Социальная инфраструктура сельских поселений




 

Цель объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения заключается в удовлетворении демографически обусловленных потребностей жителей поселения, создании условий для развития интеллектуально-творческого потенциала.

Понятие «социально-функциональная среда сельского поселения» явля­ется более широким, нежели «общественный центр села», и охватывает не только архитектурные объекты административного и социально-обслуживающего назначения, которые размещены в поселении на некоторой локальной территории, но и социальное и коммерческое обслуживание жилой и производственной среды. Социально-функциональная среда складывается как результат постоянных контактов с культурным наследием прошлого и приобщения к современной культуре и культурной деятельности[127].

В настоящее время не существует отдельной научно-обоснованной мето­дики организации системы культурно-бытового обслуживания в отдельных поселениях или сельскохозяйственных предприятиях, поэтому в крупных расчетах обычно пользуются методикой, разработанной для промышленных предприятий.

Основным принципом организации и размещения объектов культурно-бытового обслуживания на территории сельскохозяйственного предприятия при крупномасштабных прогнозах является ступенчатый принцип обслуживания, который позволяет дифференцировать объекты по их назначению, посещаемости и радиусам обслуживания.

Анализ генеральных планов сельскохозяйственных предприятий с точки зрения ступенчатой организации культурно-бытового обслуживания позволяет выявить основные ступени обслуживания. К ним относятся:

· обслуживание административно-общественными центрами (АОЦ) или общественными центрами селитебных зон с радиусом обслуживания в пределах 1 500-2000 м. В эту ступень обслуживания входят следующие объекты: поликлиника, профтехучилище, кафе-закусочные, магазины, клубные учреждения, спортивные сооружения. Посещаемость объектов этой ступени обслуживания — эпизодическая. Первая ступень обслужива­ния характерна для сельскохозяйственных предприятий, размещаемых либо в составе АОЦ (многофункционального или специализированного), либо расположенных на незначительном удалении от селитебной зоны, общественный центр которой выполняет функции центра производственно-селитебного образования;

· обслуживание общественными центрами сельскохозяйственных пред­приятий, радиус обслуживания которых колеблется, в среднем, от 600 до 2 000 м. Колебания радиуса обслуживания объектов второй ступени зави­сят от мощности, размера занимаемой территории и планировочной струк­туры предприятия. Для сельскохозяйственных предприятий малой, средней и большой мощности с компактной и компактно-расчлененной планировоч­ной структурой, в среднем, характерен радиус обслуживания 700 м, а для предприятий большой и крупной мощности с компактно-расчлененной пла­нировочной структурой радиус обслуживания составляет, в среднем, 1 900 м. Эти центры предназначены для периодического и повседневного посещения работающими. В состав общественного центра второй ступени входят такие объекты как столовая, управление, конференц-зал, прачечная, стоянки для индивидуальных машин, здравпункт. Эта ступень была характерна для лю­бого сельскохозяйственного предприятия и являлась основной в обслуживании работающих;

· обслуживание общецеховыми объектами с радиусом в диапазоне от 180 до 600 м, размер зоны обслуживания зависит от типа применяемой застройки. В эту ступень обслуживания входят объекты повседневного посещения (медицинские пункты, комнаты приема пищи, места отдыха).

 

Рис. 4.1.1Общественные центры сельских поселений (исторический опыт):

А – дом культуры; Б – сельский клуб для севера; В – клуб в селе Лески; Г – общественный центр для Юга; Д – общественный центр в Тамбовской обл.; Е – общественный центр в Литве.

Отличительной чертой сельских зданий социально-функциональной среды, по сравнению с городскими, является их малая емкость и неболь­шие размеры. Малая плотность и рассредоточенность сельских поселений в большей степени способствуют развитию небольших объектов общественного обслуживания, а также формированию их многофункциональности. Специфической чертой является кооперирование нескольких учреждений, близких по своему функциональному назначению, в единый комплекс. При этом формирование общего объема происходит поэтапно. Часть составляющих носит стационарный, а часть — мобильный (сезонный) характер.

В современной архитектуре проблема обеспечения сельского населения всеми видами культурно-бытового обслуживания является одной из самых сложных. Это связано с многообразием видов такого обслуживания, удален­ностью сельских поселений, их разнообразием по функциям и количеству жителей.

В общем случае, обслуживание сельского населения осуществляется в учреждениях 3-х ступеней:

· обслуживающие население всего района (округа) — поликлиника, больница, учебные заведения, отделение банка и др.;

· обслуживающие несколько населенных мест — администрация, общественно-культурный центр, школа-интернат, торгово-бытовой центр, стадион и т.д.;

· обслуживающие жителей одного поселения — детский сад, начальная школа, баня, столовая, аптека, спортплощадки и т.д.

 

Все объекты социальной инфраструктуры подразделяются на следующие группы:

· учебно-воспитательные (детские сады и ясли, школы, гимназии, специальные учебные заведения и др.);

· лечебно-оздоровительные (больницы, поликлиники, фельдшерско-аку­шерские пункты, медпункты, аптеки);

· культурно-просветительные (клубы, дома культуры, библиотеки, кинотеатры и т.п.);

· административно-хозяйственные (сельская администрация, правление акционерного общества, почта, телеграф, отделение банка и т.д.);

· торговли и общественного питания (универмаги, магазины, рынки, ре­стораны, столовые, бары, кафе, киоски и т.д.);

· хозяйственно-бытовые и коммунальные (гостиницы, бани, прачечные, ре­монт автомобилей и др.).

 

Расчет объектов социальной инфраструктуры может быть произведен по данным таблицы, приведенной в Приложении В. Примеры зданий общественного центра приведены в Приложении Г.

Рис. 4.1.2Общественный центр поселка Садовод Красноярского края в виде сада: 1 – администрация; 2 – дом культуры; 3 – школа; 4 – торговый комплекс; 5 – музей; 6 – поликлиника; 7 – детский сад.

Рис. 4.1.3Композиции общественных центров сельских поселений: 1 – улица; 2 – система площадей; 3 – площадь – курдонер; 4 – платформа; 5 – центр как сад.

Необходимо отметить новые тенденции и актуальные проблемы архитектуры общественных зданий, ха­рактерные для современного этапа:

1. Большинство типовых проектов общественных зданий (а их было раз­работано в период СССР около 500, из них около 250 — для сельских поселений) являются неприменимыми ввиду отсутствия государственных капвложений в социальную сферу сегодняшнего села.

2. Актуальным становится разработка проектов небольших объектов, находящихся в частной собственности. Малые объекты инфраструктуры нецелесообразно строить в отдельных крошечных зданиях, поэтому распространение получает их размещение в комплексе с жилыми домами, а также переоборудование зданий старой постройки под объекты частного сервиса.

3. Наблюдается тенденция распространения в сельской местности универсальных зданий общественного назначения, где частные фирмы и лица могут арендовать необходимые площади для своей деятельности.

4. Все большее распространение получают на селе платные социальные услуги — на эти деньги возможно новое строительство частных школ, детских садов и яслей, спорткомплексов, саун, плавательных бассейнов и других объектов.

5. Все большее развитие получают межселенные формы социального обслуживания. Это обусловлено развитием фермерских хозяйств, возникновением большого количества малых поселений, где строительство объектов социальной инфраструктуры нецелесообразно, а развитие автодорог позволит иметь эти услуги для всех желающих, независимо от места их проживания.

6. Вышеуказанные обстоятельства внесут в архитектуру общественных зданий и комплексов значительные изменения.

7. Получат развитие системы мобильного обслуживания сельского населения, особенно в период массовых сезонных сельхозработ, а также дачников в садово-огороднических товариществах и зонах отдыха.

8. Основная тенденция при проектировании общественных зданий — создание представительных, крупных и, как правило, помпезных зданий, существовавшая в нашей стране — должна смениться на совершенно новую концепцию: создание масштабной общественной среды, ее единство с жилой и производственной средой, с природным окружением, высоким уровнем комфорта и современного архитектурного и дизайнерского выражения.

9. Ввиду небольших размеров объектов социальной инфраструктуры и наличия их в частной собственности получат все большее распространение многофункциональные типы общественных зданий, где, например, школа совмещена с физкультурно-оздоровительным комплексом, детские ясли — с детским садом, торговля объединена с бытовым обслуживанием, общественное питание — с культурными учреждениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: