Вместо введения.
Проектирование урока можно сравнить с проектированием образовательной микросреды. Образовательная микросреда характеризуется наличием предметного, социального и психо-дидактического компонентов, в области пресечения которых с субъектом! образовательного процесса образуется «зона развивающих возможностей» (В.А.Ясвин).
Выписать ключевые слова из текста (см. выше):
Проектирование; образовательная микросреда; компоненты; субъект образовательного процесса; «зона развивающихся возможностей».
1.Особенности развивающей образовательной среды. Вклад в понимание смысла развивающей среды внесли Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, которые создали теорию развивающего обучения. Развитие этого понятия находим в исследованиях Ш.А.Амонашвили, А.Г. Асмолова, В.А.Ясвина. Обобщенно можно определить, что развивающая образовательная среда – это созданная учителями, учащимися, родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она объединяет в себе новое содержание образования, инновации в его организации, методах, новые технологии обучения.
Дать толкование понятиям (использовать ссылки):
Образовательная среда – система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А.Ясвин). Современный образовательный процесс: основные понятия и термины . — М.: Компания Спутник +. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.
Развивающая образовательная среда – это такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А.Ясвин, 2001, С.14)
|
Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения (Российская педагогическая энциклопедия).
Инновации - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности (И.В.Плаксина, К.В.Дрозд «Проектирование образовательной среды 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры»).
Технологии - «набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временных интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей» (Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. С. 15).
Роль учителя. Позиция учителя (в условиях развивающей образовательной среды)
Следует учитывать, что в современных условиях необходимо формирование у школьника не только глубоких знаний, умений и навыков, а, прежде всего, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, обеспечивающих реализацию своих возможностей в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Означает ли это, что на уроке (ах) учащиеся знакомятся только с методами познания, со способами приобретения знаний при изучении школьных предметов (к примеру, русского языка)?
Выскажите свое мнение (согласитесь или опровергните следующее высказывание). По мнению В. Рубцова, необходим переход от школы мифотворчества - к школе ремесла, школе исследований и - к школе проектов.
|
Примечание: эти переходы осуществлять не от ступени к ступени, а в рамках каждой ступени обучения
Я согласна с мнением В.Рубцовой, т.к. такой подход к обучению поможет учащимся самостоятельно мыслить, а не работать по заданным шаблонам. Они самостоятельно смогут принимать решения при выполнении заданий. Такой подход обеспечит учащимся базу для поиска материала.
Так, учащиеся отойдут от простого получения готового материала. Они получат возможность создавать собственную образовательную траекторию учебного процесса.
3.Условия подготовки учителя к уроку (материал для размышления).
Рекомендации: 1.Учитывать особенности системно-деятельностного подхода (природные задатки превращаются в способности только в деятельности, но и создаются деятельностью + положительные эмоции).
2.Необходимость внутренней мотивации ученика. При «субъект-субъектных» отношениях учителя и учеников урок начинается с целеполагания (совместного в том числе) познавательной деятельности ученика.
3.Далее конструируются действия учителя и ученика, алгоритм коллективных действий и индивидуальной познавательной деятельности (достижения цели), рефлексия-оценивание собственных действий и приобретенных знаний.