Глава 2. Буржуазные реформы Мейдзи




2.1 Реформа правительства

Взаимодействие традиционной политической культуры Японии с институтами, заимствованными в силу целого ряда обстоятельств с Запада, придало неповторимый характер самому политическому строю Японии. Японская монархия не была ни абсолютистской монархией, ни конституционной монархией, как это нередко представляют себе историки и правоведы. Она сочетала в себе элементы бюрократической монархии с достаточно ярко выраженной тенденцией к сохранению древней теократической монархии, в которой монарх не столько суверен, обладающий политической волей, а в первую очередь высший духовный авторитет, обеспечивающий политической системе сакральный характер и выполняющий функцию легитимации политических решений

Основой будущих преобразований стал политический курс новой Японии, который был провозглашен в клятве императора 6 апреля 1868 года. Основная идея этой клятвы состояла в том, что отныне "…все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением" и "на основе справедливых законов", а правители, (как и управляемые)"должны посвящать себя служению народу", которому предоставляется возможность "проявить личную предприимчивость и активность". Таким образом, уже в клятве императора были заложены контуры будущей парламентской системы. Фактической реализацией этого документа стал указ о государственном устройстве от 17 мая 1868 года, в который клятва императора была включена полностью, в виде статьи первой.

По этому указу власть сосредотачивалась в руках государственного совета, который имел двухступенчатую структуру и состоял из консультативного совета и ряда ведомств. Фактическим правительственным органом являлся двухпалатный консультативный совет. Его верхняя палата, состояла из высших должностных лиц страны - членов императорской фамилии, "кугэ" и представителей юго-западных княжеств. Они занимались разработкой законов, осуществлением высшей судебной власти, решением важнейших политических вопросов. Нижняя палата состояла из представителей административных единиц страны. Будучи совещательным органом, эта палата просуществовала недолго, но в дальнейшем именно на основе ее опыта будет создана нижняя палата японского парламента.

Примечательно, что уже на первом этапе новой государственности вводился принцип разделения властей, выраженный формулой "власть законодательная не должна иметь исполнительных функций, а власть исполнительная не может иметь законодательных функций". С целью централизации власти в стране указами нового правительства была ограничена власть крупных феодалов "даймё": без согласия центрального правительства они уже не могли чеканить монету, привлекать на службу иностранцев и др. Таким образом, после Мэйдзи существование независимых от центра княжеств становилось невозможным. Вводилось также положение об избираемости и "ротации" чиновников.

Становление централизованной власти происходило постепенно. Уже в мае 1868 года в княжествах стали осуществлять свои функции специальные органы центрального правительства, которые в начале выступали в качестве посредников между правительством и местной властью. Соответственно при правительстве был создан специальный аппарат, на который замыкались уполномоченные правительства в княжествах.

2.2 Административная реформа

Условием формирования унитарной Японии была ликвидация старого федералистского устройства страны. Его единицами были автономные княжества, управляемые даймё. В ходе гражданской войны 1868-1869 годов японское правительство конфисковало владения сёгуната, которые разделило на префектуры. Однако территории княжеств-ханов остались вне его прямого контроля. 20 января 1869 года даймё четырёх проправительственных ханов: Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн подали обращение, где говорилось, что всё в Японии принадлежит Императору. В феврале 1869 года чиновники Кидо Такаёси и Окубо Тосимити предложили Императору переподчинить эти территории новому правительству. На предложение сразу согласились даймё-сторонники из Сацумы, Тёсю, Тосы и Хидзэна, которые вернули монарху свои земли вместе с населением. 25 июля 1868 года правительство приказало сделать то же самое даймё других княжеств, что было осуществлено без сопротивления, добровольно реестры земель и людей не передали лишь двенадцать князей, но были вынуждены это сделать согласно приказу. В обмен на земли даймё становились главами региональных представительств центрального правительства и получали государственное жалование. Хотя земли ханов формально перешли к государству, сами ханы отменены не были. Их даймё сохраняли за собой право собирать налоги и формировать войска на вверенных им землях, и таким образом, оставались полуавтономными. Из-за такой половинчатой политики центрального правительства в регионах нарастало недовольство. С целью окончательно перейти к унитарной форме государственного устройства 29 августа 1871 года Императорское правительство провозгласило ликвидацию феодальных уделов по всей Японии и учреждение вместо них префектур. Бывших даймё-ханов переселили из регионов в Токио, а на их место назначили зависимых от центра губернаторов префектур. До 1888 года количество префектур были сокращено с 306 до 47, особым округом был выделен Хоккайдо, также к префектурам были приравнены три крупных города - Токио, Киото и Осака.

Аграрные реформы 1871-1873 гг

В первые годы после прихода к власти нового правительства положение крестьянства даже несколько ухудшилось, потому что увеличились налоги, была введена воинская повинность.

Вследствие этого крестьянские восстания не прекращались. В целях предотвращения дальнейших аграрных волнений новое правительство провело земельную реформу. "1871 году Императорское правительство разрешило создавать новые пахотные участки на нетронутых землях, а в следующем 1872 был отменен запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Владельцы недвижимости получили сертификаты на владение землей, в которых указывалась цена участка. Система сертификатов ликвидировала традиционную общинную форму землевладения. 28 июля 1873 на базе этой системы Императорское правительство начало земельно-налоговую реформу, которую завершило в 1880 году"

В ходе проведения реформы поземельного налога были составлены кадастровые книги, в которые были внесены имена землевладельцев, качество и цена их земли. Составление кадастра дало возможность установить цены всех имевшихся в наличии земель. Земли, в соответствии с их качеством, были разделены на три группы: высшая, средняя и низшая. Размер государственного поземельного налога устанавливался в зависимости не от урожая, а от цены земли и был определен равным 3% от ее стоимости (к этому добавлялся местный поземельный налог величиной 1%). Налог должен был вноситься не натурой, как это было прежде, а только деньгами. Новый поземельный налог равнялся примерно 30-35% стоимости урожая.

В ходе проведения реформы было осуществлено разделение земель на частные и государственные. До реформы в силу сложившейся практики крестьяне всей общиной пользовались княжескими лугами и лесами. В ходе реформы значительная часть этих угодий была признана собственностью государства или императорского дома, что привело к тому, что многие крестьяне потеряли какую-либо возможность пользоваться ими.

 

 

2.4 Судебная реформа

В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890 г. Учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая апелляция и разъяснение законов. Конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:

.руководство предварительным расследованием;

2.поддержание обвинения в суде;

.опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. Получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.

В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей. С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть. В 1874 году ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве. Закон 1890 года в соответствии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.

Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 года, требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Законом 1890 года предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным придатком имперской власти.

 

 

2.5 Создание регулярной армии и полицейского аппарата

"Реставрация Мэйдзи" проводилась силами военных формирований юго-западных княжеств, и вплоть до 1871 года, когда была создана императорская гвардия, своей армии у нового правительства не было. После упразднения княжеств и роспуска их вооруженных сил в июле 1871 года, начался процесс создания на базе императорской гвардии регулярной армии, который длился до принятия закона о всеобщей воинской повинности в 1873 году. По этому закону все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, подлежали призыву на военную службу на 3-х летний срок. Призыв проводился на основе принципа: "один человек от семьи". Верховным главнокомандующим был император. Армейский устав был разработан на основе документов для императорской гвардии и назывался он "Императорский наказ". Изначально японская армия создавалась по французскому образцу, однако, с 1885 года за образец была принята прусская армия с ее стройной и жесткой структурой.

После ликвидации военных формирований феодальных княжеств, которые в том числе осуществляли функции патрульной службы, для охраны общественного порядка, возникла необходимость в создании полицейских формирований. Начало этому процессу, одновременно с роспуском столичного военного формирования, положило создание в 1871 году патрульной службы столичного округа в Токио. Следующим шагом было создание общегосударственной централизованной полицейской системы, которая в 1874 году стала замыкаться на ведомство внутренних дел, а в префектурах непосредственно на губернатора. Со временем, наряду с общими задачами по охране общественного порядка, санитарного состояния и надзора за пожарными командами, к полиции были отнесены функции цензуры и контроля за общественной нравственностью. В 1881 году были созданы военная полиция и тайная полиция (кэмпэйтай), которая помимо внутриполитических задач, выполняла еще и функции внешней разведки.

2.6 Реформа сословной системы

Для построения национального японского государства Императорское правительство проводило также активную социальную политику. "Теперь общество делилось на кадзоку (высшая аристократия), сидзоку (низшая знать) и хэймин (простой народ)". Перфильев В.О. «Япония от А до Я: популярная иллюстрированная энциклопедия», 2008, С. 185.

25 июня 1869 оно образовало два привилегированные сословия - титулованное (кадзоку) и нетитулованное (сидзоку) дворянство. В первое входили сами столичные аристократы и даймё ликвидированных ханов, а во второе - среднее и мелкое самурайство. Благодаря образованию двух сословий правительство пыталось преодолеть извечное противостояние самураев и аристократов, а также ликвидировать социальную дифференциацию и средневековую модель отношений "господин - слуга" в самурайской среде. Наряду с этим Императорская власть провозгласила равенство крестьян, ремесленников и купцов, независимо от рода занятий и должностей. Они стали называться "простонародьем" (хэймин).1871 году правительство приравняло к нему париев, которые подвергались дискриминации в течение периода Эдо. Простонародье обязали иметь фамилии, которые ранее носились исключительно самураями, а титулованной и нетитулованной знати теперь дозволялись межсословные браки. Традиционные ограничения на поездки и смену профессии были отменены.4 апреля 1871 Императорское правительство издало закон о регистрации населения. В следующем году население было занесено в посемейные регистровые книги в соответствии с тремя сословными категориями - титулованное и нетитулованное дворянство, и простонародье.

Японское дворянство находилось полностью на государственном обеспечении. Дворяне получали ежегодную пенсию, которая составляла 30 % от всего бюджета страны. С целью ослабить государственное бремя, в 1873 году правительство издало "Закон о возвращении пенсий Императору", который обязывал дворянство отказаться от пенсий в обмен на выплату единовременных премий. Однако, проблема решена не была, а государственный долг по выплатам пенсий постоянно рос, поэтому в 1876 власти окончательно отменили практику их начисления и выплат. В связи с этим правовая разница между самураями, которым с того же года запретили носить катаны, и простонародьем исчезла. Чтобы обеспечить свое существование, часть привилегированного сословия стала государственными служащими: правительственными клерками, полицейскими и учителями. Многие стали заниматься сельским хозяйством. Однако большая часть подалась в коммерцию и быстро обанкротилась из-за отсутствия предпринимательских навыков.

 

2.7 Реформа образования

Традиционно в Японии образование было распространено довольно широко и до эпохи Мэйдзи. Уровень грамотности японского населения был достаточно высок. Современные документы свидетельствуют о распространении грамотности даже среди японских крестьян. Содержание образования сводилось к изучению классических конфуцианских книг и основ математики. Большое внимание в японском образовании всегда уделялось нравственному воспитанию.

Однако такое традиционно-патриархальное образование уже не соответствовало требованиям, предъявляемым эпохой модернизации. Поэтому лидеры реформ, виднейшие японские просветители Ито Хиробуми, Фукудзава Юкити и др. поставили задачу создать совершенную систему образования по западному образцу. Для этой цели в Европу и Америку были отправлены для обучения большое количество студентов. Так, в 1873 году только в Лондоне обучалось 373 японских студента. Кроме того, среди иностранных специалистов, которых в большом количестве приглашали в Японию для помощи в организации и налаживании работы как в сфере государственного управления и местных органов власти, так и на предприятиях, в армии и других областях, было немало специалистов, которые помогали организовывать японскую систему образования.

В результате деятельности специальной комиссии по подготовке реформы образования было решено взять за образец французскую и американскую системы. В 1872 г. Был принят довольно либеральный для своего времени закон об образовании, согласно которому равное право получить образование обретали все сословия, мужчины и женщины, и не допускалась какая-либо дискриминация. Изначально предполагалось, что расходы по обучению будет нести само население. Однако ввиду низкой платежеспособности большей части японского населения, в 1880 году было решено основную часть расходов по финансированию образования возложить на местные органы власти. В 1886 году был принят закон об обязательном 4-х летнем начальном образовании, которое с 1900 года стало для населения бесплатным. Надо сказать, что успехи Японии в области образования были весьма значительны. К концу XIX века уже около 85 % японских детей получали обязательное начальное образование. По этому показателю к началу ХХ века Япония сравнялась с такой передовой страной как Великобритания.

 

Глава 3. Конституция 1889 года

3.1 Процесс разработки Конституции

Для реализации идеи конституционного устройства страны один из ведущих лидеров Мэйдзи Ито Хиробуми в 1870 году посетил США, что бы изучить конституционную систему Америки. Интересно в этой поездке то, что Ито Хиробуми интересовался их Конституцией для того, чтобы в последствии избегать подобных положений в японской. Он считал, что американская республиканская конституция мало подходила для японских политических условий.

В Императорский указ о постепенном переходе к конституционному строю был опубликован в апреле 1875 года. Для разработки проекта будущей Конституции были сформированы такие институты как палата старейшин (гэнроин), верховная судебная палата (тасиньин) и другие органы. В 1879 году правительство поручило всем советникам составить свои письменные соображения по введению конституционного строя. Возникло огромное количество точек зрения по поводу будущего устройства страны. Дискуссия по этому поводу выливалась порою в острые противостояния. В результате, например, Окума Сигэнобу, который выражал взгляды, близкие взглядам "движению за свободу и народные права", в октябре 1881 года был освобожден от должности советника в правительстве. Несколько позже из правительства были удалены и его сторонники.

Из-за многочисленных противоречий по поводу создания будущей Конституции Ито Хиробуми в 1882 году был вновь послан - на этот раз в Европу - с целью изучения конституций европейских стран. В общей сложности Хиробуми ознакомился с Конституциями 15 стран.

Создавая Конституцию Ито Хиробуми исходил из принципа, что так как в Японии нет "объединяющей религии", подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант - Конституция Пруссии. Но прежде чем проект был предложен на рассмотрение правительства и императора, пришлось провести некую подготовительную работу, чтобы исключить возможность хотя бы малейшей радикализации планируемого парламента.

Для этого либерализм выборной нижней палаты было решено изначально ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого в июле 1884 года был принят указ о введении аристократических титулов. По образцу бисмарковской Германии были введены 5 титулов: князь, маркиз, граф, виконт и барон. Новая знать создавалась из прежней придворной знати "кугэ", феодальной знати "даймё", высших офицеров армии и флота, а также тех, кто отличился безупречной службой в период реставрации Мэйдзи.

В 1884 году было создано Бюро по изучению конституционных систем, которое возглавил Ито Хиробуми. Кроме него, в Бюро вошли ещё три человека: Иноуэ Коваси, Канэко Кэнтаро и Ито Миёдзи. Это Бюро подчинялось непосредственно министерству императорского двора, что практически исключало какое-либо внешнее влияние. Для того чтобы исключить разногласия при принятии конституции, по предложению Ито Хиробуми был создан Тайный совет - высший совещательный орган при императоре. 12 членов совета назначались самим императором из представителей высших должностных лиц. Председателем совета был назначен Ито, который в связи с этим подал в отставку с поста премьер-министра. Функции Тайного совета заключались в том, чтобы разработать критические замечания по конституции. Таким образом, дальнейшая работа над разработкой текста конституции продолжалась в рамках Тайного совета. Работа проходила в обстановке полной секретности, в загородной резиденции Ито Хиробуми в окрестностях Ёкосука. Император принимал участие во всех заседаниях Тайного совета посвященных работе над конституцией.

В 1885 году произошла реорганизация правительства по европейскому образцу. Всего устанавливалось 10 министерств: императорского двора, иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, путей сообщения. Первый кабинет министров Японии, возглавлял Ито Хиробуми, состоял соответственно из 10 человек - премьера и 9 министров (8 из них были выходцами из консервативных кругов). Кроме того, из Токио власти выслали около шестисот представителей оппозиции. Наиболее радикальные из них были посажены в тюрьму.

Японский государствовед Нокано Томио подсчитал, что из 76 статей японской Конституции 46 имеют прусское происхождение; оригинальных же статей насчитывается не более трех. Однако даже прусская Конституция показалась японским "отцам Конституции" чрезмерно либеральной, поскольку она не полностью учитывала самодержавную власть японского микадо, его фактически неограниченные права. Первоначальный проект Конституции, предложенный графом Ито в был сочтен излишне либеральным и потому подвергнут соответствующему исправлению. В своем окончательном варианте японская Конституция имела даже еще более консервативный характер, чем ее прусская модель. Окончательный текст Конституции Мэйдзи был закончен лишь к 1888 г.

Церемония провозглашения конституции происходила в императорском дворце 11 февраля 1889 года. Дата была выбрана не случайно, потому что 11 февраля Япония отмечала Кигэнсэцу - памятную, но весьма условную дату восшествия на престол в 660 г. До н.э. легендарного императора Дзимму. Император Муцухито (Мэйдзи) передал текст конституции в руки премьер-министра Курода Киётака, что символизировало дарование конституции народу императором. При этом император произнес: "Таким образом, с этого момента императорская Япония начинала жить по конституции, которая вошла в историю под названием "Конституция Мэйдзи".

Формально в конституции была статья, предусматривавшая возможность ее изменения, однако поскольку конституция была "дарована" императором японскому народу, то и всякая инициатива по ее изменению могла принадлежать только императору, а право толкования конституции принадлежало судам, и, как высшей инстанции, Тайному совету. И, следовательно, всякая попытка изменить конституцию путем голосования, решением суда или даже палаты парламента ставила бы инициатора такой попытки вне закона, а потому никто и не задавался такой целью. Кабинет министров, согласно конституции, был ответственен не перед парламентом, а перед императором.

 

3.2 Содержание Конституции

Японская Конституция 1889 г. Насчитывала 76 статей, подразделяемых на 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, О парламенте, О министрах и Государственном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные положения.

Первая глава была посвящена императору. Конституция учреждала в Японии конституционную монархию с большими правами императора, который являлся носителем государственного суверенитета, символом единства и общности нации. Авторы конституции, считавшие, что императорская власть в Японии является "укоренившейся в национальном чувстве и истории более, чем в других странах, позаботились о сохранении всех ее прерогатив, чтобы "не позволить этому учреждению переродиться в своего рода внешнее украшение всего конституционного здания.

Согласно ст.1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к "единственной и непрерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "священной и неприкосновенной".

Императору и членам его семьи оказывались божеские почести, поскольку официальная идеология причисляла императора к богам и выводила его происхождение от богини солнца. "Каждый японский Император считался потомком первого Императора Дзимму (Дзимму-тенно), который, в свою очередь, происходил от богини Солнца Аматэрасу (Верховного сияющего божества неба). Таким образом, Император, согласно Конституции, вел свое происхождение от богов". Будучи главой государства и обладая верховной властью, император имел право самостоятельно решать вопросы войны и мира, заключать международные договоры, созывать парламент на ежегодные сессии и распускать его нижнюю палату. Единственное ограничение его власти содержалось в ст.5, устанавливающей необходимость согласия парламента при осуществлении императором законодательных полномочий. В перерывах между сессиями парламента (продолжительность парламентских сессий была определена в 3 месяца, а каникул - в 9 месяцев в году) император имел право издания указов, имеющих силу закона; это право предоставлялось ему "в случае настоятельной необходимости поддержать общественную безопасность или устранить общественное бедствие (ст.8). Конституция содержала оговорку, что указы, изданные императором, требовали их последующего утверждения парламентом. Как показала дальнейшая практика, не было ни одного случая, чтобы императорский указ не получил одобрения.

Император был поставлен во главе всей администрации, а также армии и флота; ему принадлежали функции верховного главнокомандующего. Он определял организацию всех гражданских и военных структур, назначал и увольнял всех чиновников гражданских и военных ведомств, устанавливал размер их денежного содержания. Он жаловал титулы, ордена и другие награды, объявлял амнистию, обладал правом амнистии и помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. От имени императора осуществлялась судебная власть. Ему принадлежало право введения в стране военного и осадного положения.

Поскольку официальная политическая доктрина была основана на принципе: "император не предпринимает никаких действий без согласования с советниками, важнейшую роль в государственных делах играли совещательные органы. Один из них - Тайный совет, воссозданный еще до принятия конституции, - был упомянут и конституцией (ст.56). В 1890 г. Специальным законом роль Тайного совета была расширена. Этот орган не зависел ни от парламента, ни от правительства. Он состоял из высших военно-бюрократических чинов общей численностью 27 человек старше 40 лет, пожизненно назначенных императором по предложению премьера. Тайному совету по запросу императора предписывалось обсуждать важнейшие государственные дела; его мнение учитывалось при формировании правительства, при назначении и смещении других высших должностных лиц. Важнейшей прерогативой Тайного совета было толкование конституции. В целом роль Тайного совета была настолько значительной, что его нередко именовали "третьей палатой парламента.

Имелся еще ряд совещательных учреждений, не предусмотренных конституцией, но их роль была иногда более значительной, чем роль конституционных органов. Таковым являлся, в частности, внеконституционный орган Генро (Совет старейшин), состоявший из пожизненно назначенных старейших членов императорского дома, бывших премьеров, старейшин знатных феодальных кланов страны (в частности, представителей юго-западных княжеств, внесших в свое время существенный вклад в ликвидацию режима сегуната). Без рекомендаций Генро император и кабинет не принимали ни одного значительного решения. Особенно большой вес имело мнение Генро при назначении главы кабинета министров.

Японский парламент состоял из двух палат - верхней (Палата пэров) и нижней (Палата представителей). Палата пэров, насчитывавшая до 400 чел., комплектовалась несколькими различными способами. Принцы крови, князья и маркизы занимали место в палате по наследству. Часть пэров (125 чел.) назначалась пожизненно императором за особые заслуги перед монархией и государством. Титулованная аристократия более низкого ранга (графы, виконты, бароны) избирала из своей среды 150 депутатов сроком на 7 лет. Еще 66 членов верхней палаты избирались крупнейшими налогоплательщиками (т.е. лицами, выплачивающими высший поземельный налог или высшие торговые и промышленные налоги). Наконец, пэрами являлись и 4 представителя от Академии наук. Все члены палаты пэров утверждались императором.

Палата представителей была выборной со сроком полномочий 4 года. Согласно закону о выборах 1889 г. Для избирателей был установлен высокий имущественный ценз (15 иен прямого налога - значительная сумма по тем временам, которую не были в состоянии внести и многие самураи) и высокий возрастной ценз (25 лет - активное избирательное право и 30 лет - пассивное); действовал также ценз оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие избирательных прав не имели. Выборы проводились по округам, число которых составляло 109. В выборах японского парламента первого созыва участвовало не более 1 % населения (около 460 тыс. чел. Из 50 млн населения страны), а депутатами были избраны исключительно представители буржуазии и помещиков (последних насчитывалось 48 %). Когда в 1900 г. Имущественный ценз был несколько снижен (от избирателя стала требоваться уплата прямого налога в сумме 10 иен), число избирателей выросло до 967 тыс. чел.

Палаты парламента формально были равноправными. Нижняя палата обладала даже некоторым преимуществом, поскольку бюджет представлялся сначала именно в нее. Фактически же верхняя палата пользовалась привилегиями по сравнению с нижней. Так, положение Палаты пэров регламентировалось императорским рескриптом, на разработку которого нижняя палата никакого влияния оказать не могла. Положение же нижней палаты определялось законом, в разработке которого принимала участие и верхняя палата. Таким образом, положение Палаты пэров было более прочным и более значительным, чем Палаты представителей.

Парламент должен был созываться ежегодно. Решения принимались по абсолютному большинству голосов. Вводилась парламентская неприкосновенность депутатов, депутаты не могли привлекаться к ответственности за свои выступления в парламенте. За пределами же парламента депутаты подпадали под действие общих законов.

Парламент обладал чрезвычайно узкой компетенцией. Согласно ст.5 император формально делил законодательную власть с парламентом. Но считалось, что парламентские полномочия - это милостивая уступка императора, и в соотношении двух названных высших государственных органов приоритет был на стороне императора: сама деятельность парламента рассматривалась через призму служению императору. Вследствие этого парламент не мог выступить с инициативой изменения дарованной императором конституции - парламент мог рассматривать только те поправки, которые предлагались самим императором. Парламенту было запрещено обсуждать какие-либо вопросы, касающиеся изменений статуса императорского дома; так, статья 74 гласила: "Изменения в статусе императорского дома не подлежат обсуждению императорского парламента. Работа парламента целиком и полностью направлялась императором. Он созывал сессии парламента, открывал и закрывал их, мог отсрочить заседания парламента, прервать их на 15 дней, потребовать проведения закрытых заседаний, обладал правом роспуска Палаты представителей. Председатель и заместитель председателя нижней палаты назначались императором из числа предложенных кандидатов. Депутаты обеих палат парламента могли быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, вплоть до исключения из состава палат.

Хотя каждая из палат парламента была наделена правом законодательной инициативы, судьба этой инициативы полностью зависела от императора, поскольку именно на него возлагалось утверждение законов и дача указаний об их обнародовании и исполнении. "Император, - гласила ст.6 Конституции, - утверждает законы и повелевает их привести в действие. Император мог без всяких условий и ограничений отклонить любой законопроект, принятый парламентом. Даже в такой сфере, как бюджетная, парламент был фактически бесправен, поскольку две трети бюджета (включая расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата) находились вне парламентского контроля. Конституция не предусматривала обязательного согласия парламента на принятие бюджета - следовательно, у парламента отсутствовал и этот мощный рычаг давления на правительство. Отклонение бюджета парламентом не рассматривалось как основание для отставки правительства: если парламент не утверждал бюджет, то кабинет принимал его в объеме ассигнований предыдущего года (ст.71).

Правовой статус правительства излагался в конституции очень кратко, всего в двух статьях. Более широко права правительства были определены в специальном императорском распоряжении, опубликованном также в год октроирования конституции. Правительство Японии, именуемое кабинетом министров, было немногочисленным и возглавлялось министром-президентом. Кабинет министров целиком зависел от императора: последний мог формировать правительство вне зависимости от соотношения политических сил в парламенте. Функции министров определялись обязанностью "давать советы императору и нести ответственность перед ним за такие советы. Конституция устанавливала принцип контрасигнатуры, т.е. обязанность скрепления всех законов, императорских указов и других государственных актов соответствующими министрами. Однако парламентский контроль над правительством фактически отсутствовал. Он выражался лишь в праве запроса, подписанного не менее чем 30 депутатами. Но и в этих случаях министры могли уклониться от ответа на запрос, сославшись на то, что данная информация является секретной. Практика государственного строительства Японии не знала таких государственно-правовых институтов, как вотум недоверия правительству со стороны парламента или коллегиальная ответственность министров. Правительство действовало только через посредство императорских указов, санкционированных Тайным советом.

Характерной чертой японской монархии являлось засилие военщины. Все дела, связанные со строительством вооруженных сил, были выведены из-под контроля парламента и кабинета. Главы двух министерств (военного и военно-морского), являвшиеся одновременно командующими армией и флотом, имели право непосредственного доклада императору даже в обход министра-президента. Принципы военной политики разрабатывались особым Советом маршалов и адмиралов (Генсун). Милитаризм стал идеологией господствующих классов страны, включая буржуазию, стремившуюся преодолеть узость внутреннего рынка страны за счет колониального грабежа и военного захвата внешних рынков.

В специальном разделе конституции, посвященном правам, свободам и обязанностям подданных (ст.18-32), основной упор был сделан именно на обязанности. Важнейшими среди них являлись обязанности выплачивать налоги и нести военную службу (начиная с 20-летнего возраста). Среди свобод были названы свобода выбора местож



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: