Цель объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения заключается в удовлетворении демографически обусловленных потребностей жителей поселения, создании условий для развития интеллектуально-творческого потенциала.
Понятие «социально-функциональная среда сельского поселения» является более широким, нежели «общественный центр села», и охватывает не только архитектурные объекты административного и социально-обслуживающего назначения, которые размещены в поселении на некоторой локальной территории, но и социальное и коммерческое обслуживание жилой и производственной среды. Социально-функциональная среда складывается как результат постоянных контактов с культурным наследием прошлого и приобщения к современной культуре и культурной деятельности[127].
В настоящее время не существует отдельной научно-обоснованной методики организации системы культурно-бытового обслуживания в отдельных поселениях или сельскохозяйственных предприятиях, поэтому в крупных расчетах обычно пользуются методикой, разработанной для промышленных предприятий.
Основным принципом организации и размещения объектов культурно-бытового обслуживания на территории сельскохозяйственного предприятия при крупномасштабных прогнозах является ступенчатый принцип обслуживания, который позволяет дифференцировать объекты по их назначению, посещаемости и радиусам обслуживания.
Анализ генеральных планов сельскохозяйственных предприятий с точки зрения ступенчатой организации культурно-бытового обслуживания позволяет выявить основные ступени обслуживания. К ним относятся:
· обслуживание административно-общественными центрами (АОЦ) или общественными центрами селитебных зон с радиусом обслуживания в пределах 1 500-2000 м. В эту ступень обслуживания входят следующие объекты: поликлиника, профтехучилище, кафе-закусочные, магазины, клубные учреждения, спортивные сооружения. Посещаемость объектов этой ступени обслуживания — эпизодическая. Первая ступень обслуживания характерна для сельскохозяйственных предприятий, размещаемых либо в составе АОЦ (многофункционального или специализированного), либо расположенных на незначительном удалении от селитебной зоны, общественный центр которой выполняет функции центра производственно-селитебного образования;
|
· обслуживание общественными центрами сельскохозяйственных предприятий, радиус обслуживания которых колеблется, в среднем, от 600 до 2 000 м. Колебания радиуса обслуживания объектов второй ступени зависят от мощности, размера занимаемой территории и планировочной структуры предприятия. Для сельскохозяйственных предприятий малой, средней и большой мощности с компактной и компактно-расчлененной планировочной структурой, в среднем, характерен радиус обслуживания 700 м, а для предприятий большой и крупной мощности с компактно-расчлененной планировочной структурой радиус обслуживания составляет, в среднем, 1 900 м. Эти центры предназначены для периодического и повседневного посещения работающими. В состав общественного центра второй ступени входят такие объекты как столовая, управление, конференц-зал, прачечная, стоянки для индивидуальных машин, здравпункт. Эта ступень была характерна для любого сельскохозяйственного предприятия и являлась основной в обслуживании работающих;
|
· обслуживание общецеховыми объектами с радиусом в диапазоне от 180 до 600 м, размер зоны обслуживания зависит от типа применяемой застройки. В эту ступень обслуживания входят объекты повседневного посещения (медицинские пункты, комнаты приема пищи, места отдыха).
Рис. 4.1.1 – Общественные центры сельских поселений (исторический опыт):
А – дом культуры; Б – сельский клуб для севера; В – клуб в селе Лески; Г – общественный центр для Юга; Д – общественный центр в Тамбовской обл.; Е – общественный центр в Литве.
Отличительной чертой сельских зданий социально-функциональной среды, по сравнению с городскими, является их малая емкость и небольшие размеры. Малая плотность и рассредоточенность сельских поселений в большей степени способствуют развитию небольших объектов общественного обслуживания, а также формированию их многофункциональности. Специфической чертой является кооперирование нескольких учреждений, близких по своему функциональному назначению, в единый комплекс. При этом формирование общего объема происходит поэтапно. Часть составляющих носит стационарный, а часть — мобильный (сезонный) характер.
В современной архитектуре проблема обеспечения сельского населения всеми видами культурно-бытового обслуживания является одной из самых сложных. Это связано с многообразием видов такого обслуживания, удаленностью сельских поселений, их разнообразием по функциям и количеству жителей.
|
В общем случае, обслуживание сельского населения осуществляется в учреждениях 3-х ступеней:
· обслуживающие население всего района (округа) — поликлиника, больница, учебные заведения, отделение банка и др.;
· обслуживающие несколько населенных мест — администрация, общественно-культурный центр, школа-интернат, торгово-бытовой центр, стадион и т.д.;
· обслуживающие жителей одного поселения — детский сад, начальная школа, баня, столовая, аптека, спортплощадки и т.д.
Все объекты социальной инфраструктуры подразделяются на следующие группы:
· учебно-воспитательные (детские сады и ясли, школы, гимназии, специальные учебные заведения и др.);
· лечебно-оздоровительные (больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, медпункты, аптеки);
· культурно-просветительные (клубы, дома культуры, библиотеки, кинотеатры и т.п.);
· административно-хозяйственные (сельская администрация, правление акционерного общества, почта, телеграф, отделение банка и т.д.);
· торговли и общественного питания (универмаги, магазины, рынки, рестораны, столовые, бары, кафе, киоски и т.д.);
· хозяйственно-бытовые и коммунальные (гостиницы, бани, прачечные, ремонт автомобилей и др.).
Расчет объектов социальной инфраструктуры может быть произведен по данным таблицы, приведенной в Приложении В. Примеры зданий общественного центра приведены в Приложении Г.
Рис. 4.1.2 – Общественный центр поселка Садовод Красноярского края в виде сада: 1 – администрация; 2 – дом культуры; 3 – школа; 4 – торговый комплекс; 5 – музей; 6 – поликлиника; 7 – детский сад.
Рис. 4.1.3 – Композиции общественных центров сельских поселений: 1 – улица; 2 – система площадей; 3 – площадь – курдонер; 4 – платформа; 5 – центр как сад.
Необходимо отметить новые тенденции и актуальные проблемы архитектуры общественных зданий, характерные для современного этапа:
1. Большинство типовых проектов общественных зданий (а их было разработано в период СССР около 500, из них около 250 — для сельских поселений) являются неприменимыми ввиду отсутствия государственных капвложений в социальную сферу сегодняшнего села.
2. Актуальным становится разработка проектов небольших объектов, находящихся в частной собственности. Малые объекты инфраструктуры нецелесообразно строить в отдельных крошечных зданиях, поэтому распространение получает их размещение в комплексе с жилыми домами, а также переоборудование зданий старой постройки под объекты частного сервиса.
3. Наблюдается тенденция распространения в сельской местности универсальных зданий общественного назначения, где частные фирмы и лица могут арендовать необходимые площади для своей деятельности.
4. Все большее распространение получают на селе платные социальные услуги — на эти деньги возможно новое строительство частных школ, детских садов и яслей, спорткомплексов, саун, плавательных бассейнов и других объектов.
5. Все большее развитие получают межселенные формы социального обслуживания. Это обусловлено развитием фермерских хозяйств, возникновением большого количества малых поселений, где строительство объектов социальной инфраструктуры нецелесообразно, а развитие автодорог позволит иметь эти услуги для всех желающих, независимо от места их проживания.
6. Вышеуказанные обстоятельства внесут в архитектуру общественных зданий и комплексов значительные изменения.
7. Получат развитие системы мобильного обслуживания сельского населения, особенно в период массовых сезонных сельхозработ, а также дачников в садово-огороднических товариществах и зонах отдыха.
8. Основная тенденция при проектировании общественных зданий — создание представительных, крупных и, как правило, помпезных зданий, существовавшая в нашей стране — должна смениться на совершенно новую концепцию: создание масштабной общественной среды, ее единство с жилой и производственной средой, с природным окружением, высоким уровнем комфорта и современного архитектурного и дизайнерского выражения.
9. Ввиду небольших размеров объектов социальной инфраструктуры и наличия их в частной собственности получат все большее распространение многофункциональные типы общественных зданий, где, например, школа совмещена с физкультурно-оздоровительным комплексом, детские ясли — с детским садом, торговля объединена с бытовым обслуживанием, общественное питание — с культурными учреждениями.