Пример социоматрицы для более сложного алгоритма обработки




 

  Тот, кто выбирает Тот, кого выбирают
                   
    хх                  
      хх                
        хх              
          хх            
            хх          
              хх        
                хх      
                  хх    
                    хх  
                      хх
Количество «+»выборов                    
Количество «-»выборов                    
Сумма рангов                    
Порядковый номер                    
Статус                    

 

участника под номером 1 (см. табл. 7).

Таблица 7

Фрагмент опросного листа участника № 1

 

Тогда первая строка социометрической матрицы будет иметь вид, представленный в табл. 8.

 

Таблица 8

Фрагмент социоматрицы

 

Тот, ктовыбирает Тот, кого выбирают
                   
    ХХ 99 22   110          

 

В этом фрагменте 1-е место получил участник под номером 10, так как его шифр указан первым при ответе на положительный критерий. 2-е, соответственно, — участник под номером 3, так как его шифр указан вторым.

10-е место присвоено участнику под номером 5, потому что его шифр указан первым при ответе на отрицательный критерий.

Всем остальным участникам группы (шифры которых не указаны в опросном листе) присвоено среднее место ([3 + 8] / 2) — 6.

Полужирным шрифтом выделены ранги за первый и второй положительный выбор; курсивом — ранги за первый и второй отрицательный выбор.

5. Подсчитывается сумма мест для каждого участника (в каждой колонке).

6. Если применение трех перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточным, используют в качестве дополнительного критерия порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает тот, у которого более низкая позиция в списке группы.

7. Строится социограмма — графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. Ha схеме 1 шифрами обозначаются участники группы, стрелками указываются их выборы и направление последних.

8. Определяется значение различных показателей (социометрических индексов):

1. Эмоциональная сплоченность группы:

 

где С — эмоциональная сплоченность группы;

Nb — количество взаимных положительных выборов в группе;

N — количество участников в группе;

N(N — 1) — общее возможное число взаимных положительных выборов в группе;

d — количество положительных выборов.

 

Опросный лист

ИНСТРУКЦИЯ. Уважаемый товарищ! С целью улучшения психологического климата и повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Перед Вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего учащегося Вашей группы. Выберите из списка 5 человек в порядке предпочтения (или отвержения) и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса. Гарантируем неразглашение ответов.

С кем из группы Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?

 

С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?

 

Шифр группы Дата заполнения

Фамилия - Имя Отчество.

 

БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

2. Индекс социометрического статуса i -го участника группы определяется по формуле

 

где С — социометрический статус i -го участника группы;

R — полученные /-м участником положительные и отрицательные выборы;

N — количество участников в группе.

3. Социометрический статус — показатель свойства личности как элемента социометрической структуры, занимает определенную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотносится с другими участниками группы, каждый из которых, являясь ее частью, воздействует на свойства целого — группы. Реализация такого воздействия протекает через разнообразные социально-психологические формы взаимовлияния. Величина социометрического статуса является субъективной мерой этого влияния. При этом следует учитывать, что человек может влиять на других или положительно, или отрицательно. В силу этого принято говорить о положительном и об отрицательном статусах. Социометрический статуе также измеряет потенциальную способность человека к лидерству в соответствующей группе.

4. Индекс эмоциональной экспансивности j -го участника группы высчитывается по формуле

 

где Е. — эмоциональная экспансивность i -го участника группы;

R J сделанные j -м участником положительные и отрицательные выборы;

N — количество участников в группе.

С психологической точки зрения, эмоциональная экспансивность является показателем, характеризующим потребность личности в общении.

5. Индекс эмоциональной экспансивности группы определяется по формуле

 

 

где Аg —экспансивность группы;

N — количество участников в группе.

Этот индекс характеризует среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого участника группы).

 

3. Для определения «звезд», предпочитаемых и «отверженных» необходимо подсчитать доверительные интервалы (см. приложение 13).

В группах низкого уровня развития межличностных отношений процедуру выявления эмоционального статуса можно провести опосредованно, через выявление цветовых предпочтений (тест М. Люшера). Результаты опроса сводятся в групповую матрицу прелгючтений, которая обрабатывается вручную (см. приложение 8) или на ЭВМ.

В группах высокого уровня развития межличностных отношений процедуру выявления эмоционального статуса можно провести опосредованно, через выявление ценностных предпочтений (например, терминальные ценности из методики М. Рокича). Результаты опроса сводятся в групповую матрицу предпочтений, которая обрабатывается либо вручную (см. приложение 8 или на ЭВМ. В последнем случае можно использовать процедуру многомерного анализа данных (например, кластерный анализ — см. приложение 14).

Отношение точности определения эмоционального статуса участников группы по данным цветовых и ценностных предпочтений является функцией уровня развития межличностных отношений в группе [Шевандрин (1989)].

Источники:

1. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977

4. Морено Я.А. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.

5. Шевандрин Н.И. Выявление уровня развития группы на основе ее ценностно-ориентационного единства. Дис... канд. психол. наук. М., 1989.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: