Арттерапия в работе с детьми




Оглавление Глава? 1 3 Введение 3 Арттерапия. 4 Цели арттерапии. 8 Изотерапия. 9 Проективный рисунок 11 Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер. 14 Глава? 2 17 Устранение страхов с помощью изотерапии 17 Глава? 1 Введение В работе с детьми очень важно использовать гибкие формыпсихотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможностьпроигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либопроблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтическиеметодики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человекготов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, чтос ним происходит. Я в своей работе не берусь описать все многообразие арттерапевтическихформ работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, иособое внимание я уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхиявляются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моментыстрахи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческоесущество целиком. Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд,не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когдамы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенкупочти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходитизоттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести нафизический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко всознании или даже бессознательном. Арттерапия. Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) приописании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Этословосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятийискусством, которые проводились в больницах и центрах психическогоздоровья. Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная наискусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З.Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальнуюбазу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса иА.Маслоу. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личностичерез развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зренияпредставителя классического психоанализа, основным механизмомкоррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. Помнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующаяискусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализациисаморазвития личности на основе установления зрелого баланса междубессознательным и сознательным "Я". Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь являетсятехника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом клицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредствомэффективного взаимодействия. С точки зрения представителя гуманистического направления,коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиентупрактически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализациив продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемыеклиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчаютпроцесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнениюсторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчествакак исследование реальности, познание новых, прежде скрытых отисследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и вкачестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизмапсихологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особойсимволической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию инайти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основекреативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющейизменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение". В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятияизобразительным искусством носят спонтанный характер - в отличие оттщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию илирисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, атакже особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результатеосуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать своивнутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенноне беспокоиться о художественных достоинствах своих работ. Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборноепонятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную,деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнемхарактере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежнойпсихотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии: 1.Использование для лечения уже существующего произведения искусствапутем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия). 2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этомтворческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активнаяАрттерапия). 3.Одновременное использование первого и второго принципов. 4.Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения спациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая вкниге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себяроль эстетического компонента и представления о лечебной направленностифактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется: 1.Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегосядействия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующаясила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве. 2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсациядостигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствиеснижения напряжения. 3.Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция,обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтическихконтактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующимэстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшемпроективном изображении проблем. 4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качествеадаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапиярассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организациии время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичныхметодов. 5.Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластическогоизображения, творчества на организм и психику. Каждый из элементов классификации допускает использование искусства ив экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и вимпрессивном, когда используется восприятие уже готового произведенияизобразительного творчества. Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств,преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся учеловека, поведением которого управляет стремление к реализации личности.Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоленияпрепятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу,основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлениик самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только уздоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство можетбыть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих ксамоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красотыи экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения,создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождатьподавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил являетсяпричиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтомустимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством. Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую формуреагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульсчеловека заменяется визуальным художественно-образным представлением.Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачуобеспечивает прямой доступ к бессознательному. Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения,за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворениябессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческойдеятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение всимволическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов всознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенноважно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии втворчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены набумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализациюпереживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, котораяесть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как исновидение, снимает барьер 'эго-цензуры', затрудняющий словесное выражениеконфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь квыражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимойдля пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств. Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, чтоизобразительное творчество способствует улучшению координации,восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзянедооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий,формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения исилы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах,каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечениянервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее времявыяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметноснижается частота его пульса. Цели арттерапии. 1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение. 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. 6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. 8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. В арттерапии очень много разновидностей подходов. Например,музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мнехочется остановиться более подробно на изотерапии. Изотерапия. Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусстваисходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологииЮнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи опервоначальных и универсальных символах, из динамической теориитерапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшембольшое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевтыгуманистической направленности.[2; ст.216] Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понятьсамого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться отконфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детейокружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражениеотношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как одиниз путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Егодостоинство заключается в том, что оно требует согласованного участиямногих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам,перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненносоприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностейи окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений ивыражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения,стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. 'Художественное самовыражение' так или иначе, связано с укреплениемпсихического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться какзначительный психологический и коррекционный фактор. Использованиеизотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию,помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами,восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у негонарушения поведения. В настоящее время формы арттерапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно"клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости,аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка иосуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, илишколах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скореепрофилактический или 'развивающий' характер,как, например, в случае наличияу ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, илиопределенных проблем психологического порядка, и проводится в обычныхшколах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительнуюдеятельность как способ осмысления действительности и своихвзаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне егоинтеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является дляребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудныхдля себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менеедлительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться"наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счетмеханизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным"контейнером"("накопителем") внутри которого, сложные переживания ребенка,могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их."Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительногообраза предлагает также то, что они обеспечивают возможность регрессапсихики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка дляпсихотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала(опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействиюс этим материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразииразличных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях междуотдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности,которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том,что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем ипереживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для нихболее естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети болееспонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Ихпереживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя"цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительнойпродукции, легко доступны для восприятия и анализа. Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагаяребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки визобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка,естественная склонность к игровой деятельности. При всем многообразииразличных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях междуотдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности,которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том,что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем ипереживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для нихболее естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети болееспонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Ихпереживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя"цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительнойпродукции, легко доступны для восприятия и анализа. Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагаяребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки визобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка,естественная склонность к игровой деятельности. Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии - этопроективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякийхарактер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, сдругой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказыватьпсихокорреционное воздействие. Проективный рисунок Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповойработе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении иосознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя инаправляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка,концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективнопри коррекции детских страхов.[4; ст. 191] Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами каквспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать иинтерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темырисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможностьвыразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяетработать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными икасаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно темарисования охватывает: 1. Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в общении с детьми ", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день"); 2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания", "Остров счастья", "Страх"); 3. Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я ожидал, что получил от общения в группе"). В проективном рисовании используются следующие методики (классификацияКратохвила): Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняютсяиндивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, иливыбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин.,затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисункевысказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения винтерпретации рисунка. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свойлист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом,как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощьюобразов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходитобсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественныедостоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процессарисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу впроцессе рисования. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют наодном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группеи т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы,характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками впроцессе рисования. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинаетрисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Существует два способа работы с готовыми рисунками: 4. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания. 5. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании). Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию иактивизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается насодержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры,повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфическиеособенности. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятиечеловеком той или иной ситуации, различные переживания, частонеосознаваемые и не вербализуемые. Основными этапами коррекционного процесса с использованием методапроективного рисования являются: 1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании. 2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования. 3. Поиск адекватной формы выражения. 4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация. 5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, прииспользовании рисования, бесконечно. Независимо от того, что ребенок итерапевт выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда одна ита же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.Каждый психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь кдостижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужноерусло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другойстороны. Работа с ребенком - это процесс, который требует осторожности иделикатности. Процесс, при котором то, что происходит в душепсихотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Картинкиможно использовать бесконечным числом способов и для самых разнообразныхцелей. Рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства терапевта,- это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществитьсамоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. С этогомомента психотерапевтический процесс может проходить следующие стадии.[5;ст. 79] 1. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя. 2. Психотерапевт стремится к тому, чтобы ребенок поделился впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему образом. Это следующий этап осознания себя. 3. На более глубоком уровне самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей. 4. Психотерапевт просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я. 5. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь. 6. В случае необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: "Что ты делаешь?", "Кто пользуется тобой?", "Кто тебе ближе всех?". Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса. 7. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка обострение осознания путем выделения и детально побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается необычный недостаток их. 8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль или линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа). 9. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвета, излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку. 10. Осуществляется наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознание чего-либо. 11. Психотерапевт работает над идентификацией, помогая ребенку "отнести к себе" то, что он говорит, описывая картинку или ее части. 12. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка. 13. Психотерапевт выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и обращает внимание на это. 14. Психотерапевт останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным. Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер является содействиенормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывноеразвитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа егочувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты сокружением и людьми в этом окружении. Взрослея, дети убеждаются, что жизньдалека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса, в мирепротиворечивом и двойственном. Более того, люди, которые растят детей,имеют свои собственные трудности, с которыми они борются. Дети учатсяпреодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности. По мнению В. Оклендер большинство детей, нуждающихся в помощи, обычноимеют одну особенность: выраженное в той или иной степени нарушениеспособности к установлению контактов. Для установления контактовнеобходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова.Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну илиболее функций обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми,другими детьми и своим окружением в целом. Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятнойситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизньлегче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают,учатся, как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания.Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие детистараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией кусилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего непереносят взрослые. В следующей главе мы разберем, как можно избавиться то страхов спомощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова. Глава? 2 Устранение страхов с помощью изотерапии Рисование предоставляет естественную возможность для развитиявоображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которыелюбят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью ввыражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя наместе того или иного человека или персонажа рисунка и выразить своеотношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессерисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям,желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях ибезболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными итравмирующими образами. [2; ст. 129] Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит кослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя положительными исильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубаетдракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет местабессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства,то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга,восхищения, даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своихвозможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений ивыражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это неозначает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у негоуменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеетнемаловажное значение для психического развития. В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страховможет быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранеепереживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает ввоображении. Обычно его так настраивают родители, и не следует ожидать, чтоих отпрыск без колебаний выполнит задание. Из специально проведенногоанализа следует, что если оба родителя имеют тревожно-мнительный характер,то эффект от рисования страхов у детей снижается вдвое; если только одинродитель с таким характером, то эффект хуже в 1,5 раза. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов неврозы изаболевания внутренних органов на нервной почве у родителей. Причина -отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии,тревожно-мнительная фиксация на болезненном состоянии. В подобной атмосфередети меньше рисуют и играют, н6а рисунках заметно преобладание черного исерого цвета. Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, темболее успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость иповсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдатьожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. В последнемслучае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремитьсявсячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, дажеза сам факт рисования. Если семья неполная по разным причинам, тогда эффект от рисованиястрахов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семьюот внешней опасности. В полной семье эффект от рисования может бытьподорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонныпризнавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемыхугроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувствабезопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает, как мызнаем, количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь,


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: