Теоретический вопрос № 6.
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельностьесть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности .
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
· операционную (основную),
· инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),
· финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
- рентабельность продукции, работ, услуг,
- рентабельность производственных фондов,
- рентабельность всего имущества (всех активов),
- рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:
• рентабельность реализации (оборота, продаж),
• рентабельность выпущенной продукции,
• рентабельность отдельных изделий .
Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж (оборога)) -- определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр ) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр ), выраженным в процентах:
Rпродаж(оборота) = (П Р /В Р) х 100%.
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Рентабельность товарного выпускаи отдельных видов продукции (Rra) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ста):
RТВ = (П В /С ТВ ) х 100%.
Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.
Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.
На основе данных таблицы «Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли» (табл. с данными в 4 вопросе лекций!) можно рассчитать рентабельность реализации (оборота). За прошлый год она составила 14,78% (17 080/115 600 х 100%), по плану на отчетный год— 14,77% (17 080/107 500 х 100%), по отчету — 16,92% (14 500/108 160х х 100%).
Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности повысился на 2,14% (16,92%—14,78%), а по сравнению с планом — на 2,15 (16,92% - 14,77%). Увеличение рентабельности оборота означает повышение спроса на продукцию, работы, услуги.
Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:
- уровня продажных цен,
- уровня себестоимости продукции.
Анализ осуществляется в следующей последовательности.
Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы:
1. Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо определить:
- рентабельность реализации за предыдущий год. Величину прибыли рассчитывают, исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года.
R продаж(оборота) пред. года= 17 080/115 600 х 100% = 14,78%;
- рентабельность реализации, рассчитанную при величи
не прибыли, которую рассчитывают, исходя из объема
и структуры отчетного года, но себестоимости и цены
предыдущего года:
Rпродаж(оборота)gф. спред. Zпред.= 16 860/107 500 х 100% = 15,68%.
В результате изменения структуры и ассортимента продукции рентабельность увеличилась на 0,9% (15,68%— 14,78%).
2. Изменение себестоимости.Для этого необходимо определить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т.е. берутся объем и структура реализованной продукции отчетного года, себестоимость отчетного года, а цены предыдущего года, чтобы исключить влияние изменения цен:
Rпродаж(оборота)с/с = (18340 - 880)/108380 х 100% = 16,11%.
В результате изменения себестоимости рентабельность реализованной продукции повысилась на 0,43 % (16,11% -15,68%).
3. Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года:
Rпродаж(оборота)Z = 18 340/108 380 х 100% = 16,92%.
В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 0,81% (16,92% - 16,11%).
Совокупное влияние факторов составило 2,14% (+0,9%+ 0,43% + 0,81%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен вследствие роста среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимос-ти единицы продукции.
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
В заключениенеобходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.