Максимизация общей полезности.




Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя в этом случае – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. Поэтому следует рассматривать не полезность от потребления отдельного товара, а полезность от всего набора потребляемых товаров.

Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности может быть представлено в виде формулы:

Максимизация полезности происходит путем выбора такого набора благ, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ. Если взвешенные предельные полезности не равны, например, , следовательно, потребитель должен изменить количество данных благ в своем потреблении.

Потребительский выбор может быть объяснен с помощью карты кривых безразличия и линии бюджетных возможностей. Карта кривых безразличия демонстрирует предпочтения потребителя при выборе из двух товаров, а линия бюджетных возможностей – ценовые и бюджетные ограничения потребителя.

Рассмотрим построение кривой безразличия и карты кривых безразличия на следующем примере.

Допустим, что потребитель располагает таким доходом, при котором он может позволить себе приобрести набор, состоящий из одежды и обуви. Причем существует несколько наборов этих экономических благ, которые приносят ему одинаковую суммарную полезность:

одежда обувь

Набор А 8 единиц 1 единица

Набор Б 5 единиц 2 единицы

Набор В 2 единицы 3 единицы

Набор Г 1 единица 6 единиц

С точки зрения суммарной полезности потребителю безразлично, какой из наборов выбрать. Если по одной оси откладывать количество одежды , а по другой – количество обуви , то получатся точки, через которые можно провести кривую, называемую кривой безразличия.

График 2. Кривая безразличия.

 
 


 

Любая точка на данной кривой отражает разные количества двух товаров, но в то же время каждая точка отражает одинаковую суммарную полезность этих двух благ.

График 3. Карта кривых безразличия.

 
 

 


Qоб

 

 

Кривые, более удаленные от начала координат, соответствуют большей общей полезности потребленных благ.

Выбор потребителя связан не только с предпочтениями, которые можно выразить с помощью кривых безразличия, но с уровнем дохода потребителя, ценами товаров. Бюджетная линия показывает набор товаров, который потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах.

График 4. Бюджетная линия.

 
 

 

 


Любая точка ниже линии означает возможный для потребителя набор благ при заданных ограничениях, но при условии, что часть дохода сохраняется, например, точка С. Любая точка выше бюджетной линии означает, что данный набор благ не доступен потребителя, так как выходит за границы бюджетной линии, например точка D. Если доход увеличивается, то бюджетная линия сдвигается параллельно вправо, и наоборот. Если при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетного ограничения.

Совмещение линии бюджетного ограничения и карты кривых безразличия позволяют определить равновесное положение потребителя. Точка Е – точка равновесия. Она обозначает наибольший по полезности набор товаров при полном израсходовании бюджета. Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией.

Если потребитель замещает один товар другим, то он руководствуется предельной нормой замещения, от какого количества товара У отказался бы потребитель, чтобы получить дополнительную единицу товара Х. Если замещение осуществляется с учетом изменения цен товаров, то для покупателя возникает эффект замещения.

Эффект замещения – это та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Если цена на набор товаров снизится, потребитель приобретает тот же товар, но у него остается некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению доходов, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно. Так возникает эффект дохода. Эффект дохода состоит в адаптации объема спроса к соответствующему изменению реального дохода. Данную дополнительную сумму потребитель, скорее всего, потратит на покупку большего количества нормальных товаров.

В заключение можно сказать, что суть теории предельной полезности заключается в следующем. Человек живет в мире экономических благ, цена на которые устанавливается на рынке не в зависимости от затрат труда на их производство, а в зависимости от субъективных определений потребителями ценности этих благ. Цена у представителей австрийской школы не имеет никакой объективной основы, а трудовая теория стоимости полностью отрицается.

Основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в виде формулы «потребитель – потребность – полезность блага – его ценность – цена».

Несмотря на то, что теория предельной полезности неоднократно подвергалась критике, она явилась весьма плодотворной. Теория предельной полезности послужила отправной точкой для разработки категорий «предельных величин» (предельные издержки, предельный продукт, предельный доход и т.д.). При этом учитываются не только затраты, но и полезные результаты производства и обращения. Учет предельных величин нацеливает на минимизацию затрат и получение максимальных полезностей в экономике.

Возникновение и развитие теории предельной полезности в 70-80-е годы 19 века относится к первому этапу маржиналистской революции. Второй этап маржиналистской революции начался в 90-е годы 19 века. На этом этапе формируется так называемая неоклассическая экономическая теория, которая превращает маржинализм в стройное учение. В настоящее время идеи теории предельной полезности широко используются в микроэкономике, раскрывая принципы рационального поведения потребителя, образования издержек фирмы и цен и т.д.


Глава 2. Сущность и значение закона стоимости.

 

2.1 Формирование закона стои-мости с точки зрения теории стоимости

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица – продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, покупатель – купить товар подешевле. Следовательно, рынок – это всегда борьба интересов. В результате этой борьбы и продавец, и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству – стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Таким образом, определяющим в формировании величины стоимости товаров является закон стоимости.

Возникновение закона стоимости относится к тому времени, когда продукты начали превращаться в товары. Как указывал Энгельс, начало обмена товаров уходит в глубь веков. В Египте это произошло, по меньшей мере, за три, а возможно, и за пять тысяч лет до нашего времени, в Вавилоне – за 4-6 тысяч лет. Появившись вместе с возникновением товарного производства и существуя на протяжении тысячелетий, закон стоимости получает наиболее широкую сферу действий лишь в условиях капитализма. Это связано с тем, что в это время товарное производство приобретает всеобщий характер.

Сущность закона стоимости сводится к тому, что производство и обмен товаров осуществляются в соответствии с его стоимостью и общественно необходимыми затратами труда. Необходимо заметить, что данный закон возник на базе товарного производства и действует в любом обществе, где имеют место товарные отношения. Закон стоимости – основной закон товарного хозяйства – выражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определялась общественно необходимым временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях:

q при общественно нормальном состоянии производства;

q при средней квалификации работников;

q при средней интенсивности труда.

Практически данное время расходуется на создание большинства товаров.

Закон стоимости выражает причинно-следственную зависимость между формированием цены на базе стоимости производства каждого товара, с одной стороны, и образованием экономических стимулов для прогресса производительных сил общества, с другой стороны.

Закон стоимости требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости к общественной. В данном случае общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который хозяйствующие субъекты должны укладываться. Если индивидуальные затраты меньше общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается.

Закон стоимости обуславливает не только определенное соотношение между индивидуальными и общественно необходимыми затратами труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это условие особенно важно для регулирования общественного производства с помощью закона стоимости. Он стимулирует тех производителей, которые создают в соответствии с общественными потребностями и достигают более высокой производительности труда. И так как они находятся под постоянным экономическим давлением, то постоянно вынуждены искать резервы экономии затрат труда и учитывать запросы рынка.

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношения цен на одноименные товары. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, договорные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен. На цены сильное влияние оказывают методы их установления. Данные методы называются механизмом ценообразования. В экономической теории выделяют два основных подхода к установлению цен:

q рыночный. При нем определяющими факторами выступают конъюнктура рынка, спрос и предложение товаров.

q затратный. Согласно этому подходу в основу установления цены кладутся производственные затраты, и прежде всего, трудовые, связанные с созданием товаров.

Ценовая политика в Республике Беларусь базируется на гибком использовании элементов свободного формирования цен и государственного регулирования. Прежде всего, государство оказывает влияние на цены и тарифы, продукцию и услуги предприятий-монополистов.

Большое влияние на ценообразование оказывает невозможность повторного производства продуктов. Особенно это касается произведений скульпторов, художников. Всем известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов. В связи с этим можно привести следующий пример. Вот цены, по которым продаются на современных аукционах признанные шедевры мирового искусства: Ренуар «Мост искусства в Париже» - 1500 тыс. дол.; Рембрандт «Портрет девушки в платье с золотой отделкой» - 7260 тыс. фунтов стерлингов;

Рембрандт «Портрет сына Титуса» - 2234 тыс. дол. Наиболее дорогими на аукционах являются автографы Шекспира. Найдено всего три его подписи, каждая из которых оценивается в 1 млн. дол. Письмо Генриха VIII продано на одном из аукционов за 4500 тыс. фунтов стерлингов, письмо адмирала Нельсона – за 1250, фотографии с дарственными надписями Черчилля – за 200-300 тысяч фунтов стерлингов.1

Продукты труд, которые отражают талант создавших их мастеров, существуют в одном экземпляре. Крайняя форма редкости (неэластичности производства) определяет и крайнюю форму отклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти товары (равно как и на другие в силу тех или иных причин невоспроизводимые продукты – старые марки, монеты) растут прямо пропорционально росту общественного богатства и денежных сбережений населения.

Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако, следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами, и в первую очередь, спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебание цен вокруг стоимости. Из этого видим, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Последний выступает как форма реализации первого. Закон спроса и предложения – это экономический закон, действующий в условиях товарного производства. Он отражает взаимосвязь спроса и предложения при обмене товаров. Если предложение намного превышает спрос, цена на рынке снижается и становится ниже стоимости. Дальнейшее снижение цены вызывает еще большее увеличение спроса. Противоположная ситуация складывается, если спрос превышает предложение. В этом случае рыночные цены повышаются, что создает благоприятные условия для роста предложения данного вида товаров. В отрасли, спрос на продукцию которой превышает предложение, а цены соответственно превышают стоимость, осуществляется перелив капитала и со временем предложение продукции этой отрасли увеличивается. В результате цены приближаются к уровню, при котором происходит равновесие между спросом и предложением, формируется рыночная цена, или цена равновесия.

 

  Производство (ед)   Потребность (ед) Колебание цен: + повышение - снижение   Реакция производства
    + Расширяется
    - Сокращается

Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону «плюс» уравновешиваются отклонениями в сторону «минус».

Таким образом, цена колеблется вокруг стоимости вверх-вниз в зависимости от соотношения спроса и предложения. Колебания уравновешиваются, и в целом спрос равен предложению. Изложенное есть не что иное, как достижение равновесной цены на рынке на отдельные товары в масштабах общества. Следовательно, закон стоимости и закон равновесия цен – один и тот же закон. Иначе говоря, равновесная цена устанавливается в соответствии с действием закона стоимости. Поэтому можно сформулировать закон стоимости в следующем виде.

Законом стоимости называется экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда

Важным условием является то, что цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость и цена соотносятся как содержание и форма. В основе движения цен лежит движение стоимостей. Однако, цены, получив самостоятельное существование на рынке, также имеют свои законы установления динамики, так как на их величину влияет не только стоимость. Но именно она является тем якорем, который возвращает их к исходному началу, как бы они высоко не взлетали и как бы низко они не падали.

Основой цены товаров является стоимость производства. Иголка, молоток, электропила, автомотор имеют цены, отличные от цены автомобиля, и в первую очередь вследствие затрат труда на их изготовление. Но цена каждого товара отклоняется от стоимости под воздействием совокупности факторов. Однако, стоимость эффективно воздействует на прогресс производительных сил при сближении цены со стоимостью товаров. И факторы, приближающие цены товаров к их стоимости, формируют эффективную тенденцию реализации закона стоимости. А факторы, отклоняющие цены от стоимости, складываются в негативную тенденцию его проявления.

Сближение и отклонение цены и стоимости в реализации закона стоимости.

 

Равновесие спроса и Колебания спроса и

предложения предложения

Соответствие производства Отклонение пропорций от

потребностям структуры потребления

Устойчивость курса денег Инфляция

Здоровая конкуренция Господство монополий

Стабильность отношений в Экономические и

обществе социальные кризисы

 

Закону стоимости присущи следующие черты:

q в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;

q величина стоимости товаров прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;

q обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;

q с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;

q через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению;

q индивидуальные затраты труда сводятся к общественно необходимым, индивидуальные стоимости – к общественной стоимости, которая является основой цены.

На разных этапах своего развития общество характеризуется различными типами производственных отношений, и как следствие закону стоимости присущи своеобразные черты. При простом товарном производстве, например, колебание цены происходит вокруг стоимости. При капитализме действие закона стоимости изменяется: если на домонополистической стадии цены формируются на основе цен производства, то при монополии устанавливается единая монопольная цена. При этом на действие закона стоимости оказывает влияние частная собственность, закон прибавочной стоимости. Однако всегда, при любых производственных отношениях сущность закона стоимости сохраняется. Сущность этого закона выражается в причинно-следственной зависимости между формированием цены на базе стоимости производства каждого товара, с одной стороны, и образованием экономических стимулов для прогресса производительных сил общества, с другой стороны. Поскольку величина стоимости определяется общественно необходимым трудом на единицу товара при среднем уровне квалификации, техники и кооперации труда, то более высокий уровень этих факторов обеспечивает передовому предприятию сокращение издержек и увеличение прибыли. Рост прибыли стимулирует повышение квалификации привлекаемых предприятием работников, актуализирует применение научных открытий, более совершенной техники и технологии, более высокого уровня кооперации труда. И вместе с тем, угрозой разорения закон стоимости подстегивает отстающие предприятия тянуться к уровню средних и передовых.

 

2.2 Функции закона стоимости

Закону стоимости в современной системе экономических отношений принадлежит очень важная роль. Функциональное значение закона стоимости заключается в обеспечении факторов экономического стимулирования развития производительных сил. Эффективность этой функции в практике хозяйствования зависит от вариантов взаимосвязи с другими законами – конкуренции, монополии, денежного обращения и других законов экономических отношений, от закрепленных принципов их взаимосвязей в юридических законах государства по управлению и регулированию товарно-денежных отношений. Но помимо данной функции закон стоимости выполняет ряд следующих функций.

1. Первая функция заключается в осуществлении учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

2. Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Иначе говоря, закон стоимости является стихийным регулятором в распределении ресурсов товарного производства. В осуществлении данной функции важную роль играет динамика цен. Через механизм колебания рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства (труда, капитала) из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

Для удовлетворения разнообразных потребностей общества весь общественный труд должен распределятся в определенных пропорциях между различными отраслями. Вследствие стихийности производства эта пропорциональность постоянно нарушается, и, следовательно, Любой товар может оказаться произведенным, либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. Например, превышение предложения обуви над спросом на нее вызовет падение цен на обувь ниже ее стоимости. А недостаточное предложение тканей приведет к повышению цен на них выше стоимости. В таких условиях часть товаропроизводителей может перейти от производства обуви к производству тканей, как к более выгодному делу. Вследствие этого производство и предложение обуви уменьшатся, и цены на нее возрастут, а производство и предложение тканей возрастут, и цены на них уменьшатся. В условиях стихийного производства может начаться обратный переход товаропроизводителей от производства тканей к производству обуви. Таким образом, закон стоимости регулирует размеры товарного производства и соотношения между производством различных товаров.

3. Третья функция – стимулирующая. Закон стоимости способствует снижению производительных затрат, что происходит вследствие развития производительных сил в товарном производстве. Если индивидуальные затраты труда товаропроизводителя превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, он обязан снизить величину своих затрат. Закон стоимости как бы «наказывает» его, тем самым, заставляя товаропроизводителя повышать производительность труда, либо переключаться на выпуск другого вида изделия. Те товаропроизводители, чья индивидуальная стоимость товаров меньше, чем общественная стоимость, получают ряд экономических преимуществ. В этом случае они не только возмещают затраченный труд, но и получают сверх того добавочный доход. Это стимулирует товаропроизводителей снижать индивидуальную стоимость и повышать производительные силы на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Конкурентная борьба побуждает и других предпринимателей следовать их примеру. Вследствие этого новая техника рано или поздно получит широкое распространение. Таким образом, закон стоимости движет развитием производительных сил общества.

4. Четвертая функция состоит в том, что закон стоимости является основой для дифференциации товаропроизводителей. Причиной дифференциации является несовпадение, неравенство индивидуальной и общественной стоимости. Те товаропроизводители, у которых индивидуальная стоимость ниже общественной, при продаже своих товаров окажутся в выгодном положении, то есть получат дополнительный доход. А те производители, у которых индивидуальная стоимость выше общественной, несут убытки, и зачастую, не сумев их возместить, разоряются. Обогащение одних товаропроизводителей и обеднение других – таков неизбежный результат действия закона стоимости. Беднеющим и разоряющимся товаропроизводителям ничего не остается, кроме продажи своей рабочей силы. А обогащающаяся часть предпринимателей превращается в капиталистов, нанимающих эту рабочую силу. Таким образом, происходящая на основе действия закона стоимости дифференциация товаропроизводителей ведет к переходу от простого товарного производства к капиталистическому.

5. Пятая функция – распределительная, которая осуществляется с помощью цен. Данная функция заключает в распределении общественного продукта между регионами и предприятиями.

По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь закон стоимости осуществляет функцию сознательного регулирования высокоассоциированной экономики. Общество сознательно использует закон стоимости при регулировании цен, денежного обращения, товарного обращения во внешней торговле. На мировом рынке национальные стоимости выступают в роли индивидуальных, из которых формируются интернациональные стоимости. Как известно, все разные страны находятся на различных этапах развития. Так, если страна обладает высокой производительностью труда и продает свои товары по интернациональной стоимости, которая выше индивидуальной стоимости, то она получает дополнительную прибыль. И наоборот, страны с высокой национальной стоимостью и низкой производительностью труда – несут убытки. Однако, необходимо заметить, что не всегда стране, которая имеет низкую производительность труда и высокую индивидуальную стоимость, невыгодны внешнеторговые связи. Они целесообразны, если страна покупает товары дешевле, чем могла бы производить их сама. Поэтому не столько важна величина стоимости, сколько соотношение национальных и интернациональных стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.


Заключение

В ходе написания данной курсовой работы мы подробно изучили, что же такое стоимость, как она формируется, от чего зависит ее величина, какие этапы прошла в своем развитии теория стоимости, что такое закон стоимости, его сущность и каково его значение в экономической науке.

И теперь, подводя итоги, можно сказать, что вопрос о величине стоимости имеет большое теоретическое и практическое значение. Так как стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производства. Количество труда измеряется рабочим временем – часами, днями и так далее. Поэтому величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, которого стоило его производство.

При этом величина стоимости товара определяется следующими факторами:

1. Уровнем производительности труда. Производительность труда выражается в количестве потребительных стоимостей, созданных в единицу времени. Поэтому величина стоимости единицы товара обратно пропорциональна уровню производительности труда. Величина стоимости общей массы товаров не зависит от производительности труда. Необходимо сказать, что общественная стоимость товара изменяется лишь в том случае, когда более высокая производительность труда охватит большинство предприятий, изготавливающих данный товар.

2. Уровнем интенсивности труда. Она измеряется затратами труда в единицу времени. При возрастании интенсивности труда в равные промежутки времени создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный. Рост интенсивности труда характеризуется увеличением эффективности как конкретного, так и абстрактного труда.

3. Уровнем сложности труда. Простой труд – это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнить любой человек без предварительной подготовки. Сложный труд – это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности.

Данное убеждение было положено в основу трудовой теории стоимости, которая была разработана английской классической школой. Ее представителями являлись Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти. Дальнейшее развитие, данное направление получило в трудах Карла Маркса. В основе его учения также лежала трудовая теория стоимости. Маркс в своих трудах разработал теорию прибавочной стоимости. По мнению Маркса, прибавочная стоимость выступает в виде избытка стоимости продукта над суммой стоимости элементов его производства. По своей сути, прибавочная стоимость – это та часть стоимости, которая создается наемными работниками сверх стоимости их рабочей силы и представляет собой неоплаченный труд, присваиваемый капиталистом.

Основоположники теории предельной полезности были убеждены, что цена товара не имеет никакой объективной основы. А на рынке цена на товары устанавливается в зависимости от субъективной оценки потребителями полезности данного товара. Данное утверждение послужило основанием для того, чтобы теорию предельной полезности стали называть субъективно-психологической теорией. Представители данного учения считали, что все экономические категории могут быть выведены только из отношения человека к вещи, его ожиданий, предпочтений и познаний.

Анализируя данные теории стоимости (трудовую теорию стоимости, теорию прибавочной стоимости, теорию предельной полезности), можно сказать, что ни одна из них не является наиболее правильной и достаточной. Поэтому современные экономисты придерживаются несколько иной позиции. Дело в том, что они в той или иной степени поддерживают концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько факторов. Это труд, капитал (или средства производства), природный фактор (земля), а также предпринимательские способности. Поэтому в соответствии с этим современные экономисты признают, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, а, во-вторых, распадается на доходы.

Следовательно, проблема стоимости должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания различных доходов. При определении величины стоимости товара необходимо учитывать не только затраты, т.е. труд, рабочее время, но и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

Существует достаточно большое количество экономических работ, в которых показывается, что равновесные цены при определенных условиях равны стоимостям, и при этом структура равновесных цен совпадает со структурой стоимости. К таким выводам в своих работах пришли такие современные экономисты, как Немчинов, Новожилов, Самуэльсон, Моришима и другие.

Таким образом, изучая вопрос о стоимости, ее величине, можно сказать, что в процессе формирования стоимость подчиняется определенным правилам и принципам. В роли таких принципов и правил в экономической теории выступает закон стоимости. Закон стоимости является важнейшим экономическим законом товарного производства. Закон стоимости является законом цен. Он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе формирования цен на рынке учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому, можно сказать, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Они взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. Благодаря воздействию этих законов цена на товары колеблется вокруг стоимости и приближается к тому уровню, при котором формируется равновесная цена. Таким образом, в условиях товарного производства закон стоимости проявляет свое действие через колебание цен вокруг стоимости.

Как известно, закон стоимости возник вместе в появлением товарного производства. Это произошло около 5-6 тысячелетий назад. Однако, и сегодня закон стоимости не перестает быть актуальным, и даже наоборот. В Республике Беларусь, как и в любой другой стране имеют место быть товарное производство и, следовательно, товарные отношения. Следовательно, важное место в развитии национальной экономики играет закон стоимости. В условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь действие закона стоимости выражается в том, что доходы на всех уровнях хозяйствования тесно связаны с конкретным вкладом каждого звена в конечные результаты. При этом обязательно существует экономическое давление на субъекты хозяйствования. Поэтому происходит разделение товаропроизводителей, а также их доходов. В связи с этим важное значение имеет место социальная защита доходов населения. Она включает в себя возмещение населению потерь от роста цен и формирования рынка рабочей силы, систему мер по защите социально незащищенных слоев населения. В связи с этим возникает необходимость наладить систему контроля за индексом стоимости жизни. Данный индекс показывает изменение цен на определенную группу товаров, которые входят в так называемую потребительскую корзину, в текущем периоде по сравнению с предыдущим.

«Потребительская корзина» представляет собой определенный набор основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. В потребительскую корзину входят такие товары первой необходимости, как хлеб, мясные и молочные продукты, сахар, растительное масло, одежда, обувь, товары длительного пользования и расходы на социально-культурные нужды.

Кроме того, различают рациональный (или оптимальный) и минимальный состав предметов потребительской корзины.

Рациональны состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо.

Наборы продуктов и услуг, входящих в потребительскую корзину, должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости потребительской корзины имеет выбор цен на товары и услуги.

Такое действие закон стоимости оказывает на развитие экономики Республики Беларусь. По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи.


Литература

 

1. Современная экономика под ред. О.Ю.Мамедова, изд. 2-е, доп, Ростов-на Дону: «Феникс», 1998.

2. Экономическая теория под ред. В.Д.Камаева, изд. 2-е перераб, доп., М.: «Владос», 1998.

3. Е.Ф.Борисов. Экономическая теория. учеб пособие, 2-е изд., перераб.,доп. М., 1999.Т. 4,8.

4. В.Я.Иохин. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 1997.

5. Экономическая теория: учеб. пособие в 2-х частях под общ. ред. М.Ф.Грищенко, З.З.Дудича, Мн.: БГЭУ, 1995.

6. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.И.Гурко, 2-е изд, доп., Мн.: БГЭУ, 1999.

7. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.И.Гурко, 2-е изд, доп., Мн: БГЭУ, 2000.

8. В.З.Баликоев. Общая экономическая теория: учеб. пособие, изд.3-е, перераб., доп. Новосибирск: «Модус», 1996.

9. А.Н.Тур, М.И.Плотницкий, З.И.Лобкович. Курс экономической теории: учеб. пособие для вузов, Мн.: «Миссанта», 1997.

10. Н.М.Зубко, А.Н.Зубко. Экономическая теория, 3-е изд., перераб., доп., Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

11. А.Ф.Шишкин. Экономическая теория, 2-е изд., кн.1. М.: «Владос», 1996.

 


1 Экономическая теория под ред. Базылева и Гурко. Мн.: БГЭУ, 1999, стр. 96.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: