Л.Н. Толстой роман «Война и мир»




Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» также показывает читателю бал. Например, эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».

Сначала читатель становится свидетелем приготовлений к балу в доме Ростовых. Интересно, что к этому событию, как к празднику, как к чему-то торжественному и очень важному, готовились все приглашенные, от мала до велика. Мы видим принаряженного, надушенного и напудренного графа Ростова, преобразившуюся графиню-мать. Даже у старой и некрасивой фрейлины Перонской «также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами…». Повсюду чувствуется активная энергетика, исходящая от Наташи, она принимает участие в подготовке каждого члена своей семьи. Если бы не героиня, все были бы, скорее всего, не так красивы и «напыщены». Но девушка не только внешне принаряжает близких. Своей суетой она создает особую атмосферу торжественности перед балом.

Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица Петербурга графиня Безухова», «танцор-адъютант, начавший бал», — все, «смешавшееся в одну блестящую процессию». Но это не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие — это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.

 

Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты». И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.

На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?» В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.

 

 

 

Заключение

Таким образом, функциональные особенности бала в художественных произведениях таковы:

1. С помощью бала можно наиболее эффективно и понятно описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам.

2. В сценах описания бала легче всего выразить авторскую позицию, личное мнение автора о той или иной ситуации.

3. Именно на балу можно плавно наметить новый поворот в сюжете, изменить замысел, включить решающие сцены и события.

4. Ключевым событиям, происходящим на балу, можно задать любую эмоциональную окраску, накалить атмосферу, обозначить кульминацию.

5. Бал в XIX веке был неотъемлемым светским развлечением дворян и исключить его из сюжета означало обесцветить его, лишить "скелет" произведения важных позвонков.

Итак, бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

 

 

Источники

https://ru.wikipedia.org

https://stgorod.com/publ/ehtiket_byt_nravy

https://www.dream-dance.ru

Литература

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

Толстой Л. «Война и мир»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: