ТЕМА (теоретический модуль) 1. ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
План
Добровольчество в России: характеристика, история и современное состояние
Зарубежные модели деятельности добровольческих структур
Опыт добровольческого движения в российских регионах на рубеже
XX – XXI веков
ЗАДАНИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ:
1.законспектировать материал;
2. подготовиться к ответам на вопросы (пункты плана)
составить 10 вопросов к теоретическому модулю
Говоря о технологиях решения существующих социальных проблем, которые применяются некоммерческими организациями (НКО), следует помнить, какие ресурсы и как используются в этом процессе. На один из таких важнейших ресурсов и хотелось бы обратить внимание. Этот ресурс – добровольчество. Он, с одной стороны, является востребованным, на нем базируется подход со стороны НКО, а, с другой стороны, – является новым. Этот ресурс основан на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Но часто возникает вопрос: добровольчество – это новое? или хорошо забытое старое?
Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки шли защищать свою страну, так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством» [].
И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа. Добровольчество было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. В связи с этим и прижился такой термин как «добровольно – обязательно», т.е. пока все делалось добровольно, то было все хорошо, если же возникало желание отказаться, то появлялся грозный призрак «обязательности». «Обязательность» была выражена не только в непосредственном наказании вольнодумца, но, и, прежде всего, в публичном осуждении подобных поступков. Общественное мнение, созданное с помощью идеологии, позволяло манипулировать поступками людей.
|
Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. В нем записано, что «доброовольцы– граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». Добровольческая (волонтерская) деятельность, согласно данному закону, представляет собой форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующую личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев) [].
Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг выполняемых добровольцами работ, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение: доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем [].
|
Добровольческий труд в России имеет свои исторические корни, идущие из глубокой древности. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.
Истоки добровольческой работы в России восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен. С. М. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством [39, с.91]
Важным моментом благотворительной деятельности является крещение Руси в 988 году. В Х в. возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. С принятием христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему [19, с. 78].
|
Отличительной чертой благотворительности добровольчества в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда, в череде непрекращающихся малых и больших войн, число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи [Антология].
Иван Грозный предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам [Антология].
В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники [Антология].
XIX век стал переломным в развитии благотворительности и добровольчества: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. Одним из первых, в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает «Императорское Человеколюбивое общество», преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений, больниц, приютов, а также помощи бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам.
После отмены крепостного права в 1861 г. в России начинается бурный рост добровольческих филантропических организаций и заведений. Возникает множество учреждений, ориентированных на решение какой-либо конкретной социальной проблемы, например «Общество спасения падших девушек», «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Общество попечения над малолетними преступниками» и др.
Во второй половине XIX в. появляются члены благотворительных общественных организаций, обществ и попечительств. Представители различных профессиональных групп, волонтеры-добровольцы, работники социальных учреждений выполняли функции социальных работников. Так, в 1844 г. в Санкт-Петербурге впервые в Европе принцессой Терезой, дочерью великой княгини Елены Павловны, была создана женская Никольская община, начавшая подготовку палатных сестер милосердия. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял известный врач, основоположник полевой хирургии Николай Пирогов. Десять лет спустя, когда возникла необходимость оказания помощи раненым и увечным воинам Крымской войны, была образована Крестовоздвиженская община, которая начала готовить сестер милосердия для оказания раненым помощи на полях сражений. 120 сестер Крестовоздвиженской обители работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью «За оборону Севастополя». Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. при российском обществе Красного Креста был образован Комитет «Христианская помощь». В 1882 г. Комитет создал первую во Всемирной системе Красного Креста общину сестер милосердия [].
Деятельность общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста напрямую решила задачи социальной поддержки и помощи населению, став своеобразным полигоном для разработки, внедрения и анализа учебно-практических технологий медико - социальной, социально-психологической и педагогической направленности. Сами же члены общественной благотворительной организации не только взяли на себя функции социальных работников, но и стремились учиться и одними из первых профессионально выполнять эту сложную работу.
Подобным образом стали действовать после проведения в России земской реформы 1864 г. земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, беспризорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста, а также земские врачи и учителя. Отметим, что работа земств и городских дум относилась, главным образом, к сфере социального благоустройства нищих и нетрудоспособных и была провозглашена в этом направлении общественным делом. Кроме традиционных типов учреждений, земства развернули инновационные формы индивидуальной помощи адаптационного характера. К ним можно отнести организацию юридических консультаций, появление земских агрономов. Наблюдалось стремление внедрить на селе открытые формы призрения, используя любую возможность оставить призреваемого в кругу семьи. Особенно творческой в этом направлении была деятельность земских психиатров, которым удалось в начале XX в. создать несколько поселков для семей, имевших душевнобольных родственников. Так, Буратовская колония в Тверской губернии под руководством доктора Литвинова, поселения в Нижнем Новгороде, Москве во главе с земским врачом П. Кащенко показали эффективность такого гуманного подхода, основанного на методах привлечения больных к труду, арт-терапии, социальной защищенности в сочетании с лечением. Земства открывали приюты для слепых, глухонемых, парализованных людей, искали приемных родителей для детей-сирот, организовывали приюты для престарелых [].
Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.
История российского общества хранит добровольных благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX в. на деньги московского купечества больничные здания клиник Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе [].
Нестабильная социально-экономическая ситуация в конце XIX – начале XX в. и усугубившаяся социальная обстановка с началом Первой мировой войны потребовали как от Российской империи, так и от других государств более четкой постановки вопроса о проведении социальной работы на профессиональном уровне. Этого требовали общественное призрение и благотворительность, претерпевшие качественные изменения и перешедшие к новым принципам организации и деятельности обществ и учреждений, количество которых активно росло благодаря децентрализации управления и развитию местного самоуправления.
В городах, подвергнувшихся натиску новых экономических отношений наиболее зримо, власти старались снизить социальное напряжение путем распространения разных форм «трудовой помощи» как среди взрослых, так и среди детей. В начале 1913 г. создавались бюро для поиска работы, биржи труда, открывались дома трудолюбия, организовывались общественные работы. Началось строительство ночлежных домов и дешевых квартир, на которые, как правило, давали деньги благотворители и благотворительные общества [].
Чтобы скоординировать работу системы социального призрения, «упорядочить и объединить благотворительное движение в стране», которое все активнее разрасталось, а также впервые поставить вопрос о поддержке профессионалов социальной работы, в 1909 г. региональные отделения благотворительных обществ объединились в профессиональное общество – Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Цель этого союза была ориентирована на упорядочение и объединение благотворительной деятельности во всей России. На первый план выдвинулось «открытое призрение», особое внимание стали уделять трудовой помощи, патронажу, профессиональному обучению и переобучению при поиске работы, воспитанию и образованию, медицинскому обслуживанию, снабжению жильем.
Говорить об участии молодежи в добровольческом движении можно начиная только с XX в., когда в Россию пришло скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей, создано «Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)» под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны). Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом (1915 г.), определил цель русского скаутского движения как подготовку нового поколения граждан России, крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего служения Родине. Почтительное отношение к Богу роднит скаутов с другой первой молодежной организацией в России – Российским Христианским Обществом Молодых Людей «Маяк», официально зарегистрированной в 1905 г. Министерством внутренних дел Российской империи. Общество младохристиан пользовалось народной поддержкой, но государственных дотаций не имело. Его попечителями были Н. Бердяев, С. Франк, В. Розанов, Г. Федотов и др. Общество было вне политики и занималось благотворительными культурно-историческими вечерами, просветительскими лекциями, общественно-познавательными и социальными мероприятиями, выполняло роль биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи «бюро для приискания работы». Все мероприятия общества были бесплатные. Сотрудники общества работали на общественных началах [].
С установлением советской власти в 1917 г. благотворительная и добровольческая деятельность как форма социальной помощи прекратила свое существование. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». Создающиеся в государстве общественные организации либо входят в структуру КПСС, либо являлись полугосударственными, полуобщественными образованиями. Наиболее яркий пример молодежных и подростковых организаций того времени, осуществляющих волонтерскую деятельность, тимуровские отряды.
В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований на нужды обороны. В советский период понятие «доброволец» имело ярко выраженную идейно-патриотическую окраску: так назывался человек, добровольно вызвавшийся служить интересам не отдельно взятых граждан, а партии, коммунистической идее, социалистическому государству. Примером тому является освоение целины, строительство БАМа и пр. Необходимо отметить, что добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было [].
В годы перестройки государственное руководство России признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и один из механизмов формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, охватывающих своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский Фонд, Фонд милосердия и здоровья. По своим уставам данные фонды считались благотворительными организациями. Детский фонд, созданный в 1987 г. постановлением Совета Министров СССР, стал одной из первых общественных организаций, направивших свою деятельность на сбор пожертвований и реализацию за счет этого программ безвозмездной помощи.
К концу 90-х гг. ситуация изменилась: появились молодежные и подростковые объединения различной направленности, некоммерческие и общественные организации, направившие свою деятельность на привлечение молодых добровольцев к решению социальных проблем. По мнению большинства исследователей, период конца XX – начала XXI вв. характеризуется как «эпоха возрождения благотворительной деятельности и начала становления добровольческого движения как фактора, способствующего развитию гражданского общества». Политической платформой этому процессу послужили декларированные высшим политическим руководством СССР ориентиры на «перестройку» и «гласность», раскрепостившие слово, давшие опору для воплощения в жизнь творческой энергии и энтузиазма граждан. Возникновение новых общностей вокруг существовавших проблем, новых идей и неформальных лидеров вовлек множество людей в процесс поиска способов самореализации. Первые неполитические неформальные группы и общественные организации нового типа (независимые от политического и государственного управления) отражали самые проблемные области жизни людей, в которых участие государства было монопольным, неэффективным, лицемерным. В то время, добровольчество по своей сути стало видом активного включения самого общества в борьбу с негативными явлениями жизни []
Инициативные группы и организации, добровольно взявшие на себя ответственность оказывать помощь и защищать права репрессированных, женщин, душевнобольных, ветеранов войн, беженцев и вынужденных переселенцев, одиноких стариков, людей с ограниченными возможностями и тяжелобольных, бездомных, заключенных в тюрьмах, больных и безнадзорных детей, бедных людей, группы, действовавшие в сфере экологии и культуры - стали первыми точками общественного внимания и развития социального добровольчества. В конце 80-х эти группы и организации назывались неформальными, а их участники не добровольцами, а неформалами.
Например, в Ленинграде неформальное объединение «Человек», состоявшее преимущественно из студентов, врачей и учителей, стало помогать одиноким инвалидам-опорникам, помогая им выходить из необорудованных лифтами домов, посещать музеи, не имевшие пандусов и подъемников. Многие ленинградцы тогда говорили: «Мы это видели только по телевизору. Совсем позабыли атмосферу города». Участники неформальной Группы «Спасение» заботились об историческом наследии Санкт-Петербурга, активно привлекая внимание к этой проблематике жителей города. Общество милосердие «Ленинград», добившееся права государственной регистрации в 1988 году, положило начало становлению деятельности независимых от влияния государства общественных объединений, на всей территории СССР, что стимулировало развитие движения милосердия и принятию в 1990 году Закона СССР «Об общественных объединениях». Этот закон стал первой правовой основой для прорыва гражданской активности в организованных формах и, преимущественно, в формах организованной добровольческой деятельности в составе общественных объединений []
Люди приходили в такие организации узнать, что они делают и чем эти организации могут быть полезны их родным, близким, друзьям, соседям. Узнавая о деятельности организаций, давали советы, предлагали свою помощь, приносили деньги, вещи, продукты, лекарства. Первые статьи в прессе и радиопередачи с приглашением людей принять участие в работе общественных объединений и помочь другим, получали быстрый отклик. Люди хотели сами решать и действовать. Широкую добровольческую поддержку получали те группы и организации, задачи которых, с точки зрения людей, стоили их усилий и времени и, в которых удавалось создать атмосферу уважения, доверия и творчества.
В этот период люди, предлагавшие свою помощь в форме безвозмездного труда, были основным ресурсом и инструментом для консолидированных гражданских действий, позволявших привлекать и другие доступные общественности ресурсы. Этих людей не называли добровольцами, часто помощниками, иногда членами или участниками, иногда отождествляли с исполняемыми функциями – «сестры милосердия», а то и вообще никак, только по имени. Казалось, что «доброволец» и «добровольчество», отождествлявшиеся с войнами, гигантскими коммунистическими стройками, целиной и комсомолом ушли из народной лексики. Вместе с этим призыв, брошенный всему обществу главным врачом московских тюрем еще в первой половине XIX века Федором Петровичем Гаазом «Торопитесь делать добро» был услышан и в конце ХХ века, передаваясь из уст в уста, став своеобразным гражданским ориентиром.
Наиболее частыми мотивами добровольцев в эти годы были чувство милосердия к тем, кто беспомощен и незащищен, сострадание и сопереживание боли и несправедливости. Многие люди испытывали желание быть полезными, искали пути для становления новой социальной реальности, справедливости, испытывали потребность практической реализации своих личных способностей и талантов, испытывали необходимость обретения круга общения, стремление к уважению и признанию единомышленниками.
Общественные объединения предлагали добровольцам адекватные тому времени стимулы, преимущественно, идеалистического характера. Прежде всего, добровольцам предоставлялась возможность попасть в круг единомышленников и стать причастными к высоким целям организации. В организациях создавалась атмосфера творчества и доброжелательной взаимной поддержки. Эти иррациональные стимулы привлекали большинство участников для добровольной работы до 1990 года [].
В период с 1990 года по 1992 гг. страна претерпевала кардинальные политические изменения, социалистическая экономика разваливалась до основания. В этот короткий период одним из сильнейших стимулов для большинства, действовавших в общественных объединениях добровольцев, была возможность совместного выживания и решения собственных проблем в кругу людей с похожими проблемами, использование для этого и помощи другим людям, материальных ресурсов организаций (например, гуманитарной помощи). В это же время, сильнейшим стимулом для добровольцев становится предоставление общественными организациями новых знаний, навыков и информации, возможность переквалификации и трудоустройства. Используемые организациями способы привлечения добровольцев и методы работы с ними носили преимущественно интуитивный характер, опирались на жизненный опыт лидеров, опирались на внутригрупповые договоренности. Усредненным портретом добровольцев, действовавших в организациях сферы социальной помощи (подавляющее количество организаций этого периода) было примерно таким: женщина средних лет, одинокая, у которой дети достаточно самостоятельны, или живут отдельно, как правило, со средним специальным или высшим образованием.
В период 1991-1992 года в отношении добровольных помощников стало укрепляться понятие «волонтер». Этому способствовало распространение переводной англоязычной литературы по менеджменту благотворительной деятельности, установление международных гуманитарных связей, реализация первых неправительственных международных программ, в т.ч. обучающих по тематике общественной и некоммерческой деятельности. Опыт зарубежных гуманитарных организаций, прежде всего американских, стал основным источником формирования теоретической базы, способствовавшей развитию деятельности общественных организаций России и организационному развитию добровольческого сектора. Вместе с этим, поддерживая добровольческие инициативы, общественные объединения и группы, в подавляющем большинстве, складывали добровольческое общественное движение без какой-либо связи с российскими историческими корнями (в качестве одного из немногих исключений можно отметить процесс возрождения в РФ скаутского движения) []
Летом 1991 года по приглашению американской организации United Way International (UWI) образовательный курс по менеджменту добровольческими организациями и стажировку в США прошли 2 представителя Московского Дома Милосердия и 2 - Общества милосердия «Ленинград». Через год, при содействии Правительства России и UWI, в Подмосковье прошел один из первых массовых обучающих семинаров для руководителей общественных объединений из различных регионов России. Управление волонтерами было одним из центральных разделов семинара. Этот семинар проводили ведущие преподаватели и тренеры консультанты из США и Великобритании, например Лестер М. Саламон – директор Института социальных исследований Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе. Обучающие материалы этого семинара в течение ряда лет использовались многими организациями в интересах совершенствования управления и развития добровольческих организаций в России, знакомства с проектно/программным методом. В дальнейшем, значительный вклад в подготовку менеджеров российских организаций и корпуса российских тренеров-консультантов по некоммерческой деятельности внесли программы Агентства США по международному развитию (USAID), администрирование которых осуществлялось разными НКО и фондами США. Например, Библиотека Конгресса США, Национальный демократический институт (NDI), Совет по международным исследованиям и обменам (IREX) [].
Прообразами первых моделей программ по организации труда добровольцев были, создаваемые внутри общественных объединений, профильные группы добровольцев. Создавались добровольческие группы, специализировавшиеся на уходе за пожилыми и немощными людьми на дому, изредка в медицинских учреждениях, на оказании информационной и технической помощи, клубы добровольцев. По примеру зарубежных гуманитарных организаций, для добровольческих общественных объединений России с 1992 года стало традицией ежегодно, в Международный День Добровольцев 5-го декабря, проводить день благодарения добровольцев.
Эффективной формой организации добровольческих действий были добровольческие акции. К середине 90-х годов такие акции начали приобретать характер масштабных благотворительных действий, основанных на многостороннем сотрудничестве между добровольческими организациями, структурами органов власти, коммерческими организациями с привлечением широкой общественности.
Приведем наиболее яркие примеры таких добровольческих акций. Апрельские добровольческие акции в Санкт-Петербурге «Дни заботы» - заботы о тяжело больных детях и акции «Подарим радость больному другу», посвященные Международному Дню защиты детей 1 июня, стали проводиться с 1992 года. Инициированная одной организацией, акция ежегодно расширяла круг добровольцев из разных возрастных и социальных групп, увеличивала количество участвующих организаций из разных секторов экономики. В канун летних каникул, которые доступны большинству детей, эти добровольческие акции обращали внимание населения и, прежде всего, школьников на то, что есть дети, которые не могут по состоянию здоровья получить радость летнего отдыха. Такие дети тяжело больны и остаются в специализированных клиниках. Им делают тяжелые операции по протезированию позвоночника и конечностей, они проходят курсы химиотерапии, им пересаживают костный мозг и пр. Эти дети часто остаются наедине со своей болезнью, иногда без родителей и друзей. Родители и друзья живут далеко, например, за Уралом, и не могут быть рядом. Акция призывала добровольцев подарить праздник таким детям: собрать подарки, показать спектакль, написать письмо с теплыми словами, нарисовать радостную картину, познакомиться. На просьбы добровольцев, которые организовывали эту работу, активно отзывались спонсоры. Постоянную поддержку оказывали кампании «Инкомбанк», «Марс», фирма игрушек «Потешный промысел России», торговая фирма «Сампсониевская», кампании «Market » и «Street ». В «Днях заботы» охотно принимали участие творческие коллективы. Пресса широко освещала эту работу добровольцев [].
На сегодняшний день подобные действия становятся привычными, распространенными и технологичными в деятельности добровольческих организаций. Но в конце 80-х – первой половине 90-годов XX века процесс организации таких мероприятий носил выраженный творческий характер для всех участников, как для постоянных сотрудников – менеджеров, так и для добровольцев. Из них складывалась единая «творческая мастерская», в которой на равных искались наиболее корректные и эффективные формы проведения мероприятий. Такая атмосфера характеризует организацию в состоянии роста. Такая атмосфера полезна и для деятельности устойчивых организаций, когда речь идет о методах стимулирования потенциала команды, в т.ч. и добровольцев.
Важнейшими стимулами, укрепившими процесс развития гражданских инициатив и становление гражданского сектора в целом, явились первые достижения независимых организаций и их добровольцев. Люди увидели что, объединяя свои усилия на основе личного выбора и реализации доброй воли, они могут реально влиять на социальные изменения вокруг себя, улучшая качество жизни [].
Однако с первыми успехами стало приходить и понимание того, что лишь гуманистической атмосферы, создаваемой и поддерживаемой в организациях многими активистами общественной деятельности первой волны, стало решительно недоставать для обеспечения жизнеспособности и развития общественных структур, их социальной эффективности и развития добровольчества. Множество напряженных, а зачастую и конфликтных ситуаций в общественных объединениях, в связи с работой добровольцев, заставили их лидеров осуществлять анализ и объективно оценивать ситуации, делать обобщающие выводы, учиться управлять. Постепенно стало приходить понимание того, что не только на видении и вербализации проблем, сострадании и, в этой связи, личном участии людей в их разрешении, зиждется социальная эффективность общественных структур. Стало понятным, что требуется активное внимание лидеров к интересам каждого участника общественного процесса, квалифицированное сопоставление этих интересов с объективными требованиями времени и умение видеть будущее [].
Новые условия, в основном определившие деятельность некоммерческого сектора со второй половины 90-х, существенно повлияли и на современное состояние добровольчества. Прежде всего, это комплекс, принятых в 1995 году федеральных правовых актов и последующих решений, регулирующих общественную, благотворительную и некоммерческую деятельность. В настоящее время нормативную правовую базу, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, составляют следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
На сегодняшний день российский добровольческий сектор представлен большим количеством общественных объединений и некоммерческих организаций: в стране зарегистрировано более 600 тыс. общественных организаций, одной из форм которых стали волонтерские объединения. Поданным социологических исследований более 40% опрошенных россиян выразили свою готовность безвозмездно помогать ближним. В стране работают более тридцати добровольческих центров. Только в некоммерческий сектор вовлечено около 2,5 млн. человек, треть из которых являются добровольцами. Россия активно включилась в работу по проведению Международного года добровольцев, решением Правительства от 22 января 2001 года создан Национальный Комитет по проведению данного мероприятия в России [].