I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений




Оглавление

 

Введение

I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений

II. Выявление признаков преступления, тактика следственных действий

III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальные следственные действия (на примере преступлений предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ.)

IV. Последующие следственные действия

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Тематика настоящей курсовой работы посвящена расследованию должностных преступлений. Данная проблема является крайне актуальной для современного российского общества ведь не случайно президент российской Федерации Д.А. Медведев в своем ежегодном послании в 2009 году поставил борьбу с коррупцией в число первоочередных национальных приоритетов[1]. Кроме того, по данным международного центра по исследованию и противодействию коррупции Россия находится в числе стран мира, где уровень коррупции является наиболее высоким, следуя в рейтинге сразу же после Гондураса.[2] В связи с этим проблема выявления. пресечения и расследования должностных преступлений является целью настоящей курсовой работы. К числу основных задач можно отнести:

- составление криминалистической характеристики должностных преступлений;

- изучение способов выявления признаков преступления, а также тактики расследования должностных преступлений;

- изучение методик планирования расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальных следственных действий с учетом большого количества статей находящихся в главе 30 УК РФ и ограниченным объемом курсовой работы данная задача будет сужена автором работы до уровня изучения указанных вопросов на примере преступлений предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ;

- изучение особенностей проведения дальнейших следственных действий опять таки на примере статей 290 и 291 УК РФ.

Для наиболее всестороннего и объективного изучения проблемы расследования должностных преступлений мною будет изучено достаточное количество научной и научно-практической литературы, а также методических рекомендаций и указаний составленных для работников правоприментильных органов связанных с расследованием должностных преступлений.


I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений

В теории и правоприменительной практике до настоящего времени нет единого мнения в отношении характера соотношения должностных посягательств с иными преступлениями, совершаемыми должностными лицами и государственными служащими. Преступления, входящие в главу 30 УК РФ, по субъекту подразделяются: на совершаемые только должностными лицами (ст.285, 286, 287, 289, 290, 293 УК РФ); совершаемые должностными лицами, государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.292 УК РФ); совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.288 УК РФ); совершаемые общим субъектом (ст. 291 УК РФ).

Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно подразделяются на следующие группы: общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность, за которые предусмотрена нормами этой главы; специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками; альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами. При этом, если должностное лицо совершит преступление, полностью подпадающее под признаки и общей, и специальной нормы, то нельзя вести речь о наличии совокупности преступлений, и содеянное на основании ч.3 ст.17 УК РФ надлежит квалифицировать только по специальной норме. Сложнее решить вопрос о коллизии должностных и альтернативно-должностных преступлений. Многие авторы отмечают, что если в составе альтернативно-должностного преступления не содержится признак использования служебного положения, и он не усматривается из диспозиции статьи, хотя конкретное деяние и было совершено с использованием полномочий должностного лица, в данном случае присутствует идеальная совокупность преступлений. По мнению ряда специалистов, в данном случае, содеянное необходимо квалифицировать и по общей должностной норме, и по статье, предусматривающей ответственность за конкретное деяние.

Большинство преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершаются должностными лицами. Развернутое понятие этих субъектов дано в ч.1 Примечания к ст.285 УК РФ.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Например, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации под должностным лицом таможенного органа понимается российский гражданин, способный по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи. Прием граждан на работу в таможенные органы в качестве должностного лица таможенного органа осуществляется на контрактной основе.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов[3].

Представителем власти является лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. В том числе народные депутаты, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры.

Под организационно распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения, организации труда подчиненных, поддержанию трудовой дисциплины и т.п.

Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, который был использован при совершении преступного деяния.

В соответствии с положениями Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.1995 N119-ФЗ государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. Должность характеризуется установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей[4].

Законодательство о государственной службе Российской Федерации выделяет государственные должности из всех других негосударственных должностей по следующим критериям. Во-первых, государственная должность является частью (элементом) организационно-штатной структуры только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. Во-вторых, объем прав и обязанностей по государственным должностям ограничен кругом полномочий, вытекающих из компетенции соответствующего государственного органа. В третьих, денежное содержание за исполнение функциональных обязанностей по государственным должностям в виде должностного оклада, надбавок к должностному окладу (за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет), премий по результатам работы производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Например, финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств[5].

В четвертых, за неисполнение или ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей по государственной должности лицо, ее замещающее, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (уголовную, административную, дисциплинарную).

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. В ряде составов, входящих в главу 30 УК РФ, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта - лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления.

Специальные полномочия - это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы и т.п.). Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, проведение занятий, прием экзаменов, зачетов и т.п.) совершают юридически значимые действия, т.е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц. Например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах. В этом случае, по мнению ряда ученых, они также относятся к категории должностных лиц. В то же время нельзя причислить к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т.п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения.

Характеризуя преступление, предусмотренное ст.286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) необходимо отметить, что по объективной стороне деяние заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Это может выражаться в совершении действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица или вышестоящего в данном ведомстве. В совершении действий, отнесенных к ведению данного должностного лица, но с нарушением порядка их осуществления (например, принятие единоличного решения при необходимости коллегиального; совершение действий при отсутствии специальных полномочий или условий, отсутствующих в конкретной ситуации); в совершении действий, на которые не имеет право никакое, в том числе должностное лицо. Таким образом, превышение служебных полномочий предполагает активную форму поведения. Это вытекает непосредственно из содержащегося в законе указания на совершение этого преступления путем действий, а также из самого понятия превышения, поскольку выйти за пределы предоставленных законом прав и полномочий путем бездействия невозможно.

По конструкции объективной стороны указанный состав преступления, также как и состав преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), является материальным и считается оконченным с момента наступления последствий - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Общественно опасные последствия могут выражаться в причинении вреда здоровью потерпевшего, имущественного ущерба гражданам или организациям; нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета государственных и муниципальных органов; создании помех, сбоев в работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. Таким образом, вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба. Поскольку вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев.

Объективная сторона этого преступления включает также причинную связь между превышением должностных полномочий и наступившими общественно опасными последствиями. Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст.286 УК РФ, поскольку с объективной стороны деяние, превышающее должностные полномочия, выражается в совершении действий, которые могут быть совершены должностным лицом лишь при наличии установленных законом обстоятельств. Указанное положение следует из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. N4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге".

Объем прав и полномочий должностных лиц определяется законом либо иным нормативным правовым актом, должностными инструкциями, функциональными обязанностями, приказами руководителей учреждений, организаций, предприятий. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо устанавливать полномочия, закрепленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах (в уставах, положениях и т.д.), за пределы которых вышел виновный. Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст.286 УК РФ.

В качестве обязательного признака данного состава преступления рассматривается совершение должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы его полномочий, что должно являться для него бесспорным и очевидным. Это свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого преступления только умышленно. Виновный должен сознавать, что он совершает действия, явно выходящие за пределы установленных законом или иным нормативным актом прав и полномочий, предвидит общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов, желает либо сознательно допускает их наступление. В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. N4 при отграничении злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия. Во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Решая вопрос о том, сопровождалось ли превышение должностных полномочий насилием, следует иметь в виду, что данное квалифицирующее обстоятельство имеется тогда, когда действия виновного совершены с нанесением потерпевшему побоев, причинением вреда здоровью, физической боли, а также ограничением свободы. Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу совершения указанных действий. Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью охватывается ч.3 ст.286 УК РФ и дополнительной квалификации не требует.

При решении вопроса о наличии в действиях виновного квалифицирующего обстоятельства применения оружия следует исходить из того, что такой вывод может быть сделан в случаях, когда по делу установлено фактическое использование оружия для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений. А также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. N4).

Под фактическим использованием оружия следует понимать применение его поражающих свойств, в том числе для оказания психического воздействия (производство выстрела, взрыва, нанесение удара клинком). Демонстрация оружия, его макетов, оружия, непригодного для фактического применения, не может рассматриваться как его использование.

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (ст.1 Федерального закона "Об оружии").

К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, приспособления для разрушения преград, водометы, иные технические средства, состоящие на вооружении правоохранительных органов и спецслужб. Использование подручных средств либо средств, приспособленных для нанесения вреда здоровью, ограничения свободы (веревка, проволока, палка, металлический прут), не образуют признака состава преступления по пункту "б" ч.3 ст.286 УК РФ.

Использование конструктивно сходных с оружием изделий, т.е. изделий, сертифицированных в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивных снарядов, конструктивно сходных с оружием, также не образует квалифицирующего признака по п. "б" ч.3 ст.286 УК РФ, а служит лишь подтверждением угрозы применения насилия.

Использование либо демонстрация оружия, находящегося у виновного в незаконном владении, квалифицируется по совокупности составов преступлений, предусмотренных ст.ст.286 и 222 УК РФ.

Превышение должностных полномочий, сопряженное с умышленным убийством или с причинением потерпевшему умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Умышленное причинение вреда здоровью иной тяжести, истязание, а также неосторожное причинение вреда здоровью или смерти охватываются ч.3 ст.286 УК РФ (п.13 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N4).

Превышение должностных полномочий с применением оружия или специальных средств может рассматриваться в качестве признаков состава преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ только в случаях, когда они применялись в нарушение установленного порядка и оснований их использования.

Убийство, причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, не может квалифицироваться по ст.286 УК РФ - в том числе по совокупности преступлений. Субъект превышения должностных полномочий специальный - должностное лицо.

В соответствии с примечанием к ст.285 УК РФ это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Представителями власти являются должностные лица государственных органов, которые наделены правом, в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. То есть лицами и организациями, не находящимися в служебной от них зависимости. В соответствии с примечанием к ст.318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости[6].

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при реализации и которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: