Модуль 2 Познавательные психические процессы.
Тема 3. Память
Память как сквозной психический процесс. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная. Виды и типы памяти. Физиологические основы памяти.
Методические рекомендации к изучению темы. При изучении темы важно помнить, что знание закономерностей функционирования этого психического процесса может сказаться на эффективности вашего обучения. Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Память хранит, восстанавливает очень разные элементы жизненного опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Изучая материал данной темы целесообразно размышлять об особенностях своей памяти и пробовать новые приемы для ее развития. Важно разобраться в теориях памяти, осмыслить особенности каждого процесса и в частности процесса забывания (вытеснение) о котором часто пишут психоаналитики. После выполнения практического задания целесообразно отправить ответы по адресу ___________________
|
Память как универсальный сквозной психический процесс.
Память – это интегративный психический процесс, выполняющий объединительную функцию психики. Память сохраняет совокупность знаний о мире, приобретаемых человеком и человечеством в целом. Этот процесс обеспечивает непрерывность во времени всей психической жизни. Ощущения и восприятия не исчезают бесследно, после соответствующей переработки их следы закрепляются и сохраняются в памяти в виде специфических образов, которые называются представлениями. Память – это способ приобретения, хранения и повторного использования человеком информации и опыта. Часто процессы памяти: запоминание, сохранение. Забывание, воспроизведение – называют мнемическими процессами, по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины, которая считалась матерью всех муз.
Функция памяти | Значение функции памяти |
Накопление и сохранение опыта | Обеспечивает выживание отдельных индивидов и вида в целом |
Обеспечение связи прошлого с настоящим | Возможна непрерывность психической деятельности |
Основные характеристики памяти.