Урок № 15
Тема: Труд в истории семьи
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Формирование базовых представлений о взаимосвязи семейного труда и истории народа, государства, человечества.
УУД:
Образовательные
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
Воспитательные:
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Познавательные:
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
- Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Вступительное слово учителя:
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
|
Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.
II. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания (ответ по домашнему заданию (в зависимости от предусмотренной формы работы)
III. Мотивационный этап. Определение темы и цели урока. Учитель читает фрагмент из рассказа В.Белова и подводит учащихся к формированию новой темы, показывая репродукции картин, на которых представлен труд семьи крестьян:
В небе, над полем заливаются жаворонки. Пахари посвистывают, подают лошадям команды: «Прямо! Прямо!» Или на завороте: «А, что, забыла за зиму, где право, где лево?»
И лошадь, конфузливо махая хвостом, поворачивает туда, куда надо.
…А пока чѐрная борозда идѐт и идѐт полосой. Пласт к пласту ложится на поле. И твой отец, или сын, или жена, или сестра уже запрягают другую лошадь, чтобы боронить, ровнять эту весеннюю землю.
А дед или бабка уже насыпают в лукошко белого крупного семенного овса.
Вот не спеша идѐт полосой вечный сеятель, машет рукой из стороны в сторону. Шаг, второй – и золотой дождь летит из горсти. Отскочив от лукошка, зѐрна ложатся. на свежую землю…
В.Белов.
- Какая тема объединяет эти картины?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?.Ответы детей(о людях, занимающихся трудом.
Запись темы урока: Труд в истории семьи
- Сформулируем цели урока: учиться уважать собственный труд и труд других людей.
IV. Изучение новой темы. Беседа
Слово учителя:
|
- Люди всегда придавали огромное значение труду. Испокон веков члены семьи воспитывались на убеждении, что от совместного труда зависит их благополучие и достаток. Дети смотрели, как трудятся взрослые, как велось домашнее хозяйство, постепенно сами включались в домашний труд. Правила трудового воспитания детей сложились в давние времена.
- Все мы живем в семье и каждый день трудимся. Вы можете сказать, как вы трудитесь дома? (варианты ответов учащихся).
Учитель раздает ученикам рабочие листы и предлагает выполнить
Задание 1: разгадать анаграмму. Ученики выполняют задание и разгадывают слово «труд»
Слово учителя:
- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой -то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим.
А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.
Задание 2: Расскажите о человеке семьи, который является примером трудолюбия, выделите пять нравственных качеств, характеризующие его как трудолюбивого человека?
Учащиеся выражают свои мысли в соответствии с поставленной целью (ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга и т.д.)
- Выберите и аргументируйте одно качество, которое объединяет все понятия (трудолюбие)
Задание 3. Работа с текстом сказки К. Ушинского «Два плуга?» Ответить на вопрос:
-Какова житейская мудрость сказки?