Применение информационно-коммуникационных технологий
При обучении химии в вузе
по сельскохозяйственным сельхозперерабатывающим направлениям
Ирина Сергеевна Полянская,
доцент кафедры Технологии молока и молочных продуктов,
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Вологодская
государственная молочнохозяйственная академия
имени Н.В. Верещагина», г. Вологда, РФ
Кто-то ленится, борзеет, Кто-то - просто не умеет. Воспитание поможет, Если интерес прилОжить. |
Краткая аннотация работы: Нутрициология, как наука о здоровом питании для практически здоровых людей стала модной в начале ХХI, набирает практический интерес широких масс. Включение вопросов нутрициологии в курс Химии позволяет не только использовать дополнительную мотивацию в изучении, но и шире использовать проектное обучение, элементы продуктивного уровня усвоения знаний.
В 2019-2020 году занятия велись на инженерном, технологическом факультетах, факультете агрономии и лесного хозяйства (бакалавры), факультете ветеринарии и биотехнологий (бакалавры и специалисты) на очном и заочном отделениях Вологодской ГМХА.
Во втором семестре из-за пандемии на очном отделении дистанционно было проведено 55-60% всех аудиторных занятий, на заочном отделении 100%.
Занятия были организованы в платформе Moodle (рис. 1) и включали: авторские лекции, презентации, видеоматериалы, интерактивные тренажёры, учебные и методические пособия, другие дидактические материалы, тренировочные и итоговые тесты. В платформу встроены: Форум, Чат, Вебинар (видеоконференция), Счетчик посещения курса слушателями.
|
Курс химия (Общая и прикладная химия), рассчитанный на 4 зачетных единицы состоит из 4-х модулей:
МОДУЛЬ 1 (корректирующий). ОСНОВЫОБЩЕЙ ХИМИИ. Разделы 1-3
Раздел 1. Классы, названия неорганических соединений и их свойства
Раздел 2. Типы химических реакций
Раздел 3. Моль, молярная масса, молярная масса эквивалента. Основные законы общей химии, газовые законы
Модуль 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. Разделы 4-6
Раздел 4. Строение вещества. Химия элементов.
Раздел 5. Растворы
Раздел 6. Управление химическими реакциями
Рисунок 1. Внешний вид части Модуля 2 курса «ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ХИМИЯ»
Модуль 3. ОСНОВЫАНАЛИТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ И ФИЗКОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ. Разделы 7-8
Раздел 7. Основы органической химии
Раздел 8. Основы аналитической химии
Раздел 7. Основы физической и коллоидной химии
Модуль 4. ПРИКЛАДНАЯ ХИМИЯ. НУТРИЦИОЛОГИЯ БИОЭЛЕМЕНТОВ. Раздел 9
В разделе прикладной химии кроме теста, доступного студентам конкретного факультета, студенты по-выбору осуществяют следующие виды творческих работ:
- пишут эссе (в виде листка стенгазеты);
- проводят научно-практические исследования в мини-группах (до пандемии его успели провести не все желающие, исследование для остальных было заменено на научно-теоретическое)
- снимают учебные видеоролики,
- готовят презентации, участвуют с докладами в конференциях разного уровня (очных и онлайн);
- пишут научные публикации;
- выполняют кейс-задания;
- работают над заявками на патенты, участвуют в деятельности прикладного научного кружка «Нутрициолог. Химические знания – в жизнь»
|
Деятельность кружка в условиях пандемии была переведена в соцсеть ВК, включая группы:
- САМ СЕБЕ НУТРИЦИОЛОГ https://vk.com/sam_nutriziolog;
- Вологодская ГМХА. CНО. НУТРИЦИОЛОГ https://vk.com/vgmxa. В последней группе можно проследить результаты деятельности студентов.
Новым в 2020 г. при изучении модуля Прикладная химия стала организация изучения биоэлементов с помощью специально разработанного для этого учебного пособия. В учебном пособии «Нутрициология биоэлементов» излагаются современные основы нутрициологии биоэлементов – теоретического и прикладного раздела неорганической химии. Учебное пособие предназначено для будущих технологов пищевых производств различных направлений, зоотехников и ветеринаров и призвано по методу кейса систематично подготовить их к деятельности нутрициолога в области функциональных и специализированных пищевых и кормовых продуктов с биоэлементами. Пособие может быть также полезно всем интересующимся вопросами нутрициологии биоэлементов пищи, воды, влияющих на сохранение здоровья человеком/животными.
Рисунок 2. Внешний вид части Модуля 4 Курса «ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ХИМИЯ»
Заключение
Практический интерес в изучении наук играет положительную роль в мотивации изучения и позволяет шире использовать проектную научно-теоретическую и научно-практическую деятельность в рамках программного обучения студентов и школьников.
Нутрициология биоэлементов может быть эффективным организующим такую деятельность блоком при изучении Химии, в частности посредством применения информационно-коммуникационных технологий при обучении химии в вузе по сельскохозяйственным сельхозперерабатывающим направлениям.
20.07.2020 г. Полянская И.С.