Перцептивная
В перцептивных модусных рамках используются глаголы чувства (видеть, слышать, чувствовать), модусные предикативы на –о (видно, слышно, заметно).
Ментальная
В ментальных модусных рамках возможны: глаголы восприятия в ментальном значении (видеть, слышать, чувствовать); их именным перифразы (ходят слухи); модусные предикативы на –о (видно, слышно, известно); глаголы знания, мнения (знать, верить, думать, считать).
Волюнтивная
В волюнтивных модусных рамках: модальные глаголы и глагольно-именные сочетания (хотеть, желать); модальные предикативы на –о (нужно, должно); глаголы речевого воздействия (полнознаменательные: приказывать, требовать; неполнознаменательные: следует, подобает).
Реактивная
В реактивных модусных рамках: краткие прилагательные со значением эмоционального состояния (рад, счастлив); краткие прилагательные (согласен, не согласен, не уверен, не убежден) и глаголы (сомневаться, (не) вериться), выражающие отношение говорящего к чужому высказыванию, к чужой информации в плане ее истинности/ложности; предикативы на –о со значением истинной оценки (сомнительно, маловероятно, наверно); имена существительные со значением истинностной оценки (правда/неправда, ложь, факт/ не факт, чушь, ерунда, басни); предикативы на –о со значением эмоционального состояния (грустно, приятно, обидно), предикативы типа жаль; глаголы эмоциональной реакции (жалеть, сожалеть, радоваться, огорчаться).
Речевая
В речевых модусных рамках: глаголы речи (говорить, кричать, шептать); глаголы интерпретации речевой деятельности (сообщить, информировать, констатировать, объяснить).
Референция – отнесение высказывания к внеязыковой действительности.
Референциальный ноль – позиция, которая задана валентностью, но не выражается на поверхностном уровне (пример, Сорокин «Очередь» – подвижный референциальный ноль: люди не знают, за чем стоят).
Внеязыковые сущности (Булыгина)- 3 типа ИГ: классы, индивиды и инстанты (конкретно пространственно-временные)
Предикат –то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте. П. находится к субъекту в предикативном отношении, способном принимать отрицание и разные модальные значения.
Выделяются:
Таксономич. П., указывающие на вхождение предмета в класс («Это дерево – ель»)
Реляционные П., указывающие на отношение данного объекта к другим объектам («Петр – отец Насти»)
Характеризующие П., указывающие на динамичность и статичность, постоянные и преходящие признаки субъекта («Мальчик бежит», «Он учит физику», «Ему скучно»)
Оценочные П. («Климат здесь скверный»)
П. временной и пространственной локализации («Сейчас полдень»)
П. могут быть классифицированы и по др. основаниям. В зависимости от типа субъекта различаются П. низшего порядка (относящиеся к материальным сущностям) и высшего порядка, характеризующие разные виды нематериальных объектов, среди которых наиболее резко противопоставлены П., относящиеся к событийному субъекту, и П., характеризующие пропозициональный субъект (ср.: «Этот случай произошел вчера» - «То, что это случай произошел вчера, сомнительно»).
По количеству актантов П. делятся на одноместные («Ель – зелена»), двухместные («Ель заслоняет нору»), трехместные («Ель заслоняет нору от охотника») и т.д.
Предикативность – синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику основной единицы синтаксиса – предложения; ключевой конституирующий признак предложения, относящий информацию к действительности и тем самым формирующий единицу, предназначенную для сообщения; категория, противопоставляющая предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса.
Предикация – одна из трех основных функций языковых выражений (наряду с номинацией и локацией), акт соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами (в норме – предикатом и его актантами), с целью отразить «положение дел», событие, ситуацию действительности; акт создания пропозиции.
Пропозиция – семантический инвариант, общий для всех членов модальной и коммуникативной парадигм предложений и производных от предложения конструкций (номинализаций) = ситуация.
Денотат – объект внеязыковой действительности (означаемое).
Прагматика – изучает отношения к высказыванию.
Синтактика – изучает знаки: индексы, символы, иконки.
Семантика – соотношение знака и вещи.
Конвенциональность (этикет) – соглашение/ договоренность.
Пресуппозиция – общий информационный бэкграунд.
Иллокутивная конструкция – содержит в себе монтажный шов (граница между эпизодами), несобственно причинная
Таксис
1) нешифтерная категория, текстовая сущность вида (соотношение между сообщаемым фактором и фактором сообщения);
2) относительное время, выраженное неспрягаемыми формами; «грамматическая техника связности текста»
Языковые аномалии (статья Апресяна) – все типы отклонения от норм (намеренные (на 4 уровнях: языковом, уровне регистров, жанров и цели) и ненамеренные (ошибки / расшатывание нормы)) (при этом интерпретационные тексты (о форме и содержании другого текста) не являются аномалиями).
Речевой жанр – особая модель высказывания (Бахтин: первичные (условия реальной коммуникации, например, диалог) и вторичные (нереальная коммуникация – традиционные жанры)) (3 подхода: Бахтин, лексический (глагол в оформлении жанры: перформатив - просьба), стилистический).
Дж.Р.Серль «Классификация иллокутивных актов»
Репрезентативы – смысл, или цель, членов класса репрезентативов – в том, чтобы зафиксировать (в различной степени) ответственность говорящего за сообщение о некотором положении дел, за истинность выражаемого суждения. Все элементы класса репрезентативов могут оцениваться по шкале, включающей истину и ложь.
Директивы – иллокутивная направленность их состоит в том, что они представляют собой попытки со стороны говорящего добиться того, чтобы слушающий нечто совершил.
Комиссивы – это те иллокутивные акты, цель которых – в том, чтобы возложить на говорящего обязательство совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения.
Экспрессивы – иллокутивная цель этого класса – в том, чтобы выразить психологическое состояние, задаваемое условием искренности относительно положения вещей, определенного в рамках пропозиционального содержания.
Декларации – определяющим свойством этого класса является именно то, что осуществление какого-либо акта из этого класса устанавливает соответствие между пропозициональным содержанием и реальностью.
Паремия – устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания (притча, пословица/ поговорка, загадка, примета)
Нелинейное восприятие текста: заголовок (Кржижановский «Поэтика заглавий», + О.Е.Фролова «От заглавия текста – к авторскому замыслу»), эпиграф, первое и последнее предложение, повтор, метатекст, интертекст, текст в репродуктивном регистре.