ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ПОЛЁТА И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПО ИХ ИСКЛЮЧЕНИЮ




 

Особая ситуация Опасный фактор Действия по исключению (локализации) опасного фактора Действия для выхода из особой ситуации
З а п у с к
Вывод двигателя из строя, возникновение пожара Запуск с чехлом на ПЗУ Обязательный внешний осмотр вертолета перед посадкой в кабину. Запуск только после доклада бортового техника: "Чехлы сняты" Прекратить запуск. В случае возникновения пожара применить средства пожаротушения и покинуть вертолет
  Попадание в двигатель постороннего предмета Обязательный осмотр входных каналов двигателей и состояния покрытия аэродрома (площадки) вокруг вертолета Прекратить запуск.
Вывод из строя рулевого или несущего винтов Попадание в рулевой или несущий винт посторонних предметов Обязательный осмотр состояния покрытия аэродрома (площадки) вокруг вертолета Прекратить запуск.
В ы р у л и в а н и е
Столкновение с препятствием на рулении Отсутствие осмотрительности наличие факторов снижающих видимость на рулении Обязательный осмотр пространства перед началом движения вертолета Обязательный прогрев остекления кабины экипажа в зимнее время. Руление произвести по командам сопровождающего Включение фар и бортовых огней ночью При угрозе столкновения принять меры для остановки вертолета
Повреждение вертолета из-за столкновения с препятствием при сходе с РД Неисправность тормозной системы Контроль за исправностью тормозов перед выруливанием и на рулении В случае столкновения выключить двигатели, обесточить и покинуть вертолет  
Сход вертолета с РД, его повреждение Повышенная скорость руления Не координированные действия органами управления в процессе разворота (поворота), допущение юза шасси Не допускать руления на повышенных скоростях Летчик перед разворотом должен снизить скорость руления Не допускать юза шасси Немедленно остановить вертолет При возникновении юза дать педаль в его сторону При сходе с РД выкатываться по прямой
Повреждение двигателей, несущего или рулевого винтов Неудовлетворительное состояние покрытия аэродрома (площадки) Выбирать безопасную скорость руления в зависимости от состояния покрытия Не производить руление по данной РД
Попадание человека под вертолет Выпуск личного состава десанта из вертолета без выключения силовой установки Осмотр систем вертолета на пункте технического осмотра Движение продолжить только после доклада бортового техника о том что люди находятся вне зоны досягаемости винтов вертолета Движение продолжить после подачи сигнала техника о состоянии вооружения Принять меры для остановки вертолета
В з л е т
Невозможность отрыва вертолета или выполнение взлета с опасными последствиями Взлет с загрузкой вертолета несоответствующей фактическим условиям Не учет направления и силы ветра Расчет загрузки вертолета в соответствии с фактическими условиями. Расчет центровки вертолета На контрольном висении оценить запас мощности, управления и центровку вертолета Прекратить взлет При перегрузе разгрузить вертолет Выбрать оптимальный способ взлета
Столкновение вертолета с препятствием на ВПП Выезд транспортных средств на ВПП без разрешения Разрешение взлета при занятой ВПП Экипаж перед запросом разрешения на взлет должен убедиться, что ВПП свободна В зависимости от обстановки: взлет прекратить; при невозможности прекращения - продолжить взлет с отворотом для уклонения от препятствия (в пределах ВПП и боковых полос безопасности)
Уклонение вертолета на разбеге или сход с ВПП Установка носового колеса под углом к ВПП Разрыв пневматиков шасси Прорулить вдоль оси ВПП, плавно затормозить Прекратить взлет
Отказ указателя скорости Не сняты чехлы с ПВД - не произведен предполетный осмотр вертолета Невключение обогрева ПВД. Отказ ПВД. На техпосту: проверить снятие чехлов с ПВД; экипажу проконтролировать положение тумблера обогрева ПВД; через 5÷7 секунд после взлета проверить показания указателя скорости Проводить предполетный осмотр вертолета всем составом экипажа Перед взлетом зачитывать карту контрольных докладов Вертолет пилотировать по дублирующим приборам
Отказ управления вертолетом Отказ гидросистем и системы управления вертолетом Перед взлетом проверить: работоспособность органов управления вертолетом; давление в гидросистемах При неправильных показаниях давления в гидросистемах или сомнении в исправности управления – зарулить При недостаточности высоты попытаться посадить вертолет, если высота достаточна для покидания – покинуть вертолет
Потеря пространственной ориентировки при минимуме погоды Отсутствие натренированности в полетах в облаках. Большой перерыв в полетах в облаках Несвоевременный переход с визуального пилотирования на приборное Знать высоту нижней и верхней границы облаков Перед входом в облака проверить правильность показаний ПНП, перейти на пилотирование по приборам По дублирующим (резервным) приборам оценить правильность показаний пилотажно-навигационных приборов. Вывести вертолет из усложненного положения по методике «крен-тангаж-шарик-высота-скорость-курс»
Открытие дверей кабины, капотов, лючков на взлете, в полете Отсутствие контроля за закрытием замков дверей, капотов, лючков Полным составом экипажа провести предполетный осмотр вертолета Экипажу и бортовому технику вертолета проконтролировать закрытие дверей фонаря перед запуском двигателей Экипажу на техпосту проверить закрытие фонаря по лампам и замкам закрытия. При сомнении в закрытии зарулить на стоянку Прекратить взлет, полетное задание Доложить РП, выполнить посадку
З а х о д н а п о с а д к у
1.Преждевре-менное снижение и возможность столкновения с землей (препятствиями) Неправильное распределение внимания летчиком на приборы в процессе снижения Преждевременное гашение скорости Отсутствие контроля за высотой на глиссаде ГРП, экипажем Установка сигнализатора опасной высоты на заданное значение В контрольных точках (Н=250 ÷100 м) летчику убедиться в своем положении на глиссаде Проверить соответствие показаний барометрического и радиовысотомеров на высоте 100 м Вывести вертолет из режима снижения, определить положение вертолета относительно глиссады снижения, занять заданную высоту, войти в глиссаду ГРП вести непрерывный контроль за вертолетами на глиссаде снижения
2.Потеря скорости на снижении Неправильное распределение внимания летчиком на приборы в процессе снижения Резкая работа органами управления вертолета в процессе снижения. Отказ ПНК Отказ ПВД, в том числе из-за не включения обогрева Неучет маневренных характеристик вертолета На снижении режим полета выдерживать с контролем по дублирующим приборам Не допускать глубокого дросселирования двигателей Не допускать резкой работы органами управления Перед снижением и на снижении проверить соответствие скорости углу (тангажа) Вывести вертолет из снижения плавным увеличением режима работы двигателей с отдачей ручки управления от себя, при необходимости Проверить включение обогрева ПВД При отказе ПВД скорость выдерживать по ДИСС
3.Подход на повышенной скорости к месту зависания или посадки Неправильное распределение внимания летчиком Не правильный расчет места зависания или посадки Не учет ветра в месте зависания или посадки Строго придерживаться методики захода на посадку в конкретных условиях Выдерживание на глиссаде снижения соотношений «высота-скорость» Контроль скорости по воздушному указателю скорости и ДИСС Не допускать резкого гашения скорости. Плавно увеличить шаг несущего винта, отдать ручку управления от себя, с набором скорости уйти на второй круг
4.Вход вертолета в самопроизвольное левое вращение в процессе захода на посадку и зависания Несоответствие загрузки вертолета конкретным условиям посадки Резкие и длинные движения органами управления вертолета Не учет направления ветра в месте зависания или посадки Расчет загрузки вертолета в соответствии с фактическими условиями посадки Не допускать подхода к месту зависания на повышенной скорости Убедиться в правильности расчета направления ветра в месте зависания или посадки Если позволяет высота и скорость – плавно отдать ручку управления от себя – вывести вертолет из левого вращения разгоном скорости Если высоты и скорости не хватает – уменьшить шаг винта, посадить вертолет на три стойки, в момент касания выключить двигатели, удержать вертолет от опрокидывания В процессе захода на посадку контроль расхода правой педали Правильный расчет ветра в месте зависания или посадки
5.Невозмож-ность захода на посадку при установленном минимуме Отказ АРК, ПНП при заходе на посадку при УМП Достигнутый минимум летчика не соответствует минимуму погоды на аэродроме Перед взлетом проверить показания ПНП Проверить работоспо-собность АРК и настрой-ку частоты канала своего аэродрома Группе руководства полетами вести постоянный анализ метеорологических условий в районе полетов Не выпускать в полет экипаж не подготовленный в данных условиях полета При малейшем сомнении в работоспособности АРК, ПНП полет не выполнять Выполнить заход по командам пеленгатора Снижение по глиссаде по командам РЗП, при МУ, соответствующих заходу с ОСП (РСП) Уйти на аэродром с более лучшими погодными условиями
6.Посадка с повышенной вертикальной скоростью, повреждение стоек шасси Некоординированные действия органами управления летчиком Не правильное распределение внимания Не достаточный запас мощности двигателей, потеря оборотов несущего винта Не допускать резких, не координированных движений органами управления в процессе посадки Строго придерживаться методики выполнения посадки Выполнить предварительный расчет загрузки вертолета для конкретных условий посадки Для исключения поломки стоек посадку произвести без бокового смещения, по возможности с поступательной скоростью
7.Сход вертолета с ВПП при посадке по - самолетному Посадка на повышенной скорости Некоординированные движения органами управлениями в процессе посадки и пробега Приземление со скольжением, с креном, без выравнивания Посадка под углом к ВПП Не выдерживание направления на пробеге Выдерживать скоростные параметры на посадке согласно РЛЭ вертолета Не допускать не координированных действий органами управления в процессе посадки и пробега, посадки со скольжением и без выравнивания, а также посадки под углом к ВПП Уменьшить скорость до значения, обеспечивающего безопасный пробег вертолета Заход на посадку выполнять строго в створе ВПП Перед касанием стоек убрать скольжение, крен, выровнять вертолет по линии ВПП
8.Разрушение пневматиков на ВПП Сход вертолета с ВПП Неграмотная эксплуатация тормозной системы – неравномерный износ тормозных дисков Неграмотная эксплуатация пневматиков – разница в давлении в пневматиках, повышенный износ Отсутствие давления в тормозной системе Отказ тормозной системы Не допускать к эксплуатации вертолет с неисправной тормозной системой Допускать к использованию пневматики только в рамках ТУ эксплуатации Перед посадкой по самолетному убедится в работоспособности тормозной системы При повышенном износе пневматиков шасси посадки по – самолетному не выполнять При обнаружении неработоспособности тормозной системы посадку произвести по – вертолетному При разрушении пневматика в процессе пробега энергичными действиями органами управления удержать вертолет на ВПП, применить торможение При сходе с ВПП - применить торможение, действиями органами управления исключить опрокидывание вертолета
9.Столкновение с препятствием в процессе захода на посадку на ВПП (площадку) Препятствия на глиссаде снижения Контроль за выдерживанием режима на снижении по высоте скорости и удалению Расчет прохода препятствий при заходе на площадку на высоте не ниже 15 метров над ними Расчет возможности вертолета выполнить посадку в данных условиях Выбор оптимального способа захода на посадку в данных условиях В случае преждевременного снижения плавно увеличить режим работы СУ, прекратить снижение, войти в глиссаду В случае преждевременного снижения из-за потери мощности, при наличии запаса высоты, плавно перевести вертолет в разгон скорости, маневрируя, уйти от столкновения с препятствием
П и л о т а ж
Самопроизвольное увеличение угла тангажа, подхват вертолета Превышение допустимого темпа увеличения тангажа при вводе в горку, или выводе из пикирования с увеличением общего шага винта. Резкие движения ручкой управления в продольном направлении на максимальных скоростях с чрезмерным увеличением общего шага винта. Наличие большой несоконусности несущего винта Не превышать темп увеличения тангажа более разрешенного РЛЭ, не допускать одновременного увеличения общего шага винта. Не допускать резких движений по тангажу при максимальных скоростях и полетных массах вертолета. Учитывать аэродинамические и конструктивные особенности вертолета. Задержать движение ручкой управления. Уменьшить общий шаг винта. Одновременным плавным отклонением ручки управления и педали в сторону разворота выполнить разворот или поворот на горке.
Самопроизвольное снижение и вращение, «штопор» вертолета Резкая работа органами управления на режимах малых скоростей с отклонением левой педали вперед до упора. Увеличение передней центровки вертолета. Не допускать резкой работы органами управления на режимах малых скоростей. Соблюдать ограничения, указанные в РЛЭ. Уменьшить общий шаг винта на 1÷2 град. Отклонением ручки управления от себя и вправо перевести вертолет на поступательный полет.
Столкновение с наземными препятствиями при выполнении нисходящих маневров Ввод в нисходящую фигуру с высоты менее допустимой (ошибка в считывании высоты), на скорости более положенной для безопасного вывода, вялый вывод из фигуры, несоответствие режима работы двигателей. Неучет высоты наземных препятствий. Вывод из нисходящих фигур выполнять не ниже установленных высот. Контроль за высотой при вводе в нисходящую фигуру с маневра. Выдерживать заданные перегрузки и скорости на выводе из фигур. Знать и учитывать высоту наземных препятствий в зоне выполнения пилотажа. При обнаружении особой ситуации - вывести вертолет из крена и снижения с максимально возможной перегрузкой.
Самопроизвольное кренение вертолета вправо на режимах максимальных скоростей, валежка вертолета. Резкие, «длинные» действия ручкой управления влево вблизи максимальной скорости полета. Не допускать энергичного маневрирования по крену на максимальных скоростях полета. Уменьшить общий шаг винта. Плавным движением ручкой управления на себя восстановить управляемость вертолета
Разрушение лопастей вертолета Превышение установленных ограничений по скорости, перегрузке. Неисправность вертолета. При маневрировании не превышать ограничения по скорости и перегрузке Прекратить выполнение задания, доложить РП. Выполнить посадку на площадку, выбранную с воздуха по возможности по-самолетному с малой нагрузкой на лопасти; при невозможности продолжения полета – покинуть вертолет.
Непреднамеренное превышение максимально допустимой скорости полета. Превышение установленных ограничений. Полет в условиях умеренной или сильной турбулентности. Постоянно осуществлять контроль над режимом полета. Не допускать вход в зоны сильной турбулентности. Уменьшить общий шаг винта, отклонением ручки управления на себя уменьшить скорость полёта. Выйти из зоны сильной турбулентности изменением курса или высоты.
Столкновение с землей, потеря пространственного положения Увлечение работой с оборудованием и потеря контроля за режимом полета   Контролировать через 3–4сек режим полета, особенно по крену и тангажу, установить сигнализатор опасной высоты РВ на значение безопасной высоты полета Восстановить пространственную ориентировку, оценить возможность дальнейшего пилотирования. При необходимости – покинуть вертолет.
П о л е т п о м а р ш р у т у
1.Потеря ориентировки. Нарушение правил использования воздушного пространства Нарушение правил подготовки экипажа, навигационного оборудования к полету. Отказ навигационного оборудования и неумение экипажа вести визуальную ориентировку Строгое соблюдение порядка, правил подготовки и контроля навигационного оборудования: перед выруливанием; на ВПП перед взлетом; после отхода с заданным курсом от аэродрома. Вести в полете в комплексе приборную и визуальную ориентировку Выходом на характерный площадной или линейный ориентир попытаться восстановить ориентировку. Если ориентировку восстановить не удалось включить сигнал бедствия, доложить по радио и набрать оптимальную высоту. Используя радиотехнические средства и по запросу пеленга развернуться в направлении своего или ближайшего аэродрома.
2.Полная выработка топлива Несоответствие заправки (количества топлива) протяженности и заданному профилю маршрута (режиму полета по маршруту). Ошибка ИТС при заправке самолета. Отказ, отсутствие контроля за работой топливной системы и порядка выработки топлива. Потеря ориентировки или невыдерживание расчетного режима полета по маршруту   Экипажу убедиться в соответствии количества топлива на борту показаниям на топливомере. Контроль за расходом топлива осуществлять по сигнальным лампам в сочетании с показаниями топливомера. Знать величины минутного и километрового расходов топлива в зависимости от режима полета и уметь считать в полете. См. п. "Потеря ориентировки" Задание прекратить, выполнить полет на аэродром посадки, руководствуясь показаниями топливомера. По кратчайшему пути и на наивыгоднейшем режиме выйти на аэродром посадки. См. п. "Потеря ориентировки"

Примечание: Кроме указанных, возможны и другие опасные факторы, присущие конкретному типу вертолета, особенностям базирования, виду, этапу полета и т.п.

Знание опасных факторов, которые могут возникнуть в полете, и мер для их предотвращения обязательно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: