Особенности воспроизводства педагогических кадров в современных условиях




Профессиональное образование, являющееся важной составной частью всей системы образования, в свою очередь также представляет собой сложную, многоуровневую социально-экономическую систему. Важнейшим и первичным звеном этой системы являются образовательные учреждения. Каждое учебное заведение вне зависимости от своего статуса, организационно-правовой формы, специализации и масштаба деятельности ставит перед собой определенные цели, к достижению которых стремится в процессе своего функционирования и развития.

Методическое обеспечение образовательного процесса обеспечивается преподавательским составом ОУ и составляет важнейшую часть его профессиональной деятельности. От качественного состава преподавательского корпуса в любой системе образования в конечном итоге зависят качество самого образовательного процесса и его результат - качество подготовки специалиста (выпускника), его адаптационные возможности к успешной профессиональной деятельности или дальнейшего обучения на следующей ступени образования.
Кадровый потенциал любого ОУ может быть описан совокупностью количественных и качественных показателей, которые хорошо известны и подробно представлены в специальной литературе. В настоящее время системы общего и профессионального образования страны еще обладают высококвалифицированным преподавательским составом, составляющим основную часть его кадрового потенциала, однако все более актуальными становятся проблемы его воспроизводства.

Решение проблем повышения вероятности перехода российской экономики на инновационный путь развития требует надлежащего кадрового обеспечения сферы образования и науки. Устойчивое развитие науки и образования во многом зависит от решения притока молодежи. Вследствие падения престижа научной работы и преподавательской работы, снижения социального статуса ученых и преподавателей, низкого уровня оплаты труда, подавляющее большинство студентов не желает связывать свое будущее с наукой и образованием. Кроме того, из-за низкой базовой подготовки, нерегулярного, фрагментарного участия многих студентов в учебном процессе, поверхностного овладения учебным материалом не позволяет им в должной мере освоить знания более высокого порядка и, как следствие, влиться в состав потенциальных ученых, педагогов.

В качестве одной из основных причин снижения качества профессионального образования можно назвать падение уровня подготовки научно-педагогических кадров, как будущих преподавателей. Он характерен для многих отраслей знания, но в большей степени имеет место в области общественных и гуманитарных наук. В общественных и гуманитарных науках материальные средства познания практически отсутствуют, а математические средства используются крайне редко. По этой причине из технологии исследовательского процесса искусственно исключаются работы по проведению научного эксперимента, анализу результатов эксперимента, определению меры отклонений системы гипотез от результатов измерений. В такой ситуации истинность полученного знания не имеет достаточной обоснованности, а зачастую научное знание подменяется обыденным знанием. Фрагментарное и половинчатое проведение исследовательского процесса без использования научного оборудования и приборов, математического аппарата привело к количественному росту результатов квазинаучной деятельности (диссертаций, монографий, статей) в ущерб их качеству.

Без оснащенности научного труда в области общественных и гуманитарных наук приборами оборудованием, использования математического аппарата невозможно обеспечить расширение и углубление процесса научного познания, который зачастую является более сложным и многогранным, чем в естественных и технических науках. Наряду с развитием научного приборостроения в области общественных и гуманитарных наук необходимо внести коррективы в образовательные стандарты вузов по специальностям гуманитарного профиля с целью усиления математической и естественнонаучной подготовки студентов. Необходимость усиления математической и естественнонаучной подготовки студентов-гуманитариев объясняется тем, что на современном этапе научно-технического развития набирают обороты процессы интеграции и взаимопроникновения наук, математического моделирования сложных социально-экономических процессов.

Несмотря на общую кризисную ситуацию в научно-технической сфере статистика свидетельствует о «благополучной» ситуации в секторе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Причем, практически по всем показателям (численности организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, численность аспирантов и докторантов).

Особенно активно осуществляют подготовку аспирантов и докторантов вузы. Так число аспирантов в вузах выросло с 36 тыс. чел. в 1992 году до 129 тыс. чел. – в 2007 году. Число докторантов увеличилось с 1179 чел. в 1991 году до 3751 чел. в 2007 году.

Наряду с указанными явлениями, в последние годы наблюдается устойчивый рост числа кандидатов и докторов наук вследствие снижения требований к защищаемым докторским и кандидатским диссертациям, неоправданной либерализации в сфере подготовки научных кадров.

Между тем, статистика российской науки не позволяет увидеть положительную связь и тесную корреляцию между ростом числа лиц с учеными степенями и званиями с ростом результативности научной и научно-технической деятельности. Во многом указанная диспропорция объясняется невысоким качеством полученных результатов, ростом интереса не к процессу познания, получения новых знаний, а к обладанию «научными» дипломами со стороны лиц, не занятых в сфере научно – исследовательской работы.

Для улучшения ситуации в сфере научных кадров необходимо незамедлительно внести следующие изменения и дополнения в Положение о порядке присуждения ученых степеней.

Для стимулирования привлечения молодежи в науку на федеральном уровне принимаются некоторые меры. В настоящее время существуют различные меры дополнительной поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и их научных руководителей».

Для решения проблем привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. утверждена Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы».

Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда. Уровень внебюджетного обеспечения Программы определяется тем, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.

Органы государственной власти России должны безотлагательно принять меры по наращиванию инвестиций в науку и образование, разработать систему научно обоснованных механизмов реализации научно-инновационной политики, одним из основных элементов которой является подготовка научных и научно-педагогических кадров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: