Тот, кто выбирает | Тот, кого выбирают | ||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
хх | |||||||||||
Количество «+»выборов | |||||||||||
Количество «-»выборов | |||||||||||
Сумма рангов | |||||||||||
Порядковый номер | |||||||||||
Статус |
участника под номером 1 (см. табл. 7).
Таблица 7
Фрагмент опросного листа участника № 1
Тогда первая строка социометрической матрицы будет иметь вид, представленный в табл. 8.
Таблица 8
Фрагмент социоматрицы
№ | Тот, ктовыбирает | Тот, кого выбирают | |||||||||
ХХ | 99 | 22 | 110 |
В этом фрагменте 1-е место получил участник под номером 10, так как его шифр указан первым при ответе на положительный критерий. 2-е, соответственно, — участник под номером 3, так как его шифр указан вторым.
10-е место присвоено участнику под номером 5, потому что его шифр указан первым при ответе на отрицательный критерий.
|
Всем остальным участникам группы (шифры которых не указаны в опросном листе) присвоено среднее место ([3 + 8] / 2) — 6.
Полужирным шрифтом выделены ранги за первый и второй положительный выбор; курсивом — ранги за первый и второй отрицательный выбор.
5. Подсчитывается сумма мест для каждого участника (в каждой колонке).
6. Если применение трех перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточным, используют в качестве дополнительного критерия порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает тот, у которого более низкая позиция в списке группы.
7. Строится социограмма — графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. Ha схеме 1 шифрами обозначаются участники группы, стрелками указываются их выборы и направление последних.
8. Определяется значение различных показателей (социометрических индексов):
1. Эмоциональная сплоченность группы:
где С — эмоциональная сплоченность группы;
Nb — количество взаимных положительных выборов в группе;
N — количество участников в группе;
N(N — 1) — общее возможное число взаимных положительных выборов в группе;
d — количество положительных выборов.
Опросный лист
ИНСТРУКЦИЯ. Уважаемый товарищ! С целью улучшения психологического климата и повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
|
Перед Вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего учащегося Вашей группы. Выберите из списка 5 человек в порядке предпочтения (или отвержения) и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса. Гарантируем неразглашение ответов.
• С кем из группы Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?
• С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?
Шифр группы Дата заполнения
Фамилия - Имя Отчество.
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
2. Индекс социометрического статуса i -го участника группы определяется по формуле
где С — социометрический статус i -го участника группы;
R — полученные /-м участником положительные и отрицательные выборы;
N — количество участников в группе.
3. Социометрический статус — показатель свойства личности как элемента социометрической структуры, занимает определенную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотносится с другими участниками группы, каждый из которых, являясь ее частью, воздействует на свойства целого — группы. Реализация такого воздействия протекает через разнообразные социально-психологические формы взаимовлияния. Величина социометрического статуса является субъективной мерой этого влияния. При этом следует учитывать, что человек может влиять на других или положительно, или отрицательно. В силу этого принято говорить о положительном и об отрицательном статусах. Социометрический статуе также измеряет потенциальную способность человека к лидерству в соответствующей группе.
|
4. Индекс эмоциональной экспансивности j -го участника группы высчитывается по формуле
где Е. — эмоциональная экспансивность i -го участника группы;
R J — сделанные j -м участником положительные и отрицательные выборы;
N — количество участников в группе.
С психологической точки зрения, эмоциональная экспансивность является показателем, характеризующим потребность личности в общении.
5. Индекс эмоциональной экспансивности группы определяется по формуле
где Аg —экспансивность группы;
N — количество участников в группе.
Этот индекс характеризует среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого участника группы).
3. Для определения «звезд», предпочитаемых и «отверженных» необходимо подсчитать доверительные интервалы (см. приложение 13).
В группах низкого уровня развития межличностных отношений процедуру выявления эмоционального статуса можно провести опосредованно, через выявление цветовых предпочтений (тест М. Люшера). Результаты опроса сводятся в групповую матрицу прелгючтений, которая обрабатывается вручную (см. приложение 8) или на ЭВМ.
В группах высокого уровня развития межличностных отношений процедуру выявления эмоционального статуса можно провести опосредованно, через выявление ценностных предпочтений (например, терминальные ценности из методики М. Рокича). Результаты опроса сводятся в групповую матрицу предпочтений, которая обрабатывается либо вручную (см. приложение 8 или на ЭВМ. В последнем случае можно использовать процедуру многомерного анализа данных (например, кластерный анализ — см. приложение 14).
Отношение точности определения эмоционального статуса участников группы по данным цветовых и ценностных предпочтений является функцией уровня развития межличностных отношений в группе [Шевандрин (1989)].
Источники:
1. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977
4. Морено Я.А. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
5. Шевандрин Н.И. Выявление уровня развития группы на основе ее ценностно-ориентационного единства. Дис... канд. психол. наук. М., 1989.