как главная федеральная библиотека страны




Открыта в июле1862 г. С 1945 г. функционировала в статусе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. В декабре 1991 г. внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 1992 г. после реорганизации получила название Российской государственной библиотеки. В соответствии с Уставом РГБ, утвержденном в 1998 г., ее миссия – собирание и предоставление в пользование обществу универсального фонда документов, отражающих знания человечества и имеющих, прежде всего, отношение к России и ее национальным интересам.

Видовое своеобразие РГБ составляют такие параметры, как:

1) крупнейшая библиотека с уникальными информационными ресурсами(фонд более 43 млн единиц хранения, в т. ч. 26 млн – произведения печати, на 249 языках мира):

– создает национальный документный фонд страны(получает полный обязательный экземпляр);

– сохраняет и пополняет фонды национальной книги бывшего СССР(по составу фонда и сейчас – крупнейшая библиотека среди стран СНГ);

– российский и крупнейший для стран СНГ центр МБА и национальный центр международного книгообмена;

– держатель Всероссийского (с 1944 по 1991 г. – Всесоюзного) фонда диссертационных работ по всем отраслям знания, кроме медицины и фармацевтики;

2) главное российское научно-исследовательское и научно-информационное библиотечное учреждение (научно-исследовательский центр отечественного библиотековедения, библиографоведения и книговедения: научный потенциал РГБ составляют 148 кандидатов и 9 докторов наук; издает научные труды: монографии, справочники, словари, сборники научных трудов, профессиональные периодические издания: журнал «Библиотековедение»; проводит научно-практические конференции).

3) главное учреждение России в области стандартизации библиотечного дела;

4) центр разработки и реализации федеральной политики в области библиотечного дела;

5) представитель российской библиотечной отрасли на международной профессиональной арене;

6) центр по развитию Библиотечно-библиографической классификации (ББК), признанной национальной классификационной системой России.

Российская национальная библиотека (РНБ)

Создана 27 мая 1795 г. по приказу Императрицы Екатерины II. С 1932 г. – Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1991 г. переименована в Российскую национальную библиотеку.

В настоящее время – научно-исследовательское учреждение федерального значения в области библиотечного дела, библиографии и книговедения, организационно-методический центр библиотек РФ. В координации с РГБ выполняет все функции национальной библиотеки.

Фонд около 34 млн произведений печати и иных информационных ресурсов (каждый день фонд увеличивается в среднем на полторы тысячи книг). Книговыдача ежегодная – более 12 млн. экземпляров, число посещений – почти 1,5 млн в год.

Основные проблемы, решаемые РНБ в настоящее время: разработка стратегии развития в XXI в.; разработка стратегий отдельных направлений своей деятельности; развитие проектной деятельности; размещение и основание новых зданий и помещений; совершенствований организации деятельности управления; техническая и технологическая модернизация деятельности; внедрение новых моделей обслуживания пользователей; обновление политики формирования фонда; реализация национальной программы сохранности библиотечных фондов; участие в формировании и реализации государственной библиотечной политики в Российской федерации.

Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина (ПБ)

ПБ – электронная библиотека в городе Санкт-Петербурге, располагается в бывшем здании Сената и Синода. Находится в ведении управления делами Президента Российской Федерации, кандидатура директора библиотеки подлежит согласованию с Правительством Российской Федерации.

31 января 2007 г. Президентом РФ В. В. Путиным было подписано распоряжение «О создании Библиотеки Президента Российской Федерации». 21–22 апреля 2008 г. в Вашингтоне прошло первое заседание российско-американской рабочей группы по библиотечному сотрудничеству, сформированной в соответствии с совместным поручением В. В. Путина и Дж. Буша. Сопредседателями заседания стали управляющий делами Президента Российской Федерации В. И. Кожин и директор Библиотеки Конгресса США Дж. Биллингтон. На создание библиотеки было выделено 5 млрд рублей. В октябре 2008 г. вступили в силу поправки в федеральный закон «О библиотечном деле», предоставившие библиотеке статус национальной – как и у РГБ – и законное право копировать книги. Библиотека торжественно открыта 27 мая 2009 г. Президентом РФ.

1 сентября 2009 г. библиотека была открыта для публичного регулярного посещения. Основное отличие работы через интернет от работы в электронных залах – отсутствие доступа к фондам под защитой авторского права и с ограничением на публичное использование. В фонде – копии редчайших исторических документов и книг, а также малоизвестных архивных материалов, бывших закрытыми для широкого круга читателей.

Основная цель создания Президентской библиотеки – формирование единого информационного пространства, способствующего:

1) уважению к отечественной истории и российской государственности, популяризация деятельности институтов государственной власти и укреплению их связи с обществом;

2) тесному взаимодействию и сотрудничеству государственных органов, научных коллективов, СМИ, общественных объединений, занимающихся проблемами истории, теории и практики российской государственности;

3) консолидация научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности по вопросам российской государственности на основе гражданственности и патриотизма.

Формируемый электронный ресурс ПБ не является универсальным по содержанию, а четко ограничен конкретными тематическими границами: документы по истории российской государственности, теории права и русскому языку.

В рамках единой системы библиотек России ПБ исполняет роль общественного информационно-библиотечного центра, максимально доступного жителям станы благодаря компьютерным технологиям и коммуникациям. Предполагается создание во всех субъектах РФ филиалов ПБ: Тюменская ОУНБ утверждена как базовая организация для отработки процесса взаимодействия ПБ с ее филиалами в регионах.

Национальные библиотеки субъектов РФ

Видовые особенности национальных библиотек субъектов РФ:

1) государственные хранилища печати республики (получают республиканский обязательный экземпляр);

2) крупнейшие книгохранилища республики(обладают наиболее полным репертуар отечественных и иностранных печатных изданий в соответствии с культурно-экономическим профилем республики);

3) республиканские центры информационно-библиотечного обслуживания(обеспечивают доступ к своим фондам, а также фондам других библиотек посредством МБА, сводных каталогов);

4) республиканские информационно-библиографические центры (центры национальной библиографии информационно-библиографического обслуживания);

5) республиканские научно-методические центры;

6) центры регионального межбиблиотечного взаимодействия;

7) центры разработки и реализации политики субъекта РФ в области библиотечного дела.

Литература

1. Акилина, М. И. Национальные библиотеки республик РФ: проблемы и тенденции / М. И. Акилина // Библ. дело – XXI век. – 2002. – № 1. – С. 17–22.

2. Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6–9.

3. Кукатова, Т. И. ОУНБ: концептуальный подход к развитию / Т. И. Кукатова // Библиотековедение. – 2008. – № 3. – С. 23–28.

4. Мамаева, С. Президентская библиотека / С. Мамаева // Библ. дело. – 2009. – № 7. – С. 27–32.

5. Разумова, Э. Г. Корпоративное взаимодействие УНБ / Э. Г. Разумова // Библиотековедение. – 2008. – № 6. – С. 36–40.

6. Роль Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина в развитии библиотечной системы страны: «круглый стол» на Всероссийском совещании руководителей федеральных и региональных библиотек России // Библиотековедение. – 2008. – № 6. – С. 12–19.

7. Сулимова, Н. С. Областная научная библиотека и муниципальные библиотеки Свердловской области: новые технологии и новые формы сотрудничества / Н. С. Сулимова // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 1–2. – С. 59– 65.

8. Тюлина Н. Н. Национальная библиотека: послесловие / Н. Н. Тюлина // Библиотека. – 2002. – № 1. – С. 15–21.

9. Федоров, В. В. «Откуда есть пошла...» РГБ: страницы биографии / В. В. Федоров // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 36–41.

10. Фенелонов Е. А. Универсальные научные библиотеки в XXI веке / Е. А. Фенелонов // Библиотековедение. – 2000. – №. 6. – С. 10–14.

11. Фирсов, В. В. Законодательное обеспечение деятельности библиотек в современных условиях / В. В. Фирсов // Библ. дело. – 2008. – № 21. – С. 7, 8.

12. Фирсов, В. В. Штаб отраслевой науки / В. В. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 9–12, С. 56–59.

13. Шпанцева, С. М. Профиль комплектования как отражение стратегии комплектования фондов национальной библиотеки / С. М. Шпанцева, Н. Н. Литвинова // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 17– 20.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы видовые особенности научных библиотек?

2. Охарактеризуйте УНБ как вид библиотечных учреждений.

3. Охарактеризуйте видовые особенности ОУНБ.

4. Дайте понятие национальной библиотеки, назовите их виды.

5. Охарактеризуйте РГБ, РНБ, ПБ как национальные библиотеки.

6. Охарактеризуйте национальные библиотеки субъектов РФ как вид библиотечных учреждений.

7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

7.1.Понятие «специальная библиотека»

Специальная библиотека (СБ) – библиотека, обеспечивающая профессиональные (научные, производственные, учебные) информационные потребности пользователей на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата.

 

Функции СБ традиционно составляют три главные (сущностные) функции (кумулятивная, мемориальная, коммуникационная), типообразующей функцией в зависимости от вида СБ выступает или профессионально-производственная, или научно-вспомогательная, или учебно-вспомогательная); явленческие функции, как правило, в СБ малоразвиты.

7.2. Виды специальных библиотек

В зависимости от приоритетной для конкретных СБ типообразующей функции, выделяются производственные, научные и учебные СБ. Исходя из профиля фондов (отрасли) СБ делятся на технические, сельскохозяйственные, медицинские, общественно-политические др.

В учебных целях наиболее рациональным является рассмотрение сетей СБ, прежде всего, исходя их из профиля, а также СБ отдельных ведомств (Министерство культуры, РАН), учебных библиотек.

По ведомственной принадлежности, СБ, как правило, государственные (принадлежат различным ведомствам и министерствам), однако в настоящее время есть и негосударственные СБ: различных банков, акционерных обществ и др.

 

7.3. Характеристика отдельных сетей СБ

Систему специальных библиотек составляют отраслевые библиотеки (технические, сельскохозяйственные, медицинские, общественно-политические и др.), библиотеки отдельных ведомств (Министерства культуры РФ, Российской Академии наук и др.), учебные библиотеки.

7.3.1. Отраслевые библиотеки

7.3.1.1. Технические библиотеки

Техническая библиотека (ТБ) – специальная библиотека, обеспечивающая информационные потребности работников предприятия, организации и формирующая фонд в соответствии с их производственным профилем.

 

К ТБ относятся библиотеки промышленности, строительства, транспорта: всего 3,5 тыс. библиотек. Они составляют около 45% всех СБ, их фонды – около 42% совокупных фондов всех СБ, число пользователей – около 43%, книговыдачи – 40%.

Виды технических библиотек:

1) Технические библиотеки фабрик, заводов (производственные): характерна максимальная как территориальная, так и содержательная приближенность к пользователям;

2) научно-технические библиотеки (НТБ) производственных объединений;

3) межотраслевые территориальные центры научно-технической информации (МТЦНТИ): в России их 69 (областных, краевых и республиканских), входят в ведение Росинформресурс (формирование и использование региональных и межрегиональных баз данных; документный фонд включает техническую документацию по отдельным отраслям знаний, ведомственные нормативные документы; патентную документацию);

4) технические библиотеки научно-исследовательских институтов (НИИ): (профиль комплектования по научной проблеме НИИ);

5) библиотеки учебных технических заведений (вузов, техникумов);

6) центральные научно-технические библиотеки (ЦНТБ) отрасли ( информационные и организационно-методические центры отраслевой библиотечной системы);

7) ЦНТБ федерального значения (паранациональные):

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России): создана в 1958 г.,паранациональная по технике,организационно-методический и научный центр отраслевой библиотечной системы, издает журнал «Научные и технические библиотеки»;

Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт промышленных патентов» (ФИПП), ранее – Всероссийская патентно-техническая библиотека): паранациональная по патентам;

Федеральный фонд государственных стандартов (ФФГС): паранациональная по стандартам;

Центральная политехническая библиотека (ЦПБ): создана в 1864 г., принадлежит обществу «Знание».

7.3.1.2. Сельскохозяйственные библиотеки

Сельскохозяйственные библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников сельского хозяйства, ученых и специалистов сельскохозяйственного производства и формирующие фонд соответствующего профиля.

 

Всего в стране 720 сельскохозяйственных библиотек с общим фондом 33,5 млн. ед. хранения, обслуживают 458 тыс. читателей; относятся к ведению Минсельхоза России.

Виды сельскохозяйственных библиотек:

1) библиотеки опытных сельскохозяйственных станций ( узкий профиль комплектования по научной проблеме станции);

2) библиотеки сельскохозяйственных НИИ ( профиль комплектования по научной проблеме НИИ);

3) библиотеки сельхозвузов и других учебных заведений (всего 59: научные библиотеки федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования);

4) Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии (ЦНСХБ РАСХН): паранациональная по документам сельскохозяйственной тематики, методический центр для всех сельскохозяйственных библиотек.

7.3.1.3. Медицинские библиотеки

Медицинские библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников медицины и здравоохранения и формирующие фонд соответствующего профиля.

 

Всего в сфере здравоохранения функционирует 1,5 тыс. библиотек.

Виды медицинских библиотек:

1) библиотеки медицинских и лечебно-профилактических учреждений (профиль комплектования соответствует профилю учреждения);

2) библиотеки медицинских НИИ (профиль комплектования по научной проблеме НИИ);

3) библиотеки медицинских вузов и других учебных заведений;

4) областные медицинские библиотеки;

5) Государственная центральная научная медицинская библиотека) Министерства здравоохранения (ГЦНМБ): паранациональная по документам медицинской тематики, методический центр для всех медицинских библиотек.

7.3.1.4. Общественно-политические библиотеки

Виды общественно-политических библиотек:

1) библиотеки общественно-политических музеев, партий;

2) библиотеки общественно-политических НИИ (например, НИИ политологии);

3) библиотеки вузов общественно-политического профиля (например, Московского университета международных отношений);

4) общественно-политические библиотеки федерального значения:

Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ): создана в 1921 г. как Библиотека Института Маркса – Энгельса, позже преобразована в библиотеку Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, в современном статусе – с 1992 г.; профиль комплектования – политические и социальные науки; принадлежит Министерству культуры;

Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ): открыта в 1883 г., в статусе ГПИБ с 1938 г., принадлежит Министерству культуры.

 

 

7.3.2. Ведомственные специальные библиотеки

7.3.2.1. Специальные библиотеки Министерства культуры РФ

Всего подобных библиотек в стране около 1000.

Виды специальных библиотек Министерства культуры РФ:

1) библиотеки музеев, театров, филармоний, цирков, художественных школ, школ искусств;

2) СБ Министерства культуры РФ федерального значения:

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ им. М. И. Рудомино): создана в 1922 г. в Москве; универсальный состав фонда изданий на иностранных языках;

Российская государственная библиотека по искусству (РГБ по искусству), ранее – Государственная центральная театральная библиотека;

Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ);

Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ).

7.3.2.2. Академические библиотеки (библиотеки РАН)

Академические библиотеки – комплекс научных библиотек, действующих в системе учреждений Российской академии наук (РАН) и обеспечивающих библиотечно-информационное обслуживание научных коллективов.

Сеть академических библиотек состоит из БАН (библиотеки АН) и библиотек различных академических учреждений: всего в сети РАН около 300 библиотек. Распределенный библиотечный фонд РАН насчитывает 62 млн ед. хранения, из которых 30 % на иностранных языках. Информационными ресурсами академических библиотек пользуются сегодня около 1 млн человек, из них читателей 200 тысяч. Кроме работников РАН, академические библиотеки обслуживают вузы, отраслевые НИИ и предприятия, студентов.

Типологические особенности академических библиотек

1) профиль комплектования соответствует тематике научных исследований учреждений, в которых функционирует библиотека;

2) научная и историко-культурная ценность фондов академических библиотек;

3) постоянное (вечное) хранение фондов;

4) локальность деятельности (служебное обслуживание);

5) высокий образовательный ценз сотрудников;

6) разнообразие библиотек сети;

7) уникальность состава читателей (80 % – сотрудники академических учреждений – ученые, научные сотрудники, 20 % – студенты, аспиранты, преподаватели вузов).

Виды академических библиотек:

1) Государственные центральные академические библиотеки:

Библиотека РАН (БАН): создана в 1714 г., находится в Санкт-Петербурге; фонд – 22 млн. ед. хранения.

Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН): создана в 1934 г. в Москве;

Фундаментальная библиотека института научной информации по общественным наукам РАН (ФБ ИНИОН РАН): создана в 1968 г. в Москве;

Всероссийский институт научной и технической информации РАН (ВИНИТИ РАН): создан в 1952 г. в Москве;

Государственная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН): создана в 1918 г. в Москве, перевезена в 1958 г. в Новосибирск.

2) библиотеки республиканских АН (Башкортостан, Татарстан и др.);

3) библиотеки научных центров (Уральский и Дальневосточный) и филиалов РАН;

4) библиотеки НИИ РАН.

7.3.3. Учебные библиотеки.

Учебная библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая удовлетворение специфических библиотечных потребностей пользователей, возникающих в процессе учебной деятельности в школах, училищах, техникумах, вузах и т. п.

 

Система учебных библиотек представлена школьными и библиотеками профессиональных учебных заведений – средних и высших.

7.3.3.1 Библиотеки вузов.

Библиотеки вузов – специальные библиотеки, действующие в составе высших учебных заведений и обеспечивающие библиотечно-информационное обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вуза.

Вузовские библиотеки находятся в ведении Рособрнауки; их сеть включает 1416 библиотек, из них 665 – библиотеки негосударственных вузов. Фонды вузовских библиотек составляют 1/10 часть всего российского библиотечного потенциала, примерно такое же соотношение и в книговыдаче.

Особенности вузовских библиотек:

1) почти универсальность фонда (отраслевая по профилю вуза литература, общественно-политическая литература, художественная литература);

2) ведомственность обслуживания (служебные библиотеки);

3) структуру библиотеки определяет структура вуза; как правило, структура вузовских библиотек трехступенчатая:

фундаментальная библиотека: осуществляет организационно-методическое руководство, комплектование, книгохранение;

факультетские библиотеки (работа с документами в соответствии с профилем факультета);

кафедральные библиотеки (работа с документами в соответствии с профилем кафедры).

Территориальные сети вузовских библиотек:

1) библиотеки отдельных вузов;

2) городские, областные сети (наиболее крупная библиотека – методический центр для всех);

3) региональные (зональные) сети (например, научная библиотека УГТУ-УПИ – зональный методический центр для библиотек Урала; всего определено 12 зональных библиотек);

4) отраслевые сети (например, научная библиотека МГУКИ – методический центр для библиотек вузов культуры и искусств);

5) государственная сеть (методический центр – научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова).

Методическое руководство библиотеками вузов осуществляет Центральная библиотечно-информационная комиссия (ЦБИК) Российского комитета по высшей школе.

7.3.3.2. Школьные библиотеки

Школьная библиотека – библиотека, действующая в структуре общеобразовательной школы и обеспечивающая библиотечное обслуживание учащихся в соответствии с учебными программами, а также учителей – по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работе с учащимися.

Типологические параметры школьных библиотек:

1) по ведомственной принадлежности – муниципальные (принадлежат отделам образования муниципалитетов);

2) являются частью структуры школы (зав. библиотекой – член педсовета);

3) по формам и целям работы близки к общедоступным детским (отличия: школьные библиотеки – для всех учащихся, детские библиотеки – для детей до 14 лет; школьные библиотеки – ориентируется на содержание школьной программы, детские библиотеки – на общее развитие детей);

4) работают в тесной координации с муниципальными детскими библиотеками.

Наглядно типологическое многообразие специальных библиотек отражено в таблице 3 в приложении.

Литература

1. Борцова, Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности вуза / Н. Н. Борцова // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 50–53.

2. Дергилева, Т. Ф. Центр достоверной информации: из опыта больничной медицинской библиотеки / Т. Ф. Дергилева // Библ. дело. – 2005. – № 3. – С. 29–31.

3. Елепов, Б. С. Не подводя итоги: к 90-летию ГПНТБ СО РАН // Б. С. Елепов // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 111–116.

4. Иванова, Е. В. Типовые модели деятельности школьных библиотек / Е. В. Иванова // Информ. бюллетень РБА. – 2009. – № 50. – С. 16–20.

5. Каленов, Н. Е. Ученым – новейшую информацию / Н. Е. Каленов // Библиотека. – 2007. – № 3. – С. 50–52.

6. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2-х ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 – 1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

7. Коряковцева, Н. А. Библиотека в информационно-образовательной среде современного вуза / Н. А. Коряковцева // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 30–34.

8. Лаврик, О. Л. Академическая библиотека: перспективы развития в электронном веке / О. Л. Лаврик // Библиотековедение. – 2003. – № 5. – С. 40–49.

9. Леонов, В. П. «Пейзаж» на фоне трех столетий: Петр Великий и БАН / В. П. Леонов // Библ. дело. – 2010. – № 10. – С. 9–13.

10. Поздняков, В. «Сеять разумное…» / В. Поздняков // Библиотека. – 2007. – № 3. – С. 21–25.

11. Сергеева, С. А. Библиотеки технических университетов России в ракурсе реализации новой парадигмы образования // С. А. Сергеева // Библиотечное дело XXI век. – 2008. – № 2. – С. 126–144.

12. Харитонова, Л. С. Политехническая библиотека (к 145-летию основания) / Л. С. Харитонова // Библиотековедение. – 2009. – № 6. – С. 102–106.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие, типологическую характеристику специальных библиотек, охарактеризуйте их роль в современной библиотечной системе.

2. Дайте понятие технических библиотек, охарактеризуйте их функции, виды, роль в современной библиотечной системе.

3. Охарактеризуйте центральные технические библиотеки (ГПНТБ России, ФИПП, ФФГС, центральная политехническая библиотека).

4. Охарактеризуйте медицинские и сельскохозяйственные библиотеки, определите их место в современной библиотечной системе.

5. Охарактеризуйте академические библиотеки: их значение, виды.

6. Охарактеризуйте специальные библиотеки Министерства культуры: их значение, виды.

7. Охарактеризуйте учебные библиотеки: их задачи, виды.

8. Дайте понятие вузовских библиотек, назовите специфику их деятельности, охарактеризуйте систему вузовских библиотек.

9. Охарактеризуйте школьные библиотеки как вид библиотечных учреждений.

 

 

Список сокращений

БАЕ – Библиотечная Ассамблея Евразии

БАН – Библиотека Академии наук

БЕН РАН – Библиотека по естественным наукам РАН

ВГБИЛ им. М. И. Рудомино – Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино

ВИНИТИ РАН – Всероссийский институт научной и технической информации РАН

ГОПБ – Государственная общественно-политическая библиотека

ГПИБ – Государственная публичная историческая библиотека

ГПНТБ России – Государственная публичная научно-техническая библиотека России

ГПНТБ СО РАН – Государственная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН

ГЦНМБ – Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ

ДБ – детская библиотека

ИФЛА – Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений

КИБО – комплекс информационно-библиотечного обслуживания

МБА – межбиблиотечный абонемент

МТБ – материально-техническая база

МТЦНТИ – межотраслевые территориальные центры научно-технической информации

МУК – муниципальное учреждение культуры

НИИ – научно-исследовательский институт

НИР – научно-исследовательская работа

НТБ – научно-техническая библиотека

О(П)Б – общедоступная (публичная) библиотека

ОДБ – областная детская библиотека

ОУНБ – областная универсальная научная библиотека

ОЮБ – областная юношеская библиотека

ПБ – Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина

РАН – Российская Академия наук

РБА – Российская Библиотечная Ассоциация

РГБ – Российская государственная библиотека

РГБМ – Российская государственная библиотека для молодежи

РГБ по искусству – Российская государственная библиотека по искусству

РГДБ – Российская государственная детская библиотека

РНБ – Российская национальная библиотека

РФ – Российская Федерация

СБ – специальная библиотека

СОУНБ им. В. Г. Белинского – Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского

СПА – справочно-поисковый аппарат

ТБ – техническая библиотека

УБ – универсальная библиотека

УНБ – универсальная научная библиотека

ФБ ИНИОН РАН – Фундаментальная библиотека института научной информации по общественным наукам РАН

ФИПП – Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт промышленных патентов»

ФФГС – Федеральный фонд государственных стандартов

ЦБ – центральная библиотека

ЦБС – централизованная библиотечная система

ЦГБ – центральная городская библиотека

ЦНСХБ РАСХН – Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук

ЦНТБ – центральная научно-техническая библиотека

ЦПБ – Центральная политехническая библиотека

ЦРБ – центральная районная библиотека

ЦРДБ – центральная районная детская библиотека

ЧОУНБ – Челябинская областная универсальная научная библиотека

ЭДД – электронная доставка документов

ЮБ – юношеская библиотека

 

 

Список литературы

 

1. Абрамовских, В. Г. Изменяться, чтобы стать востребованными: Павленковкая – значит модельная // Библ. дело. – 2008. – № 18. – С. 39–40.

2. Акилина, М. И. Национальные библиотеки республик РФ: проблемы и тенденции / М. И. Акилина // Библиотечное дело – XXI век. – 2002. – № 1. – С. 17–22.

3. Бакленд, М. Три типа библиотек / М. Бакленд // Модернизация библиотечного дела: манифест. – М.: ОГИ, 2000. – С. 20–21.

4. Бартова, С. Ф. Развитие публичных библиотек: миф или реальность (по итогам исследования) / С. Ф. Бартова // Информ. бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 91–94.

5. Бойкова, О. Реорганизация сети / О. Бойкова // Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 29–32.

6. Борцова, Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности вуза / Н. Н. Борцова // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 50–53.

7. Ветлицына, И. М. Культура российского села в центре культурной политики страны / И. М. Ветлицына // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 19–24.

8. Виноградова, Е. П. Типология и классификация библиотек: терминологические признаки, методы / Е. П. Виноградова // Библиотековедение. – 2007. – № 6. – С. 11–14.

9. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления / Е. Высоцкая // Библиотека. – 2005. – № 11. – С. 12–13.

10. Гендина, Н. И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний / Н. И. Гендина // Школьная б-ка. – 2007. – № 6-7. – С. 22–36.

11. Голубева, Н. Л. Функции детской библиотеки как института инкультурации личности / Н. Л. Голубенка // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 24–28.

12. ГОСТ 7.0 – 99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения: изд. офиц. / Межгосударст. совет по стандартизации метрологии и сертификации. – Минск, 1999. – 12 с.

13. Гриханов, Ю. А. Информационные интеллект-центры – прообразы публичных библиотек будущего / Ю. А. Гриханов // Библ. дело – XXI век. – М., 2007. – Вып. 2 (14). – С. 57–70.

14. Гусева, Е. Н. Типология библиотек: науч.-метод пособие / Е. Н. Гусева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 65).

15. Гусева, Е. Н. Типология современных российских библиотек: критерии и подходы / Е. Н. Гусева // Вестник МГУКИ. – М, 2006. – № 2. – С. 137–140.

16. Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6–9.

17. Демченко, Ю. А. Культурологический подход к построению модели библиотеки-музея / Ю. А. Демченко // Библиотековедение. – 2009. – № 2. – С. 26–29.

18. Дергилева, Т. Ф. Центр достоверной информации: из опыта больничной медицинской библиотеки / Т. Ф. Дергилева // Библ. дело. – 2005. – № 3. – С. 29–31.

19. Елепов, Б. С. Не подводя итоги: к 90-летию ГПНТБ СО РАН // Б. С. Елепов // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 111–116.

20. Иванова, Е. В. Типовые модели деятельности школьных библиотек / Е. В. Иванова // Информ. бюллетень РБА. – 2009. – № 50. – С. 16–20.

21. Ивашина, М. В. Актуальная библиотека для нового поколения / М. В. Ивашина // Юношеские б-ки России: информ. вып. / Рос. гос. юношеск. б-ка. – М., 2006. – Вып. 4 (№ 39). – С. 55–58.

22. Каленов, Н. Е. Ученым – новейшую информацию / Н. Е. Каленов // Библиотека. – 2007. – № 3. – С. 50–52.

23. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2-х ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 – 1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

24. Кисловская, Г. А. Дети ждать не могут: об особенностях обслуживания юных читателей / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина // Библ. де- ло. – 2010. – № 16. – С. 2–6.

25. Коробкина, Т. Е. Модель публичной библиотеки для России / Т. Е. Коробкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 9. – С. 81–98.

26. Коряковцева, Н. А. Библиотека в информационно-образовательной среде современного вуза / Н. А. Коряковцева // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 30–34.

27. Кузнецова, Т. В. Основные ориентиры развития общедоступных библиотек Санкт-Петербурга до 2015 года / Т. В. Кузнецова // Информ. бюллетень РБА. – 2009. – № 52. – С 5–19.

28. Кузнецова, Т. Я. Смена культурной парадигмы / Т. Я. Кузнецова // Библ. дело. – 2008. – № 5. – С. 30–32.

29. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской федерации / Е. И. Кузьмин, Т. Л. Манилова // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 8–13.

30. Кукатова, Т. И. ОУНБ: концептуальный подход к развитию / Т. И. Кукатова // Библиотековедение. – 2008. – № 3. – С. 23–28.

31. Лаврик, О. Л. Академическая библиотека: перспективы развития в электронном веке / О. Л. Лаврик // Библиотековедение. – 2003. – № 5. – С. 40–49.

32. Леонов, В. П. «Пейзаж» на фоне трех столетий: Петр Великий и БАН / В. П. Леонов // Библ. дело. – 2010. – № 10. – С. 9–13.

33. Мамаева, С. Президентская библиотека / С. Мамаева // Библ. дело. – 2009. – № 7. – С. 27–32.

34. Манилова, Т. Публичные библиотеки на пороге административных реформ / Т. Манилова // Библ. дело. – 2005. – № 6. – С. 4–7.

35. Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 34–35.

36. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. 1994 г. // Справочник библиотекаря. – СПб., 2002. – С. 32–35.

37. Матлина, С. Г. «Модельная» – значит образцовая… / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2008. – № 16. – С. 19–20.

38. Матлина, С. Г. Новые смыслы старых понятий: к построению теории библиотечной инноватики / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2007. – № 3. – С. 2–3.

39. Матлина, С. Г. Публичная библиотека / С. Г. Матлина. – СПб.: Профессия, 2009. – 390 с.

40. Матлина, С. Г. Публичная библиотека как феномен культуры / С. Г. Матлина // Информ. бюллетень РБА. – 2008. – № 47. – С. 20–23.

41. Матлина, С. Г. Такие похожие, такие разные … (Общее, единичное и особенное в развитии публичных библиотек) / С. Г. Матлина // Информ. бюллетень РБА. – 2004. – № 31. – С. 21–26.

42. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009. – 142 с.

43. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Либерея, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: