Безусловно, процесс сближения отечественной и западной практики формализации отношений менеджеров и собственников уже пошел. Но сделаны лишь первые шаги. Стороны пока еще только учатся фиксировать свои пожелания и накладывать на себя ограничения. Например, основными пожеланиями менеджеров к собственнику могут быть:
· свобода действий и самостоятельность;
· доверие; ХАЗИК
· прозрачность и ясность условий работы;
· гарантии соблюдения письменных и устных договоренностей;
· контракт, детализирующий условия работы и всех взаимоотношений;
· четкая фиксация желаемого результата.
В бурные времена перехода к рыночной экономике любые «островки стабильности», где бизнес расширяется, зарплата повышается и стабильно выплачивается, не без оснований казались пределом мечты наемных работников. Поэтому с их стороны владельцы ни малейшего давления с целью защиты своих интересов не ощущали. Ибо неизвестно, где есть еще столь привлекательное рабочее место, а очередь за воротами – вон она… Время шло, рынок навел определенный порядок. Первыми последствиями информационной прозрачности и наличия информации типа «кто is who» ощутили наиболее квалифицированные и динамичные сотрудники, осознавшие свою ценность.
Однако в целом отечественный бизнес только начал осознавать ценность менеджерских талантов и креативной мысли. Пока лишь отдельным менеджерам удается добиться сколь-нибудь внятной письменной фиксации договоренностей с собственниками. Если же договоренности не зафиксированы в достаточно ясной форме, то собственник по собственному желанию может менять правела игры.
Разумеется, при этом часто проявляется следующая тенденция: любые деловые взаимоотношения, в которых одна сторона имеет возможность диктовать условия другой, не отличаются стабильностью. Особенно ценные кадры будут пытаться перекупить, и если принять превентивных мер, рано или поздно эта купля-продажа совершится. Но российский собственник в своей массе еще не убедился в этом на собственном опыте, а значит, не осознал необходимость учета этого обстоятельства
|
Однако топ-менеджеры и сами не очень активно стремятся к цивилизованной практике. Так, по мнению С. Лихарева, директора по проектам в СНГ «Полден Телеком», топ-менеджеры «должны формулировать, прозрачные требования к своей работе, требовать их закрепления в контрактах с владельцами бизнеса и таким образом воспитывать их».
Менеджерские риски.
В бурный переходный период от плановой к рыночной экономике «пробойная сила», связи и деньги предпренимателей-собственников были гораздо актуальнее талантов менеджеров. Поэтому для отечественных менеджеров есть определенные группы рисков, которые они должны осознавать особенно отчетливо.
1.2 .Изменение правил собственником. Как отмечают многие отечественные специалисты, менеджеры рискуют оказаться в «безконтрактном кризисе». Это означает существенное изменение правил игры со стороны собственника, причем без всякой компенсации. Оно может касаться как морально, так и материальной стороны договоренностей. Кроме того, собственник может изменять критерии успешности работы менеджера.
1.3. Нарушение нематериальных обязательств. «Чаще всего топ-менеджер попадает в ситуацию потери матевации, когда реально покушаются на некоторые его права и полномочий. Например, когда изначально ему были предоставлены определенные полномочия, которые потом начинают забираться. Когда реально изменяются правила игры. Любое ограничение может вызвать потерю мотивации», - говорит директор по тренинговым программам компании «Бест-тренинг» М. Кукушкин.
|
«Частая ситуация – после года или двух работы появиться некоторая усталость от недовыполненных обязательств со стороны работодателя. Когда люди не получают то, на что шли, причем часто не в материальном, а в моральном смысле», - комментирует этот тип ситуации А. Шторх, вице-президент, директор департамента по связям с общественностью ЗАО «Управляющая компания “Группа МДМ”».
1.4. Нарушение компенсационного пакета. Зачастую неотъемлемой частью всех договоренностей может являться некоторый пакет: машина, медицинская страховка, столько-то дней к отпуску, мобильный телефон и пр. Некоторым отечественным собственникам свойственно очень вольно трактовать подобные договоренности. В этом случае не пересчитанные в деньги пункты компенсационного пакета могут «исчезать», и это тревожный звонок для топ-менеджера. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, лучше всего это отражать в контракте.
1.5. Изменение требований к результату. Есть нормальное изменение обстановки в динамичной жизни в бизнесе, и в любом случае требования к успешной работе менеджера могут изменяться. Но есть и просто расширение круга обязанностей, предъявление качественно иных требований без малейшего изменения в компенсационном пакете. Например, менеджер приглашается, чтобы какое-то направление в бизнесе перестало приносить большие убытки. Через некоторое время собственник заявляет: ты плохо работаешь, почему у тебя такая маленькая прибыль? Следующее заявление: ты плохо работаешь, у нас этот бизнес, конечно, приносит прибыль, но почему-то здесь мы не являемся лидером рынка.
|
Поэтому полезно зафиксировать поставленные цели на какой-то обозримый период и периодически обсуждать их вместе с компенсационным пакетом. Это не означает, что зарплата менеджера должна непрерывно и беспредельно повышаться, но наличие формата для регулярного обсуждения – весьма взаимополезная практика.
Если же менеджеру удается добиться от владельца внятной фиксации его пожеланий, то после этого следует оценить свои возможности и способности решить эту задачу.
1.6. Потеря мотивации. Ситуация снижения мотивации встречалась у многих успешных менеджеров, сделавших себя на преодолении шока 1998 г. Попав в относительно стабильную ситуацию, многие из них начинают испытывать чувство неудовлетворенности. До 1998 г. был интересный период стремительного роста, новые ситуации, относительно простые условия вхождения в растущий рынок, развитие. В то время многим удалось заложить фундамент и начать формирование технологий своей работы. Потом наступил шок. Начался авральный период, когда все нужно было переосмыслить и многое сделать заново. Первое несколько месяцев – процесс переосмысления и выживания (бизнеса, структуры, сохранения доли рынка), затем захватывающий этап выхода на новые рубежи.
Постепенно все стабилизируются. Вначале менеджер, конечно, доволен: он создал механизм, который работает без сбоев, все развивается нормально, цифры, которые были заложены, достигаются. Но одновременно менеджер начинает осознавать, что это понятная и выверенная, она применима к этому рынку, который, в свою очередь, тоже предсказуем. Тренд у рынка позитивный, и его задача – сохранить свою долю в рынке. Потом думающий менеджер понимает, где предел: рынок не резиновый, есть конкуренты, есть определенный ресурс решений. В этот момент наступает скука и начинается потеря мотивации. Кроме того, хорошо отлаженный механизм создает ощущение, что от самого менеджера, в сущности, не так уж много и зависит.
1.7. Потеря значимости. Восприятие собственников своей компании как системы с большим запасом прочности может влиять и на отношение собственника к конкурентным наемным менеджерам. Когда фирма находиться в стадии «героической борьбы» и становления бизнеса, все ближайшие наемные топ-менеджеры воспринимаются как незаменимые соратники и сподвижники. До стадии расцвета и стабилизации организации требуется много творчества, пионерных решений, умения решать и брать на себя ответственность. По мере формирования технологий и механизмов собственник может прийти к выводу: присутствие в компании того или иного менеджера, строго говоря, уже ничего не определяет. В этой ситуации у него может появиться идея «задвинуть» и даже заменить большинство топ-менеджеров. Прежние соратники стоят дороже, они видят в лидере пусть неординарного и масштабного, но «земного» человека, со своими сильными и слабыми сторонами. Для новых он «полубог», счастье просто поговорить с ним. А собственник и должен быть как царь на троне, недосягаем, велик и непогрешим. Новые, они вообще менее требовательные и более «голодные», а посему значительно более удобный и т.д. Формальные причины «задвигания в угол» и устранения прежних соратников, естественно, будут другие, если вообще собственник станет затруднять себя какими бы то было объяснениями. ХАЗИК
Известен постулат: «Опираться можно на то, что способно оказывать сопротивление». Но когда наступает некоторая стабилизация, очень многим начинает казаться: теперь-то механизм работает, и можно себе позволить поработать с более покладистыми. Работать-то, конечно, можно – пока бизнес не окажется в серьезном кризисе. Конструктивный менеджер должен быть «разумным параноиком» и всегда помнить о принципиальном различии между собой и собственником, а, следовательно, предвидеть подобное развитие ситуации.
1.8. «Совершенство в рамках масштабов». Зачастую знания и навыки топ-менеджера по качеству становятся близкими к совершенству в масштабах конкретного рынка (так называемое совершенство в рамках масштабов). Улучшать свои знания и навыки можно по многим направлениям, но реальная работа этого требует. Возникает положение, когда «дальше расти некуда», не видно новых профессиональных вершин, к которым нужно стремиться.
С одной стороны, желанное для многих состояние, и на этом менеджер может остановиться. Он все знает и умеет, минимален риск крупных неудач. Но, с другой стороны, если потенциал роста еще достаточно велик. А окружающая среда не дает возможности реализовать его, то нарастает ощущение внутренней неудовлетворенности.
Сложно сказать, для кого эти риски больше: для топ-менеджеров или для менеджеров среднего звена. У первых больше возможностей разнообразить свою деятельность, чем у вторых, где более реально достижение предела внутри определенной специальности, а вырасти до руководителя следующего уровня человек в силу каких-то причин не может.
Однако есть также ограничения карьерных возможностей топ-менеджера, обусловленные тем, что существует сравнительно небольшое количество компаний, которым «по плечу» нанять специалиста высокого уровня. В этом смысле положение «топов» – особенное. Конечно, нельзя сказать, что менеджера среднего звена всегда есть масса вариантов сменить работу. Но на уровне топ-менеджмента выбор может быть ограничен еще и физически – количеством крупных компаний, в которых предусмотрена позиция соответствующего уровня.