Часто художники сталкиваются с проблемой переноса рисунка (эскиза, картинки, фотографии) на стену (холст). Естественно, изображение нужно перенести в увеличенном масштабе соблюдая ПРОПОРЦИИ.
Существует множество методов перевода изображения с меньшего формата на больший. В зависимости от сложности эскиза, количества в нем деталей, наличия архитектурных элементов, требующих перспективных построений, фигур людей и животных можно выбрать наиболее удобный способ перевода изображения в более крупных формат.
Рассмотрим некоторые из них.
1) традиционные методы перевода эскиза:
а) «на глаз» — изображение рисуется художником прямо на стене, без предварительной разметки.
Достоинства: можно прямо на стене корректировать изображение: менять пропорции, обрезать или добавить и прочее.
Особенно это важно на искривленных поверхностях, где пропорции нужно менять сознательно, чтобы при визуальном восприятии они казались бы правильными.
Недостатки: иногда даже у весьма опытных художников возможы промахи, особенно на очень больших монументальных изображениях или в условиях ограниченной видимости, например, когда одновременно видна только одна из частей рисунка.
б) увеличение рисунка по клеткам: эскиз разбивается на клетки, стена также разбивается на клетки.
Изображения пропорционально увеличиваются и руками рисунок переносится на стену. Достоинства: можно использовать подручные материалы.
Недостатки: скорость переноса.При небольшом опыте рисования возможни искажения внутри клеток (приходится расчерчивать на большее число клеточек).
в)Иногда при очень сложных изображениях когда нужен точный рисунок прибегают к изготовлению КАРТОНА: рисунка в натуральную величину.
|
Опять же по клеткам или иным способом эскиз переводится в натуральный формат, и прорисовывается. Возможно на нем появляются дополнительные линии построения, точки схода и др.
Уже готовый картон можно перевести на стену.
Для переноса изображения на стену традиционно используется ПРИПОРОХ: линии прокалываются острым предметом, картон прикладывается к стене и набивается красящим порошком, например, углем: сквозь пробитые отверстия проникает пигмент и оставляет рисунок в виде точек.
Припорох очень удобен при изображении орнаментов и других повторяющихся элементов, так как не нужно каждый раз обводить изображение: калька не стирается при многократном переводе и сам процесс выполняется достаточно быстро.
Достоинством этого метода переноса изображения на стену является отсутствие вспомогательных линий построения, и визуальное видение будущего изображения в натуральную величину.
Недостаток только один: затраченное время.
Многие рисунки старых мастеров, например, Ганса Гольбейна младшего это всего лишь подготовительные картоны к живописи: на них можно увидеть ряд мелких точек.
Альтернативным методом перевода картона является ПЕРЕДАВЛИВАНИЕ: обратная сторона листа с изображением натирается мягким графическим материалом: соусом, углем, либо масляной краской, либо просто подкладывается копировальная бумага; затем рисунок передавливается с лицевой части острым предметом (карандашом высокой твердости, непишущей авторучкой и т.п.)
2) более современные методы переноса изображения:
|
а) изготовление увеличенной КСЕРОКОПИИ.
Чтобы получить качественное увеличение, все же нужен достаточно подробный эскиз или картинка высокого разрешения: не всегда скаченная с интернета картинка получится читаемой при большом увеличении.
Достоинства: скорость.
Недостаток: не всегда удается получить точный размер: возможна ошибка при масштабировании, высокая цена.
б) ПРОЕКТОР — пришел на замену диапроектору, эпидиаскопу и т.д
Достоинства: визуально виден конечный результат, скорость переноса и мобильность; эскиз можно корректировать в графическом редакторе прямо «на месте».
Недостаток: геометрические искажения на больших стенах, нужно пространство перед изображением, невысокое разрешение при наличии мелких деталей в изображении.
Иногда, для качественного изображения плоскостных композиций, орнаментов и т.п. прибегают к помощи трафарета.
Трафарет может быть изготовлен вручную на плотном картоне или вырезан на самоклеящейся пленке, а также можно использовать плоттерную резку.
Трафарет орнамента на самоклеящейся пленке.
Все эти способы -как традиционные так и современные — переноса рисунка на стену используются художниками примерно в равной мере в зависимости от поставленных задач.