последовательности.
Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы:
1. Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо определить:
- рентабельность реализации за предыдущий год. Величину прибыли рассчитывают, исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года.
R продаж(оборота) пред. года = 17 080/115 600 х 100% = 14,78%;
- рентабельность реализации, рассчитанную при величи
не прибыли, которую рассчитывают, исходя из объема
и структуры отчетного года, но себестоимости и цены
предыдущего года:
Rпродаж(оборота)gф. спред. Zпред. = 16 860/107 500 х 100% = 15,68%.
В результате изменения структуры и ассортимента продукции рентабельность увеличилась на 0,9% (15,68%— 14,78%).
2. Изменение себестоимости. Для этого необходимо определить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т.е. берутся объем и структура реализованной продукции отчетного года, себестоимость отчетного года, а цены предыдущего года, чтобы исключить влияние изменения цен:
|
Rпродаж(оборота)с/с = (18340 - 880)/108380 х 100% = 16,11%.
В результате изменения себестоимости рентабельность реализованной продукции повысилась на 0,43 % (16,11% -15,68%).
3. Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года:
Rпродаж(оборота)Z = 18 340/108 380 х 100% = 16,92%.
В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 0,81% (16,92% - 16,11%).
Совокупное влияние факторов составило 2,14% (+0,9%+ 0,43% + 0,81%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен вследствие роста среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимос-ти единицы продукции.
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.