4.1. Какие учреждения и предприятия имелись в начале ХХ века: мельницы (водяные, ветряные, крупорушки), промартель и др. (Подчеркните или допишите)?
4.2. Какие учреждения и предприятия имеются сегодня в поселении: административные здания, контора (правление) сельхозпредприятия, промышленные предприятия, завод, фабрика, колхоз? Каковы формы собственности предприятий? Опишите. Площади территорий, принадлежащие различным организациям и частным лицам (сдаваемые в аренду, в собственности и пр.).
4.3. В какой форме развиваются ремёсла, промыслы сейчас (семейный бизнес, товарищество, малое предприятие и т.д.)?
4.4. Ведущие отрасли производства в населённом пункте (сельскохозяйственное, промышленное, перерабатывающее, др.)? Опишите. Основные проблемы в социально-экономической сфере муниципального образования?
4.5. Место поселения в экономике района. Какова производственная база: фермы (конюшни), механизированный парк, цеха (пункты) переработки, пекарня, прудовое хозяйство, цеха и участки промышленного (в т.ч. ремонтного) или иного предприятия? Техническая оснащенность.
4.6. Как развито полеводство, садоводство, овощеводство, пчеловодство (в разных типах хозяйств)? Кратко опишите основные культуры и виды, урожайность, товарность.
4.7. Есть ли фермерские хозяйства и желающие стать фермерами?
4.8. Количество скота, находящегося в личном подворье: лошадей, коров, овец, кур?
4.9. Муниципальное имущество, землепользование, жилищно-коммунальное хозяйство – ЖКХ.
4.9.1. Имущество поселения.
4.9.2. Землепользование в поселении. Каковы размеры земельной площади предприятий, приусадебного участка для личного подсобного хозяйства - ЛПХ и др., а также дополнительной площади? Какова деятельность администрации поселения в этой области?
|
4.9.3. Жилищно-коммунальное хозяйство – ЖКХ. Каково качество инженерной инфраструктуры поселения, общественных сооружений, жилища? Ответственные за его содержание и ремонт (Муниципальный район, жители, другие)?
4.10. Развита ли сфера отдыха и туризма в поселении и районе? Есть ли возможность и желающие развивать сельский или культурный туризм? Кто именно и условия приёма? Ресурсы развития туризма?
Блок 5. Природно-экологические и ландшафтные аспекты поселения
5.1. Что представлял собой ландшафт поселения (природный, культурный) и прилегающих территорий в прежние годы, и как изменился за последнее время? Что повлияло на его изменение: деятельность людей, строительство предприятий, распашка земель, иное? Опишите.
5.2. Реки и речки, которые протекают вблизи поселения.
5.3. Есть ли родники (ключи), обустроены ли они или нет? Есть ли озёра, болота, пруды? Опишите, указав местные названия.
5.4. Какие урочища имеются: пашни, луга, овраги, пастбища, водоёмы, леса и лесопосадки (рощи), горы и холмы, впадины, устья, карьеры, дороги и др.? Укажите народные названия всех урочищ.
5.5. Какие дикие животные и птицы, а также виды рыб имеются в поселении и рядом?
5.6. Растительность: породы деревьев, растений и пр.
5.7. Каким образом распределялись обязанности между жителями поселения по строительству и благоустройству поселения? Роль и функции сельского сообщества («мира») в этой связи. Современное состояние среды. Опишите.
5.8. Есть ли в поселении водопровод, природный газ, теплоснабжение, канализация, асфальтированные улицы, парк, сквер, место отдыха (лес, река, озеро)? 5.9. Откуда жители получают воду: водопровод (на дому), водопроводная колонка (вода из артезианского колодца), колодцы, родник, река, озеро. (Опишите). Каково качество питьевой воды?
|
5.10. Основные проблемы в природно-экологической и ландшафтной сфере поселения (Опишите). Есть ли, по вашему мнению, угроза для экологической безопасности местности, и в чём она проявляется?
Блок 6. Градостроительная и архитектурно-пространственная ситуация поселения. Жилая, общественная, промышленная и другая застройка поселения, инженерная инфраструктура
6.1. Какова общая форма поселения, какие народные названия улиц. Опишите. (Приложите схему или генплан населённого пункта, если таковые имеются)
6.2. Существует ли генплан села? Если да, когда разработан и утверждён? Динамика развития (поэтапное) деревень, поселения, рабочего посёлка, посёлка городского типа? Имеются ли программы и проекты развития? Опишите основные объекты поселения, историю приватизации и собственности земель.
6.3. Какие учреждения и предприятия имелись в начале ХХ века: волостное правление, церковь, ярмарка, базар, лавка, школа, аптека, больничный покой, телефонно-телеграфная станция, другие?
6.4. Сохранились ли памятники народной архитектуры (XIX - ХХ вв.): дома, амбары, бани, ветряные мельницы, малые формы (колодцы, ограды, ворота) и др.? Их типы. Отношение населения к проблеме сохранения историко-культурного наследия в поселении и в районе, участие местных жителей в такой деятельности.
|
6.5. Благоустройство поселения: наличие мощёных дорог, выгребных ям, зелёных насаждений и пр. Общая оценка жилого фонда поселения: доля деревянных, каменных и иных домов (в %), время постройки (например, начала 20 века, 1940-е, 1950-е, 1960-е гг.)? Основные типы домов по конструкции и планировке (Опишите).
6.6. Из каких строений состоят усадьбы домохозяйств? Какова обстановка и меблировка домов? Как и чем отапливаются дома? Опишите основные сооружения.
6.7. Опишите церкви и другие культовые постройки (часовни, обетные кресты, мечети, медресе и пр.), если они имеются в поселении и рядом с ним (типология, деревянные, каменные).
6.8. Сколько кладбищ было и есть в поселении, где располагались? Обряды, связанные с погребением.
6.9. Где размещались жилые дома причта, священника, дьяка, служб в разные периоды времени и сегодня?
6.10. Где находился сельский центр, волостная или сельская изба, затем правление колхоза, совхоза, поселения и др.?
6. 11. Существовала ли церковно-приходская школа, училище или сельская школа грамоты (сведения о грамотности населения в поселении в дореволюционное и советское время), медресе? Место расположения: изба, жилой дом, зимовка, специально построенные здания.
6.12. Места размещения промысловых и ремесленных построек (мельниц, кузниц, пивоварни, пожарок, коптилен, пасек и пр.). Их устройство (обмеры, фото фиксация, если сооружения сохранились).
6.13. Места размещения общественных сходов, жеребьёвок, торгов, ярмарок, торжков - рынков (лавки, магазины, шинки) на территории поселения?
6.14. Детально опишите «Дом и его жители» (включая разработку схемы «древа» семьи). Приложите на отдельных листах следующую информацию:
Строитель дома. Этапы строительства, перестройки, когда осуществлялись, кем.
Обмеры планов, фасадов, деталей. Фото фиксация.
Декоративное убранство постройки - скульптура, роспись (наружная, внутренняя), резьба и пр. Места расположения. Фото. Местные названия элементов дома, смысл содержания украшения и пр.
Перечень строительных обрядов, совершавшихся при постройке дома.
Перечень лиц, кто жил или продолжает жить в настоящее время в исследуемом доме. Род их занятий.
Выяснение родственных связей в поселении, их контакты в прошлом и настоящем, составление древа жизни.
Дети, внуки. Где живут, чем занимаются; если они переехали в другое поселение, город, приезжают ли на родину, как часто? Есть ли у них желание вернуться?
Благоустройство дома (отопление, канализация, газ, водопровод).
Выяснение предпочтений, желаний и возможностей жителей по дальнейшему благоустройству дома: ремонт, реставрация, реконструкция старой постройки или новое строительство. Какие материалы и конструкции используются?
Если новое, то какое (на городской манер или в традициях района), с учетом собственного бизнеса или другое? Отношение к реконструкции с целью приёма художников, дачников, туристов и пр. на летнее или другое время?