Усовершенствование преподавания в юридических вузах отраслевых правовых дисциплин представляет собой предмет продолжительной
№ острой дискуссии. Уже давно признано, что юридическое образова-ние – это, прежде всего, изменение видов и форм мышления.
Традиционными методами преподавания остаются лекции, семи-нары и практические занятия. Однако основная цель каждого препо-давателя – не только мотивировать студента зазубрить получаемый им информационный материал, но и попытаться развить творческое мышление студента, понимание им перманентности позиции о не-обходимости подходить творчески к решению любого юридического вопроса, уходя от штампов. Не нужно забывать, что высшее юриди-ческое образование связано также с научной деятельностью, т.е. сту-денты должны получить навыки и умения и в этой области. Более того, залогом успешного овладения знаниями является постоянная самостоятельная работа каждого студента по изучению и осваиванию им полученного материала в рамках арбитражного процесса.
Следует иметь в виду, что арбитражное процессуальное право яв-ляется одним из сложнейших предметов, о чем свидетельствует воз-можность его преподавания только на завершающих этапах (последних курсах) обучения в юридических вузах.В нем сочетаются процессу-альные нормы и нормы материального права в экономической сфере, которая наиболее изменчива. Экономическая сфера очень сложна по своей структуре, соответственно сложна и по своему правовому регулированию. По существу все полученные знания на предыдущих этапах обучения находят отражение в той или иной степени при разре-шении вопросов арбитражного процесса. Все это делает необходимым уточнение студентом своих знаний по ранее изученным предметам, обновление их в связи с изменениями законодательства, судебной практики и т.д.
|
Приступая к изучению, любой сталкивается с определенным объ-емом подлежащего изучению материала. В арбитражном процессе он наиболее велик, так как здесь практически по каждому вопросу
Методические рекомендации для проведения практических занятий
фигурируют нормы международного права в экономической сфере (конвенции, международные договоры), нормативные акты всех уров-ней, поднормативные правовые акты материального права, а также нормы арбитражного процессуального права. Все эти правовые акты сочетаются с судебной практикой, роль которой в последнее время существенно выросла: это и практика международных судебных орга-нов, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ. Именно судебная практика позволяет наполнить реальным содержанием многие изученные ранее правовые понятия
в институты. Поэтому изучение материала должно проходить в той последовательности, в соответствии с которой построена каждая из-учаемая тема по арбитражному процессу, нашедшая отражение в на-стоящем практикуме.
Во-первых, необходимо усвоить базовые понятия, термины по из-учаемой теме семинара, практического занятия. Для этого необходимо руководствоваться вопросами, приведенными в начале каждой темы.
Во-вторых, изучается (вспоминается) как можно большее количе-ство законодательных актов, регулирующих вышеуказанные правовые вопросы, основные из которых приведены в разделе «Нормативные акты» в каждой теме практикума. Следует отметить, что студент должен знакомиться и изучать нормативный правовой акт «в подлиннике», так как комментарии к нему и его интерпретации в учебной литературе могут устареть к моменту изучения в связи с изменениями в законода-тельстве. Кроме того, обращение к «первоисточнику» позволит каждо-му студенту проверить свое умение применять технологию толкования нормативного акта, использовать его в конкретном случае для решения задачи. Существующие электронные справочные правовые системы позволяют это прекрасно воплощать в жизнь.
|
В-третьих, рекомендуется изучать судебную практику из всех до-ступных источников. Разноуровневость и неоднозначность судебных решений по одним и тем же вопросам не должны смущать студента, так как они развивают навыки по обобщению и анализу судебной практики, ее соотношению с теоретическими разработками и поло-жениями законодательства, которые во многом судебной практикой в дальнейшем и предопределяются. Кроме того, плодотворным явля-ется проводимый сравнительный анализ разрешения одних и тех же вопросов разными судами в рамках ГПК РФ и КАС РФ.
В-четвертых, проверка полученных знаний и навыков студентом должна осуществляться в виде дискуссии с преподавателем на пра-
Приложение 4
ктическом занятии. Здесь осваиваются навыки по ораторству, умению построить свою правовую позицию и ее отстаивать. Поэтому препода-вателям рекомендуется применять интерактивные методики препода-вания арбитражного процесса, тем более что материал позволяет это успешно воплощать (тестирование, деловые игры, судебные дебаты, игровое судебное заседание и т.д.).
|
В-пятых, при изучении рекомендуется использовать литературу, указанную в соответствующей теме практикума. В списки литературы включены наиболее значимые и состоятельные работы по тому или иному вопросу арбитражного процесса.
целом в результате работы с практикумом студенты должны при-обрести следующие навыки:
– правильно составлять и оформлять процессуальные документы;
– правильно исчислять процессуальные сроки, установленные арбитражным процессуальным законодательством и назначаемые ар-битражным судом;
– определять размер судебных расходов для участников арбитраж-ного процесса, правила их распределения;
– формулировать ходатайства, предъявляемые субъектами арби-тражного процесса в ходе производства по делу, определять своевре-менность их подачи;
– ориентироваться в практике рассмотрения арбитражных споров, анализировать тенденции, существующие в судебно-арбитражной практике;
– толковать нормы арбитражного процессуального права на основе приобретенных знаний.
В-шестых, необходим комплексный подход к изучению материала. Например, при изучении темы доказывания в арбитражном процессе студенты с удивлением узнают о необходимости вспомнить фило-софские подходы к процессу познания окружающего мира, логику, криминалистикуи т.п.
Материалы задач могут служить, с одной стороны, иллюстрацией
№ тому или иному положению арбитражного процессуального права, а с другой – позволяют углубить понимание теоретического вопроса.
Одной из форм обучения на основе настоящего практикума может быть игровое занятие, когда академическая группа делится на несколь-ко команд, соревнование среди которых по пройденному материалу включает несколько этапов и проводится по нескольким критериям. Сначала могут задаваться вопросы всей группе с лимитированием времени обсуждения ответа, затем возможно проведение конкурса
Методические рекомендации для проведения практических занятий
капитанов. На следующем этапе интересным является постановка вопросов самими командами друг другу. После этого может произво-диться персональный вызов каждого из членов команд с постановкой индивидуального вопроса. За правильные ответы начисляются баллы, суммирование которых и выявляет победителя. Занятие по форме напоминает игру в КВН.
Целесообразно по окончании изучения курса со всеми студентами провести деловую игру (игровой процесс) с как можно большим ко-личеством задействованных в нем студентов в качестве участников – сторон, третьих лиц, представителей органов прокуратуры и иных государственных органов, экспертов, специалистов, свидетелей и т.д. Оправданным будет выбор фабулы предстоящей игры за несколько недель до ее реального проведения, чтобы все студенты смогли над-лежащим образом подготовиться к ней заранее. Необходим обмен доказательствами и иными процессуальными документами между участниками деловой игры (игрового процесса) под контролем пре-подавателя. После окончания проведенного мероприятия преподава-телю обязательно следует произвести его детальный разбор, оценить правомерность и оправданность действий всех участников. С целью контроля за знаниями студентов возможен сбор письменных заме-чаний студентов по ходу игры (до «разбора полетов») и их отдельная оценка преподавателем.
Приведенные формы занятий представлены как варианты, как предложения улучшить и разнообразить традиционные формы лекций
№ семинаров. В любом случае подобные методики преподавания приви-вают студентам навыки «быстро», «гибко» и «живо» мыслить. Именно об этом свидетельствуют высокие результаты освоения арбитражного процесса выпускниками Уральской процессуальной школы (один из ее основателей – профессор Карл Сергеевич Юдельсон, включивший игровой элемент в преподавание этой дисциплины).
Приложение 5
СХЕМЫПО КУРСУ
«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»
Схема 1