В условиях рыночных отношений семья становится субъектом микроэкономики, рассматривается как своеобразная экономическая единица государства, которая потребляет ресурсы, включая труд внутри страны и товары на рынке, производит блага для удовлетворения своих потребностей, несет определенные издержки. Это в основном и определяет ее экономическое поведение. Семья - не только важный потребитель, но и производитель.
План:
1. Семья как микроэкономическая единица.
2. Сущность и особенность экономической функции семьи.
3. Социально-экономический потенциал семьи и его значение в условиях рынка.
Семья - первичная ячейка общества в микроэкономике. Недаром в 1992 г. Нобелевская премия за достижения в области экономических наук была присуждена профессору Чикагского университета Гари Боккеру за «расширение сферы применения микроэкономического анализа», показавшему в своих трудах, как экономические факторы управляют формированием семьи.
Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, психологическими, эстетическими) процессами. Она отражает силу и слабость социального благополучия общества, ибо это есть осознанно организованная группа для реализации социально-экономических и духовных интересов.
Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны общества и государства. Семья давно стала центральной ячейкой в демографии, а в экономике все как-то отходила на задний план. А ведь семья - это система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять как на общество в целом, приумножая его богатство.
Согласно выборке ВЦИОМ (см. «Аргументы и факты» за 1994 г., № 4), счастье в семейной жизни зависит, по мнению большинства, от двух основных причин: материального благополучия (55% опрошенных) и отношений между супругами (59% опрошенных). Добавим к этому, что на отношения супругов часто решающее влияние оказывает все то же материальное обеспечение семьи.
|
Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности прежде всего отражаются на семье. В условиях рыночных отношений, когда в основе государственной концепции социальной защиты населения на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным основным гарантом выживания, так как нигде, как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно.
В период кризиса экономики семья становится микроэкономической ячейкой общества. Происходит ее экономическое обособление, возрастает и трансформируется экономическая функция семьи в направлении приобретения и создания собственности, накопления и передачи по наследству богатства семьи.
Таким образом, социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, в огромной степени повышают роль экономической функции семьи.
Экономическая функция - одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время произошло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного бизнеса.
|
Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Иначе говоря, не просто семья, но домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).
На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой - субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.
Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.
Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.
В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока:
|
1) участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечивания новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;
2) это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.
Как видим, традиционная экономическая функция «советской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накоплением материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения - эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.
Накопление богатства, приобретение собственности, движимого и недвижимого имущества ранее как бы не имело отношения к «советской» семье и было применимо лишь к «капитализму». Этот идеологизм затушевывал реальное положение дел. В 1986 г., например, советским людям принадлежало бытовых ценностей на сумму около 760 млрд. руб., что было равно стоимости основных фондов промышленности или основных фондов всей непроизводственной сферы, включая здравоохранение и просвещение. Вклады в сбербанк составляли 275 млрд. руб., что на 30 млрд. руб. было больше расходной части бюджета на развитие всего народного хозяйства в 1987 г.
Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.
В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семей. И это в условиях, когда практически все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содержание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т.д.) семья получала из общественных фондов потребления - то, что сейчас все больше оплачивается из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.
Главным индикатором при оценке бедности выступает душевой доход, позволяющий оценить возможности семьи в удовлетворении ее текущих (каждодневных и периодических) потребностей. Это показатель текущей бедности семей, попавших в данный момент в тяжелое материальное положение.
Более глубокие социальные последствия имеет так называемая глобальная бедность индивида или семьи, у которых отсутствуют такие важнейшие компоненты благосостояния, как жилище и имущество.
Поэтому в качестве критерия бедности выступает не просто среднедушевой доход, а сочетание уровня доходов семьи и их имущественной обеспеченности, то есть социально-экономической потенциал семьи, определяемый уровнем доходов от всех видов деятельности, наличием собственности (в том числе жилья) с учетом социально-демографических характеристик членов семей (возраст, профессиональный уровень, состояние здоровья и т.д.).
Таким образом, будет методологически верно рассматривать бедность как сочетание низкой имущественной обеспеченности, плохих жилищных условий и низкого душевого дохода.
Бюджет любой семьи складывается из ее доходов и расходов. Источником данных о семейном бюджете служат выборочные обследования семей по разным социальным группам населения.
Совокупный доход семьи есть сумма годового дохода ее членов, исчисленная в рублях и полученная в виде предпринимательского дохода, оплаты за труд, стипендий, пенсий, пособий, дотаций, стоимости чистой продукции от личного сельского подсобного или любого другого хозяйства (по фактической сумме продажи). Сюда включаются доход от бесплатного льготного потребления семьей материальных благ и услуг из общественных фондов потребления, от выигрышей по займам и лотереям, а также проценты по вкладам в банках, от акций и т.д.
Семейный срез результатов обследования, проведенного Институтом семьи в 1993-1994 гг., позволяет дифференцировать население по социально-экономическому потенциалу следующим образом:
- крайне бедные - низкий доход, плохие жилищные условия, нет недвижимости;
- низкодоходные или относительно бедные - низкий доход, но есть недвижимость, средние жилищные условия;
- среднедоходные, но малоимущие - средний доход, но нет недвижимости, плохие жилищные условия;
- высокодоходные - высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;
- богатые - высокий доход, есть недвижимость, жилищные условия выше средних.
На основе этого исследования выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:
1) семьи первого уровня бедности (уровень нищеты), душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;
2) семьи второго уровня бедности (малообеспеченные), душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;
3) семьи обеспеченные, совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;
4) состоятельные семьи, совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе.
Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.
Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны. Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40%.
Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душевых доходов.
Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним-двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий семей малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.
К сожалению, в менталитете семей, поведении их членов не произошли еще изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывает улучшение своего экономического положения с помощью государства.
Одним из направлений социальной политики государства должна стать переориентация на адаптацию семей различного типа к требованиям рынка, стимулирование внутреннего потенциала к экономической активности и создание условий для реализации экономической функции самообеспечения.
Для того, чтобы государство поняло свою ответственность за соблюдение неотъемлемого права каждого человека, каждой семьи на достойную жизнь, странам с развитыми рыночными отношениями понадобилось немало времени. Этому способствовало как распространение социалистической идеологии и политическое давление левых партий, так и объективная необходимость улучшения качественных характеристик рабочей силы.
На реальность процесса указывает опыт многих промышленно развитых стран, значительно поднявших планку народного благосостояния. Такой уровень для нашей страны - вопрос неблизкой перспективы. Однако, несмотря на экономические трудности переходного периода, российское государство сохранило во многом социальную направленность политики и осуществляет, исходя из реальных возможностей, социальную помощь малообеспеченным семьям.
В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах социальной помощи семье и детям создаются в соответствии с Примерным положением отделения социально-экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются:
- консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;
- содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;
- социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.)
- консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);
- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
Создание таких подразделений, несомненно, будет способствовать усилению защитной функции семьи в сложных рыночных условиях.
В стабильном обществе периодическая флуктуация жизненного цикла семьи, ее экономического состояния - нормальное явление. Она зависит от демографического фактора и очередности событий в жизни семьи, тем или иным способом меняющих ее статус (возраст вступления в брак, рождение детей, начало их трудовой деятельности и заработок, повышение квалификации, уход на пенсию и др.)
В переживаемый нами переходный период недоучет фактора цикличности развития семей и особенности их социально-экономического положения может привести к ошибкам в определении перспектив развития общества в целом.
Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач:
1) установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи;
2) определение границ и направлений глубины вмешательства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь, это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, занятость, социальная мобильность, возможность и стремление к предпринимательской деятельности;
3) проблемы прогнозирования уровня жизни общества.
Спад производства, инфляция, обесценивание накоплений способствовали обнищанию очень многих семей. Семья с детьми повсеместно стала нуждаться в экономической и социальной поддержки государства. Но характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастаниями потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат должны быть согласованы прежде всего с финансовыми возможностями государства, объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, которые соотносятся со всеми макроэкономическими показателями - валовым общественным продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения. Совершенно недопустимо наращивание социальных расходов за пределы налоговых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции.
Не менее важно и то, что контингент социально защищаемых государством должен быть ограничен теми, кто по объективным причинам полностью или частично лишен возможности к самообеспечению.
Величина пособия и сам факт его выплаты не должны создавать ситуацию, при которой получение пособия предпочтительнее получения заработной платы (дохода), а превышение оптимальной величины отчислений на социальные цели не должно провоцировать снижение эффективности общественного производства.
Поэтому все острее встает вопрос о выборе объективного критерия малообеспеченности, которым можно было бы руководствоваться при оказании семье экономической помощи со стороны государства и его социальных служб.
Обычно критерием выступает среднедушевой денежный доход семьи. Если на данный момент он оказывается ниже установленного минимума, семья считается бедной и законно претендующей на помощь государства. Однако практика показывает, что в ряде случаев семья с низкими среднедушевыми денежными доходами обладает собственностью на уровне средней семьи и даже выше, а семья с высокими денежными доходами - наоборот. Особенно часто это явление наблюдается среди так называемых сложных семей (молодая семья, живущая вместе с родителями). Владение такого рода имуществом, как автомобиль, гараж, дача и т.п., делает семью достаточно обеспеченной даже при низких доходах. Поэтому такая семья не должна получать помощь со стороны государства в первую очередь.
Как реально, справедливо, объективно исчислять среднедушевой доход семьи? Как учесть специфику социально-экономической компоненты семьи и ее изменения? Это требует от науки дальнейшей разработки механизма учета, унификации показателей и выделение их в государственную статистику.
Понимая, что собственность - единственная реальная гарантия социальной защищенности семьи, государство начало проводить приватизацию собственности. К сожалению, была сделана попытка реализовать эту идею через всеобщую ваучеризацию, что не принесло реальных результатов. Ибо всеобщая приватизация, как и всенародная собственность, - экономический нонсенс.
В результате сейчас, как и ранее, основная масса населения живет только на зарплату и трансферты (пенсия и социальные пособия). В 1993 г. Лишь 10% доходов населения были получены от частного предпринимательства, с рынка ценных бумаг.
В вопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствовании системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченности с учетом социально-экономического потенциала семей.
Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это именно то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента - самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.
С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.
В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.
Наиболее массово этот процесс происходит на селе. Это относится не только к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного, подсобного хозяйства.
В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.
Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция. Она должна изменяться в сторону обучения членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т.д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами.
Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение. Помощь семье в решении этих проблем должна стать одной из функций центров помощи семье и детям.
В связи с этим становится необходимым создание на местах банка данных о реальных доходах граждан и семей, потенциально отнесенных к категории нуждающихся в социальной защите государства: неполных и многодетных, а также семей с инвалидами, одиноких престарелых и т.д. При этом следует учитывать декларируемый доход и денежные поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, а также наличие имущества, которое может приносить доход или может быть заложено при взятии семьей ссуды в банке: дача, машина, квартира и т.п. Для этого необходимо принятие закона об обязательном декларировании доходов, повышении роли и ответственности налоговых служб.
Реализация стратегической цели семейной политики - укрепления семьи с детьми - предполагает, что в меняющихся социально-экономических условиях деятельность государства и других возможных субъектов семейной политики должна быть скоординирована в рамках общей экономической стратегии и базироваться на потенциалах, выраженных формулой: доходы - налоги - кредиты. Это предполагает переориентацию с разного рода выплат, пособий и льгот тем или иным типам семей, наиболее нуждающимся в защите, на механизмы, встроенные в рыночную систему формирования, перераспределения и использования доходов.
Иными словами, семейная политика должна быть направлена на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни.
Следовательно, основным экономическим средством социальной защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства.
Государство призвано поддерживать и поощрять любые формы экономической активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества.
Нельзя не согласиться с мнением А.И. Антонова и В.М. Медкова[1][1] о том, что государство вместе с другими субъектами социальной политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей.
Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование как в собственных интересах, так и в интересах всего общества.
Основные категории темы:
Экономическая функция семьи, структура экономической функции семьи, социально-экономический потенциал семьи, семейный бюджет.
Темы рефератов:
1. Экономическая функция семьи и ее трансформация в условиях рынка.
2. Семейный бюджет (на конкретном примере).
3. Социально-экономический потенциал семьи как критерий ее экономического статуса в условиях рыночных отношений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте роль семьи как микроэкономической ячейки общества.
2. Дайте определение экономической функции семьи и раскройте причины ее трансформации в современных условиях.
3. Раскройте роль социально-экономического потенциала семьи в ее благосостоянии.
Литература:
а) основная:
1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М.: Владос, 2001.
2. Социально-экономическое положение домашних хозяйств. Статистический сборник. - М., 2000.
б) дополнительная:
1. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Статистический бюллетень. - М., 1996.