Лекция 10. Организационно-экономические основы социального обеспечения и его особенности на современном этапе




Социальное обеспечение - составная часть социальной защиты нетрудоспособного населения. Экономическую основу социального обеспечения в условиях рыночной экономики составляет социальное страхование.

 

План:

1. Экономические функции социального обеспечения.

2. Социальное страхование - экономическая основа социального обеспечения.

3. Основные элементы организационно-экономического механизма социального обеспечения.

 

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

В статье 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на социальное обеспечение граждан осуществляется на практике с помощью определенного организационно-экономического механизма, который представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, законодательных и других мер.

Государственное социальное обеспечение - это система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, у которых есть дети.

Основными видами социального обеспечения являются:

* пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

* пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

* содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

* профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Социальное обеспечение осуществляется на основе принципов всеобщей доступности, всесторонности его видов в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики и принципа достаточности.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Они составляют организационную структуру социального обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники их формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года и последующими изменениями, Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел и их семей» и др.

В соответствии с этими законами определяется порядок реализации права граждан на пенсионное обеспечение, а также условия этого обеспечения. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.

Основными для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга лет; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Если же граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Принципиальное значение имеют условия пенсионного обеспечения, которые до сих пор сохраняются неизменными. Это означает, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет при трудовом стаже не менее 25 лет. Однако отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

На 1 августа 2001 года минимальный размер трудовой пенсии по старости, с учетом компенсаций составлял 485,32 руб. - менее 30% среднего прожиточного минимума пенсионера.

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, достигла 37,8 млн. человек или 25,7% к общей численности населения.

Основная часть пенсионеров - 96,2% получает трудовые пенсии: из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.

Согласно Закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного Законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Важно отметить, что в отличие от прежнего, Законом от 20 ноября 1990 года определяет подвижные нормы минимума и максимума. Так, изначально Закон содержал норму о минимальном размере пенсии на уровне прожиточного минимума. Теперь минимальный размер пенсий по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии устанавливается независимо от прожиточного минимума

Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых и социальных пенсий, имеются и некоторые особенности. К примеру, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков профессий и должностей работников этой категории, утвержденных постановлением Правительства РФ. Имеются определенные особенности начисления пенсий для государственных служащих.

Немаловажное значение имеют определенные законодательством надбавки. Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом 1 группы или нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии.

В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и пособиями корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1990 года «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» была введена компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенсационные выплаты на несовершеннолетних детей.

Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария Чернобыльской АЭС и др.).

Одним из важнейших слагаемых организационно-экономического механизма пенсионного обеспечения является порядок выплаты пенсий, предусмотренный действующим законодательством.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д. Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.

Размер назначенной пенсии может изменяться при возникновении права на ее повышение, также как перевод с одной пенсии на другую согласно установленным правилам.

Развитие пенсионного обеспечения на перспективу осуществляется на базе Концепции реформы системы пенсионного обеспечения РФ, одобренной Правительством.

Концепция предполагает плавный переход к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Суть реформы можно свести к основным моментам:

* введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27 - ФЗ;

* обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение справедливости дифференциации размеров пенсий на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;

* создание базы финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.

Федеральный Закон от 21.07.97 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» нацелен на определение размера пенсии с учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой пенсионной системе.

Кроме того, фактический заработок пенсионера учитывается для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адаптированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинаковой профессии и аналогичной квалификации смогут воспользоваться приблизительно равными заработками, получаемыми за такую же работу в настоящее время.

Индивидуальный коэффициент пенсионера - константа, которая будет сопровождать пенсионера на протяжении всей его «пенсионной жизни». Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал), автоматически позволяет актуализировать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда.

Размер пенсии устанавливается исходя из среднемесячной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварталу назначения (перерасчета) пенсии.

Среднемесячная заработная плата по стране поквартально утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября соответствующего года.

Закон рассчитан на поэтапное его введение. В качестве первого этапа предусматривается, что отношение заработка с 01.02.1998 г. ограничивается коэффициентом 0,7.

Порядок исчисления индивидуального коэффициента (КИ) пенсионера следующий.

КИ = размер пенсии в % * среднемесячный заработок пенсионера (руб.)

среднемесячный заработок по стране (руб.)

 

Концепция предусматривает совершенствование организационной структуры пенсионной службы на основе Указа Президента РФ от 29 мая 1993 года № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением Российской Федерации».

Создается новая модель пенсионной службы, объединяющая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсии, в одном ведомстве, замкнув на него ответственность за конечный результат.

По состоянию на 1 января 1997 года на модель единой пенсионной системы перешли 12 субъектов РФ. Среди них Республики Калмыкии, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутии), Белгородская, Ленинградская, Московская области и т.д.

Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе единой пенсионной службы между Пенсионным фондом РФ и субъектами Федерации. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между органами социальной защиты и Пенсионном фондом.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в декабре 1990 года был образован Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:

* страховые взносы работодателей;

* страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

* ассигнования из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;

* средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

* добровольные взносы физических и юридических лиц;

* доходы от капитализации средств и другие поступления.

На основе Положения о Пенсионном фонде, его средства направляются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью.

При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывается единой цепью страхователя - пенсионную службу - получателя пенсии, пенсия доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или коммерческих структур. В результате повышается степень управляемости структуры и экономическая эффективность деятельности службы.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года «О негосударственных пенсионных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан.

При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

В настоящее время в России более 1,5 млн. человек стали участниками негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Основной объем сбережений сосредоточен в пенсионных фондах, образованных крупными промышленными компаниями или банками: Газпромом, Сургутнефтегазом, ЛУКойлом, ОНЕКСИМ банком, Мосбизнесбанком, Автовазом и др.[1][1]

Российские негосударственные пенсионные фонды, как правило, применяют две основные схемы пенсионного обеспечения: рентную и страховую. В первом варианте на взнос клиента начисляются проценты и при наступлении срока этих сумм осуществляются пенсионные выплаты. Во втором варианте клиенту гарантируется пожизненная пенсия. При расчете величины такой пенсии специалисты исходят из расчета средней продолжительности жизни. Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим жизнь диктует необходимость принятия законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

Законодательством предусмотрен определенный порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы и пр.

Одним из слагаемых системы социального обеспечения являются социальные пособия.

Социальные пособия - это единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определенным законодательством РФ.

Нормативно-правовое регулирование социальных пособий и льгот осуществляется различными законодательными и нормативными актами.

Следует отметить, что социальные пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на детей в малообеспеченных семьях и т.п. выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного и других внебюджетных фондов.

В соответствии с законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», установлены следующие пособия:

* по беременности и родам;

* при рождении ребенка;

* по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;

* ежемесячное пособие на ребенка и др.

Выплата этих пособий также осуществляется за счет Фонда социального страхования, Пенсионного и других фондов.

Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачивается за счет средств социального страхования, по месту работы. Пособие по безработице - за счет средств государственного Фонда занятости.

Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие на погребение. В июне 1997 г. был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле», определивший пособие в размере, не превышающем более чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, который действовал на день смерти.

Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот.

В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, безработные, учащиеся, мигранты и др.).

Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в области финансов, и осуществляется практически безадресно. В связи с этим государством предпринимаются меры по законодательному упорядочению системы предоставления отдельных социальных выплат и льгот.

Важнейшей составной частью социального обеспечения является обязательное государственное страхование. Фонд, образуемый посредством государственного социального страхования, является одним из видов централизованных денежных резервов государства. Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., определила права каждого человека на социальную защиту с помощью социального страхования как при наступлении ситуации социального риска, так и во всех остальных случаях, связанных с потерей средств к существованию.

Социальное страхование - один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы. Объективной основой социального страхования является уровень экономического развития государства. А субъективной предпосылкой его развития специалисты считают уровень общественного сознания в целом и прежде всего - основных социальных субъектов.

Социальное страхование - это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и иных, предусмотренных законом случаях. Распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан. В условиях России социальное страхование носит в основном государственный и обязательный характер.

Основными признаками социального страхования являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование.

Современная система государственного страхования в России включает в себя:

* страхование старости;

* страхование инвалидности;

* потери кормильца;

* временной нетрудоспособности;

* по беременности и родам;

* в случае безработицы;

* медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

В комплексе мер организационного и нормативно-правового характера, осуществляемых государством по совершенствованию экономического механизма социального обеспечения, все большее значение приобретает реформирование всей системы социального страхования. Это обуславливает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени таких расходов между государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание, наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации, Государственного фонда содействия занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и др.

Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.

Значение эффективной деятельности внебюджетных государственных фондов социального страхования возрастает.

Анализ происходящего в обязательном страховании показывает, что требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования, принимая во внимание хорошо отработанные на Западе принципы:

* гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий норм;

* платность;

* солидарность;

* автоматизм финансирования на основе аккумуляции страховых взносов;

* строго целей характер средств и их возвратность;

* определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования;

* автономия и самоуправление органов страхования и др.

В отечественной системе страхования не осуществляется в полной мере страхования профессиональных рисков.

Переход к рыночным отношениям предполагает дифференцированное изменение тарифов взносов на государственное социальное страхование в связи с различными условиями труда.

Жизнь показывает, что нужны специальные законодательные и организационные меры по совершенствованию организационно-экономического механизма социального страхования. Необходим общий закон о социальном страховании как единой системе социальной защиты населения.

Совершенствование социального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать:

* освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;

* введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда;

* усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;

* переход к государственному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вместо действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам;

* развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.

Таким образом, социальное обеспечение и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения. Их развитие тесно связано с экономическим положением страны. Они должны стать национальной системой программ, выплат и услуг, помогающей людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

 

Основные категории темы:

 

Социальное обеспечение, социальное страхование, пенсионное обеспечение, пособие, льгота, трудовая пенсия, социальная пенсия, пенсионный фонд, фонд социального страхования.

 

Темы рефератов:

 

1. Экономический механизм социального обеспечения.

2. Социальное страхование как экономическая основа социального обеспечения.

3. Проблемы совершенствования экономического механизма социального обеспечения и социального страхования.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Раскройте сущность и виды социального обеспечения.

2. Чем определяется нормативно-правовая основа социального обеспечения?

3. Раскройте сущность пенсионного обеспечения и основные направления его реформирования.

4. Какова роль социального страхования в системе социального обеспечения и социальной защиты населения?

 

Список литературы:

 

а) основная:

1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М.: Владос, 2001.

2. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. - М.: Городец, 2000.

3. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А.. Право социального обеспечения. - М.: Книжный мир, 2000.

б) дополнительная:

1. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: 1997.

2. Бабич А.М. и др. Экономика социального страхования. - М.: Тенс, 1998.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: