Лекция. Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ (часть 1)




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Для 134 гр. (в период с 06.05.20 по 19.05.20)

 

Домашнее задание:

1) Составить конспекты по плану практических занятий — Тема: Человек и природа. Проблема взаимодействия; Тема: Человек в системе социальных взаимосвязей; выписать термины для философского словаря по данным темам.

2) Ответить на вопросы по материалам лекционного курса — Тема: Научное познание. (Ознакомиться с текстом лекции и ответить на вопросы, приведённые после него, всего 5-ть вопросов).

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой в срок до 19.05.2020 г.

06.05.20 — Практическое занятие. Тема:

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

План семинара

1. Происхождение человека и его сущность. Соотношение биологического и социального в человеке.

2. Взаимодействие человека и природы в процессе практической деятельности.

3. Экологический кризис и гармонизация отношений человека и природы в XXI веке.

 

Основные понятия и категории для философского словаря:

антропосоциогенез, космогенез, эволюция, жизнедеятельность, деятельность, практика, творчество, потребность, способность, сущность человека, родовые сущностные силы, биологическое и социальное в человеке, существование, отчуждение.

 

 

13.05.20 — Практическое занятие. Тема:

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

 

План семинара

1. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. Свобода и необходимость.

2. Проблема свободы человека. Свобода и ответственность человека в современном мире.

3. Человек как духовное существо. Смысл человеческого бытия.

4. Проблема ценностей и их типы. Мораль, справедливость, право.

Основные понятия и категории для философского словаря:

человек, индивид, индивидуальность, личность, гуманизация, социализация, идентификация, индивидуализация, персонализация, субъект истории, самодеятельность, историческое творчество, всестороннее развитие личности, конформизм, нонконформизм, свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.

 

 

Лекция. Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ (часть 1)

 

План лекции:

1. Понятия научного и вненаучного знания. Критерии научности.

2. Структура и динамика научного знания. Формы научного знания.

3. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования.

 

1. Понятия научного и вненаучного знания. Критерии научности

Наука — это форма духовной (интеллектуальной) деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, с целью постижения истины, открытия объективных законов, «покорения природы».

В начале XXI века именно науку считают основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем». Но до Нового времени наука не была господствующей системой знания и своеобразным социальным институтом. Как целостная органическая система наука возникла в Новое время, в 16-17 веках, в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение и способствует развитию самого человека.

В конце 18 — начале 19 века были сформулированы следующие классические критерии (признаки) научности знания: объективность, обоснованность, системность, рефлексивность - самокритика, способность исправлять собственные ошибки.

Особенностями научного познания также являются:

1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда вытекает такая характерная черта научного познания, как объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта — это важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс производства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных (относящихся к мышлению) форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. д.).

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.

6. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь существует и немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

 

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. Например, обыденное, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и многое другое.

В современной теоретико-методологической литературе (такие авторы учебников по философии науки, как Т.Г. Лешкевич, Л.А. Мирская) определяют следующие формы вненаучного знания:

1. Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2. Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3. Паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. «пара» — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

4. Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

5. Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика государственной власти, где жестко проявлен идеологический режим;

6. Антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти-» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

7. Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 

2. Структура и динамика научного знания. Формы научного знания

Научный поиск начинается с постановки проблемы. Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность учёного. Далее выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез. В своём развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение; обоснование, проверка (теоретическая и практическая). При подтверждении гипотезы поиск завершается научным открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. Под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с её противоречиями. Все уровни научного познания тесно взаимосвязаны.

Научное познание как процесс включает в себя три уровня:
- Эмпирический уровень научного познания – преобладание живого созерцания (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация. Эмпирический уровень научного познания опирается на методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

- Теоретический уровень научного познания – преобладание рациональных форм познания: понятия, теории, законы и т. д. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Оно организовано в форме научного поиска, который сам имеет этапы формирования и развития. Научный поиск – это вид научного исследования, направленный на получение, добывание новых видов знаний. Теоретический уровень научного познания предполагает использование таких методов, как анализ, синтез, обобщение, идеализация, абстрагирование, математическое моделирование и т. д.

- Метатеоретический уровень научного познания – интеграция научных знаний в целостную картину мира, обусловленность имеющихся научных достижений господствующими философскими теориями, распространённым стилем мышления. Предполагает использование методологических принципов – комплекса методов, подчинённых определённому стилю мышления. Например, позитивистский принцип, превозносящий результаты эмпирических исследований; диалектический принцип, опирающийся на универсальные законы развития природы, общества, человека и мышления; органический методологический принцип, исходящий из законов существования живой природы и т. д.

Любое научное исследование предполагает сбор, систематизацию и обобщение фактов. Понятие «факт» (от лат. factorum — сделанное, свершившееся) выражает некоторый фрагмент действительности, или познания, знание о которых должно обладать достоверностью. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Другая не менее важная, чем научный факт, форма знания — это п роблема. Проблема — форма научного знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапы движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, «проблема» создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

1. гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

2. гипотезы, в формулировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

3. гипотезы, возникающие на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

 

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т. п.).

3. Логика теории — формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика — направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.

4. Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5. Философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Ключевой элемент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

Теория имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.

3. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования

Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:

1. система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2. учение об этой системе, общая теория метода.

Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он также представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Основные приёмы и методы научного познания:

1. Методы накопления знаний: - наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности; - эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые контролируемые условия; - моделирование – изучение объекта по его копии (модели), заменяющей оригинал с определённых, нужных сторон. Все это эмпирические методы познания.

2. Методы развития знаний: - анализ – разложение целостного объекта (мысленное или практическое) на составляющие его части с целью изучения каждой из них в отдельности; - синтез – соединение (мысленное или практическое) ранее выделенных частей объекта в единое, целое, чтобы получить о нём конкретно-общее, системное представление. Индукция – движение мысли от частных посылок к общему выводу. Например рассуждение: «Вода, спирт, нефть упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги». Дедукция – движение мысли от общей посылки к частным выводам. Например умозаключение: «Все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит, медь – проводник». Абстрагирование – особый приём мышления, при котором от второстепенных свойств объекта отвлекаются, а интересующие свойства выделяются, мысленно на их основе формируя тот или иное понятие – абстракцию (например, дерево, животное, звезда). Здесь возможно движение мысли по двум направлениям: 1) восхождение от конкретного к абстрактному – характерно для начальных этапов познания, при формировании абстракций; 2) восхождение от абстрактно к конкретному – применяется на этапе теоретических разработок, когда на основе ряда абстракций создаётся всесторонняя, полная картина объект во всей его многомерной конкретности. Исторический метод – изучение отдельного процесса в его конкретном многообразии, со всеми подробностями. Логический метод – воспроизведение процесса в его главных, существенных чертах, без лишних деталей, в логически обобщённом виде. Способы развития знаний — это теоретические методы науки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаренко, С. А. Философия: учебное пособие / С. А. Азаренко. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 220 с. — ISBN 978-5-9765-3450-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99534 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание: монография / С. А. Лебедев. — Москва: Академический Проект, 2020. — 692 с. — ISBN 978-5-8291-3314-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132876 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание: монография / С. А. Лебедев. — Москва: Академический Проект, 2020. — 692 с. — ISBN 978-5-8291-3314-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132876 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Лебедев, С. А. Краткий словарь по методологии научного познания: методические указания / С. А. Лебедев. — Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 102 с. — ISBN 978-5-7038-4680-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/103624 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

ВОПРОСЫПО МАТЕРИАЛУ ЛЕКЦИИ:

1. Чем научное знание отличается от вненаучного?

2. Результаты какой из форм вненаучного познания могут стать достоянием официальной науки?

3. Какие этапы может включать в себя научное исследование?

4. Чем теория отличается от других форм научного знания?

5. Укажите общие задачи и различия между всей группой теоретических и группой эмпирических методов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: