ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ




ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

В РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

 

Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ

Для студентов 2 курса исторического факультета заочного отделения

 

Издательство «Самарский университет» 2004

 

 

Составители: доктор ист. наук, профессор Н.Н. Кабытова,

ст. преподаватель Н.А. Курсков

 

Отв. редактор: доктор ист. наук, профессор П.С. Кабытов

 

 

© Кабытова Н.Н., Курсков Н.А., составление, 2004.

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания, планы семинарских занятий и темы контрольных и курсовых работ предназначены для студентов 2 курса заочного отделения исторического факультета. Хронологически они охватывают историю России XIX – начала XX веков, тематически – проблемы взаимодействия власти и общества.

В зимнюю экзаменационную сессию (3 семестр) проводятся семинарские занятия по истории дореформенной России (1801 – 1861). К этому времени студенты должны выполнить письменные контрольные работы, темы которых, в основном, совпадают с проблематикой семинаров.

В летнюю экзаменационную сессию (4 семестр) проводятся семинарские занятия по истории России второй половины XIX – начала XX вв. (1861 – 1916). Их проблематика соответствует темам курсовых работ, которые должны быть представлены до начала сессии.

По согласованию с преподавателем на установочных занятиях каждый студент должен выбрать одну из тем контрольных и курсовых работ. Написание работы по одной теме несколькими студентами не рекомендуется.

К семинарским занятиям по указанным темам должны готовиться все студенты. Особенно внимательно следует изучить источники и историческую литературу. В списки источников и литературы включены лишь основные. Поэтому поиск опубликованных источников и литературы желательно вести и самостоятельно, используя библиографические указатели и обзоры.

Любое письменное сочинение по истории (контрольная, реферат, сообщение, курсовая и т.п.) должно состоять из обязательных структурных частей: титульного листа, «Содержания» или «Оглавления»; «Введения», в котором следует определить актуальность, цель и задачи работы, составить обзор исторической литературы и источников; «Глав и параграфов», в которых излагается содержание узловых вопросов; «Заключения», в котором на основе текста глав формулируются выводы; «Списка источников и литературы». Соответствующим образом должны быть оформлены ссылки на использованные источники и литературу (лучше постраничные, но можно и в конце глав). «Список источников и литературы» должен быть составлен отдельно.


ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

XIX век в истории России – период утверждения идеологии нового времени. Идеи и политика «просвещённого абсолютизма» переживали кризис. И власть, и общество вели активный поиск оптимальных путей общественного развития страны. Направления поиска отличались разнообразием.

В начале века усилия власти и реформаторски настроенной дворянской интеллектуальной элиты совпали по многим позициям. Были предприняты попытки заложить идейные и организационные основы российского реформаторского процесса и направить его по пути постепенной либерализации государственного строя и общественных отношений. Однако консервативно-охранительные силы, окружавшие трон, более сильные и опытные в «искусстве» политического лавирования, предотвратили реализацию намерений реформаторов, отстранив их от дел и влияния на царя.

Во время Отечественной войны 1812 года ярко проявились особенности русского национального самосознания. Угроза французского завоевания на время отодвинула социальные противоречия и идейные споры, общество и власть сплотились в патриотическом стремлении отстоять независимость Отечества.

Победа в войне была достигнута ценой огромных жертв, понесённых всеми слоями русского общества - от дворян до дворовых. Победа упрочила положение власти. Её носителям стало казаться, что необходимость реформирования общества перестала быть насущной. Однако это была иллюзия. Противоречия не только остались, более того, они стали восприниматься обществом острее. От сотрудничества с властью либеральные реформаторы были вынуждены уйти в оппозицию.

В условиях самодержавного режима оппозиция в стране была возможна лишь в форме «подпольных» кружков, масонских лож, тайных обществ. Но правительство и здесь продолжило преследование оппозиционеров. Масонские ложи, возродившиеся в начале XIX в., к 1822 году были запрещены. Такая же судьба постигла и светские сообщества второй половины десятых – первой половины двадцатых годов XIX в. В этих условиях тайные организации либеральных реформаторов неизбежно проникались революционным духом и радикальной тактикой. Сотрудничество с властью, наметившееся в начале века, стало невозможным. Противостояние, к сожалению, превратилось в историческую традицию и стало главной составляющей периодически повторяющихся «смут», сотрясающих Отечество.

Восстание декабристов всколыхнуло российское общество, заставило власть искать новые пути управления страной. Самодержавие осуществило ряд репрессивных мероприятий с целью «недопущения распространения революционной заразы». В стране была создана система политического сыска, принят запретительный Цензурный устав 1826 г. Школьный устав 1828 г. регламентировал социальный состав учащихся образовательных учреждений, вводил строгий надзор за содержанием учебных программ. Деятельность многочисленных секретных комитетов, разрабатывавших проекты реформирования экономики и финансов, сословных отношений, кодификация законов, попытки разрешения крестьянского вопроса, носили паллиативный характер. Эти мероприятия не могли сгладить остроту социальных противоречий.

В общественном движении 30-50-х г. XIX в. произошла дифференциация. Но не столько социальная, сколько идейная. Представители общества единодушно признавали, что «так жить нельзя». Однако единства в понимании путей и методов «обустройства» страны среди них не было. Распространение в России с начала XIX века европейской идеологии и философии, внедрение западнической системы светского образования открыли возможности для сравнительно-сопоставительного анализа цивилизационных систем России и Запада. Это оказало воздействие на выработку планов преобразований страны.

В российской общественной мысли в дореформенный период сформировались два основных течения, впоследствии получивших обобщённо-собирательные названия «западников» и «славянофилов». Западнические идеалы, воспринятые частью российских реформаторов, в последующем обусловили трансформацию некоторых буржуазных либерал-реформаторов в революционеров-социалистов. Теоретики «русского социализма» генетически связаны с «западничеством» либералов. «Славянофилы» остались дворянскими реформаторами. Они подготовили и осуществили отмену крепостного права. Вместе с тем, поиски корней исторического прогресса в отечественной истории выкристаллизовали из их среды не только реформаторов, но и консерваторов - охранителей устоев самодержавной, православной Руси.

Отметим, что идеологии, выпестованные теми и другими – от консервативно-охранительной до революционно-радикальной – были «страшно далеки от народа» и не соответствовали ни его социальным идеалам, ни политическим устремлениям. Крестьяне боролись за «землю и волю» сами по себе, «как умели и как могли» Идейные искания отечественной интеллигенции остались им чужды. Представители общественного движения в дореформенной России пытались решить задачу просвещения крестьянства. В этих попытках интересы власти и просвещённых представителей общества вновь пересеклись. Но эту задачу они решали несовместимо различными методами.

Тематика проблемного семинара сориентирована на изучение взаимоотношений власти и общества в ходе исторического развития дореформенной России. Она отражает наиболее существенные стадии этого процесса. Анализ действий власти и сути общественных идей в указанный период позволяет выявить истоки возникновения и особенности эволюции российского либерального реформизма. Однако главная линия противостояния и борьбы в российском обществе пролегала между консервативно-охранительной и революционной идеологиями. В основе столкновения общественных мнений был вопрос о крепостном праве.

Итоги идейных споров западников и славянофилов о путях исторического развития России подводятся в ходе дискуссии на семинарском занятии, завершающем изучение проблем истории России в период 1801 – 1861 годов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: