Темы контрольных работ по курсу
«Теоретические основы преподавания социологии»
Тема 1. История становления социологического образования в России.
Институционализация социологии. Философская социология. Самоиден-
тификация социологов. Послеоктябрьские поиски нового содержания социаль-
ных дисциплин. Обществоведение 20-х гг. Общественные дисциплины в 30-50х
гг. Обществоведческое образование в 60-80-х гг. Становление новой системы
обществоведческого образования. Социологическое образование сегодня. По-
требность в социологическом образовании.
Тема 2. Преподавание социологии за рубежом.
Преподавание обществознания в школах различных стран. Преподавание
социологии в Великобритании. Цели и миссия вводного курса. Образователь-
ные программы: уровень «А». Типы экзаменационных программ. Программы
уровня «О». Социологическое образование в Швейцарии, Италии, США, Гер-
мании, Франции.
Тема 3 Цели обществоведческой и социологической подготовки в современном учебном заведении.
Понятие системы образования. Цели и задачи образования (общего, сред-
не-специального, высшего), пути его развития и совершенствования в транс-
формационном обществе.
Подходы к определению целей обществоведческого образования.
Определение целей отдельной темы обществоведческого (социологиче-
ского) курса. Постановка целей отдельного урока (занятия).
Тема 4. Теоретические основы преподавания: предмет и роль в педагогической деятельности.
Теоретические основы преподавания. Теоретико-методологические основы преподавания социологии (обществознания).
Тема 5. Организация, планирование и программирование учебного процесса в
|
Школе (вузе).
Понятие государственного стандарта. Содержание образователь-
ного стандарта по специальности «Социология». Требования к условиям реали-
зации основной образовательной программы. Государственный стандарт и
творчество преподавателя (учителя). Учебный план специальности. Рабочие
планы и расписание занятий. План курса дисциплины. Рабочая программа.
Тема 6. Учебная программа курса «Обществознание» в общеобразовательной
школе.
Учебная программа курсов «Основы социологии и политологии», «Ос-
новы социологии», «Социология» в средне-специальных учебных заведениях.
Тематическое планирование.
Тема 7 Теоретические предпосылки и методические основы преподавания
Курса социологии.
Цели и задачи преподавания общего курса социологии (обществознание).
Концептуальные основания преподавания курсов. Связь и соотношение социо-
логии (обществознания) с другими дисциплинами социально-гуманитарного
цикла. Возможности профилизации курса.
Учебная литература по курсам обществознания, социологии, политоло-
гии. Дополнительная литература, литература по отдельным темам. Сборники
задач, упражнений, схем. Хрестоматии, первоисточники. Справочная литерату-
ра по социологии. Научная литература. Литература по методике преподавания.
Периодическая печать.
Тема 8. Формы преподавания курса
Формы преподавания курса и их организационно-методическое обеспе-
чение с учетом современных образовательных технологий. Урок в общество-
ведческом курсе. Разновидности урока. Формы уроков. Подготовка к проведе-
|
нию урока. Соотношение изложения учителя и текста учебника. Проведение
урока. Анализ урока в обществоведческом курсе. Схема анализа урока.5
Тема 9. Работа с понятиями в курсе социологии (обществознания)
Понятийный аппарат. Связь социологии с другими науками. Специфика
обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном
образовании учащихся. Дидактические принципы работы с понятиями. Мето-
дические условия повышения эффективности работы с понятиями. Формирова-
ние социологического мышления.
Тема 10. Лекция как метод обучения социологии в вузах, средне-
Специальных учебных заведениях и школах.
Лекция как основная форма вузовского обучения. Подготовка к лекции.
Виды лекций. Структура лекционного материала. Форма изложения. Методиче-
ское обеспечение лекций. Культура речевой деятельности. Взаимодействие с
аудиторией.
Тема 11. Подготовка и проведение семинаров и практикумов
Особенности семинара. Формы проведения семинарских занятий и их ме-
тодическое обеспечение. Цели и задачи семинарских занятий. Подготовка к се-
минару. Тематические задания. Дискуссия как эффективный метод проведения
семинарских занятий. Искусство полемики. Диспут. Семинар-коллоквиум. Сту-
денческая (ученическая) конференция. Семинар пресс-конференция. Критерии
оценки качества семинарских занятий.
Практикум и качественные ориентации в социологии. Цели практикума.
Задания, задачи, упражнения, вопросы. Классификация заданий, задач и вопро-
сов. Организация работы на практическом занятии. Эксперимент.