Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.




 

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу. С определенными ограничениями они могут быть распространены на административно-технический и обслуживающий персоналы.

В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. К их числу относится Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., которая устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительств.

 

2.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств

 

Ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.

В прошлом имели место попытки со стороны некоторых государств оспаривать это положение, в частности, для случаев пожаров. Но в конечном итоге они были отклонены. Больше того, согласно Конвенции, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (Ст. 27 п. 2, 3).

Как пример нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов можно привести дело "посольства США в Тегеране". 4 ноября 1979 г. группа студентов захватила здание посольства США в Тегеране и в качестве заложников удерживала сотрудников дипломатического представительства. США обратились в Международный суд ООН.

15 декабря 1979 г. суд вынес постановление, в котором говорилось о следующих временных мерах, что говорит о подтверждении судом обязательности дипломатического иммунитета.

Во-первых, правительство Ирана должно немедленно обеспечить возвращение помещений посольства, канцелярии и консульства США во владение и исключительный контроль, неприкосновенность этих помещений и эффективную защиту в соответствии с действующими международными договорами между двумя государствами и общим международным правом.

Во-вторых, правительство Ирана должно обеспечить немедленное освобождение всех граждан США, которые в качестве заложников содержатся в посольстве США или в МИДе в Тегеране или в других местах, обеспечить всем таким лицам полную защиту в соответствии с существующими договорами между двумя странами и общим международным правом.

В-третьих, с этого момента Иран должен обеспечить всему дипломатическому и консульскому персоналу США полную защиту и предоставить привилегии и иммунитеты, на которые этот персонал имеет право по действующим договорам между двумя государствами и общему международному праву, в том числе иммунитет от любой формы уголовной юрисдикции, также возможность покинуть территорию Ирана.

В-четвертых, США и Иран должны воздержаться от любых действий и обеспечить все, чтобы не предпринимались действия, могущие усилить напряженность между ними или осложнить решение спора. [17, c.80]

Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.

Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников (ст. 21).

Государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения функций представительства (ст. 25).

Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудников представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощью дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования (ст. 27).

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

До принятия Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961г. были не редки случаи нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов, а особенно в случае разрыва дипломатических отношений или вооруженного конфликта. Так, например, в своей книге "Страницы дипломатической истории", В.М. Бережков приводит примеры грубого нарушения германскими властями дипломатических привилегий и иммунитетов: "22 июня эсэсовцы ворвались в помещение посольства. Вскоре прибыл закрытый черный фургон, в него втолкнули сотрудников, и повезли их в гестапо. Там их бросили в одиночную камеру. По несколько раз в день вызывали на допрос, били, пытаясь выведать секретную информацию, заставляли подписать какие-то бумаги".[18, c.63]

Аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

Аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания (ст. 45).

Специальная ст. 20 конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.

В соответствии с принятыми в Республике Беларусь Правилами применения "Положения о государственном флаге Республики Беларусь".[12]

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь в дни национальных праздников, траурные и другие дни с учетом местной практики страны, где находится соответствующее дипломатическое или консульское представительство Республики Беларусь, в другие дни по особому указанию Министерства иностранных дел Республики Беларусь и ежедневно в тех странах, где это принято согласно с местным обычаем.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается (устанавливается) на транспортных средствах дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь, на морских судах и других средствах передвижения, где в качестве официальных лиц находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Национального Собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное Собрание Республики Беларусь либо Совет Министров Республики Беларусь, Министр иностранных дел Республики Беларусь, посол или руководитель консульского учреждения Республики Беларусь с согласия этих лиц.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей, в дни национальных праздников республики.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению Национального Собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается с восходом солнца и опускается после захода солнца или по окончании празднеств, торжеств, траурных церемоний.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь обязано обеспечить выполнение дипломатическими и консульскими представительствами Республики Беларусь требований Положения о Государственном флаге Республики Беларусь и настоящих Правил.

Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища. Хотя в Венской конвенции 1961 года прямо о не предоставлении убежища ничего не говорится, в ней содержится положение, которое позволяет трактовать его именно таким образом. Так, статья 41 конвенции (§ 3) гласит: "Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания".

Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследования (как правило, не применимого в отношении обычных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой для ожесточенных споров. В Европе, данная практика почти прекратилась. Сложившуюся ситуацию можно решить только путем переговоров, потому что Венская Конвенция, хотя и обеспечивает неприкосновенность помещений дипломатической миссии (и тем самым находящихся внутри), не содержит положений о выезде любого лица, на которое не распространяется действие Конвенции 1961г, с гарантией неприкосновенности и безопасности. [26, c.194]

Исключение из этого правила составляют латиноамериканские страны, которые заключили между собой специальные конвенции, позволяющие использовать помещения дипломатического представительства для предоставления политического убежища.

Договорное оформление этот институт получил в Гаванской конвенции об убежище от 20 февраля 1928г.

Налоговые привилегии дипломатических агентов и консульских служащих являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.

Предоставляемые дипломатам привилегии и иммунитеты, в том числе и налоговые, необходимы им в первую очередь для успешного выполнения возложенных на них дипломатических функций.

Конвенция подтверждает установившуюся международную практику освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (к последним обычно относится плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.) (статья 23 п.1).

Однако фискальные изъятия, о которых говорится в п.1, статьи 23 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (cтатья. 28).

Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания.

Иногда происходили случаи злоупотребления дипломатическими иммунитетами.

Как пример можно привести случай описанный в книге И.П. Блищенко "Дипломатическое право". Им является "дело Росаля".

Посол Гватемалы в Бельгии и Нидерландах Морисио Росаль в октябре 1960 г. был задержан полицией в Нью-Йорке. При нем оказалось 116 фунтов наркотика героина на сумму 4 миллиона долларов. Полиция сообщала, что этот дипломат давно занимается тайной спекуляцией наркотиками и его частые за последнее время поездки в США связаны не с его дипломатической миссией, а со спекуляцией. На следующий день правительство Гватемалы поспешило объявить о снятии его с дипломатического поста, отказавшись от его иммунитета. [17, c.87]

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (статья 44 Конвенции 1961г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: