Глава 2. Современные проблемы формирования российской СНС




 

Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.

Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:

1.Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.;
трактовка производственной деятельности и определение ее границ;
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

6. Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например,изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.

Концептуальные проблемы. Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:

1. Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели хозяйствования;

2. Разработка основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;

3. Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

4. Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;

5. Определению основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития национальной экономики в перспективе;

6. Разработка основных принципов формирования сценарных условий прогноза;

7.Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики;

8. Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров;

9. Соответствию концептуальных положений форсирования российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.

Теоретические проблемы Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России. Построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта. В связи с этим в настоящее время главным содержанием национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат потоки доходов. Другие аспекты экономического анализа, например, рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового борота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер. Однако, несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты анализа и прогноза, национальное счетоводство развивается примерно в этом направлении. России в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на концепции К.Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание всегда уделялось производству, движению материального продукта, показателям межотраслевого баланса, а также показателям баланса воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства. И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов. Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах методологических подходов, позволяющих связать экономику и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь и взаимовлияние показателей целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета показателей, опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования инструментов и параметров различных направлений осуществляемой посредством государственной политики. Отсюда следует, что теоретические проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми проблемами, методологическими и другими.

Статистические проблемы. Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для построения СНС по полной схеме и органам прогнозирования для разработки всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития. России на перспективу. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики является разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует пересмотра прежних форм отчетности, внесения изменений в них, разработки и введения новых, а также проведение обследований. Однако несовершенство новых норм отчетности в первичном учете некоторых показателей, а также различна интерпретация понятий, их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС.

Анализ – заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Изменения в системе экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических показателей, разрабатываемых государственной статистикой, имеется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических организаций.

Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики России и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: