Куйбышевский механический завод (ОАО «Салют», Мехзавод) в годы Великой Отечественной войны




(на материалах музея Истории завода. Руководитель – Моисеенко П.Л.)

Данный материал использовался учителем Махновой Ириной Федоровной на внеурочных занятиях по Истории Самарского края:

· в 4 классе по теме: «Война народная, священная война;

· в 7 классе по теме: «Куйбышевцы в годы Великой Отечественной войны»;

· в 9 классе по теме: «Тыл в годы Великой Отечественной войны».

 

Завод в 1938 году строили для нужд Куйбышевского гидроузла.

Но началась война, и цеха предприятия быстро переориентировали на производство бронекорпусов для штурмовика Ил-2.

Открытое акционерное общество "Салют" в г. Самара начинает свою историю с 25 декабря 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление об образовании Куйбышевского механического завода (КМЗ), предназначенного для серийного производства бронекорпусов самолета ИЛ-2 и бронедеталей для защиты других типов самолетов.

Основой предприятия в соответствии с постановлением стали коллективы заводов № 125 им. Орджоникидзе г.Подольска, Ижорского и Таганрогского котельного и других, эвакуированные с необходимым оборудованием, оснасткой, инструментом и материалами.

Начальник эшелона Е. И. Полиховский одним из первых доставил рабочих и оборудование из Подольска в Куйбышев.


Роточно-конвейерная линия окраски и сушки бронефюзеляжа на Мехзаводе

Одновременная штамповка трех деталей за один ход пресса, комсомольская бригада Зины Ворожейкиной.

Почему же выпуск бронекорпусов был так важен? Без бронекорпуса Ил-2 не был бы так неуязвим и надежен, что подтверждали даже противники. Немецкие асы неоднократно констатировали, что огненные трассы отскакивали в виде дождя искр от хорошо бронированного ИЛ-2. Исключительную живучесть и надежность подтверждал и командующий авиакорпусом генерал Каманин, когда на одном из вернувшихся с боевого полета ИЛ-2 насчитал в фюзеляже и крыльях более 500 пробоин. Чудо-бронекорпус надежно прикрыл отважного летчика, который дотянул до своего аэродрома. Всего, за годы войны, Куйбышевский механический завод выпустил более 23000 бронекорпусов. Также завод №207 обеспечивал бронезащитой истребители Як-1, Як-3, Ла-5, ЛаГГ-3, бомбардировщики Ил-4, Ту-2, Пе-8 и другие самолеты.
В начале войны выпуск бронекорпусов ИЛ-2 пытались наладить в Ленинграде, Сталинграде, Нижнем Тагиле, но лишь на Куйбышевском механическом заводе удалось достичь массового выпуска и высокого качества этих изделий.

Самарцам своей бронезащитой обязаны истребители Як-1, Як-3, Ла-5, ЛаГГ-3, бомбардировщики Ил-4, Ту-2, Пе-8 и другие самолеты. За это награжден орденом Красной Звезды. Героизм тружеников тыла невозможно переоценить. Ведь многие заводчане добровольно жертвовали свои деньги на постройку самолетов. Благодаря этим средствам появились штурмовики Ил-2 для эскадрильи «Зоя Космодемьянская». Рабочие не раз за тяжелые годы войны перевыполняли производственный план по выпуску деталей.

За годы войны рабочие развивающегося предприятия сумели поставить на фронт более 23 тысяч бронекорпусов.

Немаловажным будет отметить, что многие заводчане добровольно жертвовали значительные личные средства на постройку самолетов. На собранные коллективом завода средства были построены штурмовики ИЛ-2 для эскадрильи "Зоя Космодемьянская".

Коллектив цеха №1, ноябрь 1943 года.

Рабочим Мехзавода предоставлялась отсрочка от призыва по мобилизации.

За успешное выполнение правительственных заданий завод был награжден орденом Красной Звезды, орденами и медалями награждены 105 тружеников завода.

Бригада заливщиков металла цеха №6, 1945 год.

 

За образцовое выполнение заданий правительства завод №207 был награжден орденом Красной звезды.

В послевоенное время завод выпускал средства аэродромного оборудования, детали и агрегаты сельхозмашин, оросительную технику. В конце 1950-х годов был освоен выпуск двигателей и газогенераторов твердого топлива для парашютно-десантных систем, градозащитных комплексов, силовых установок и механизмов управления агрегатами. После войны жизнь в поселке Мехзавод стала постепенно налаживаться. В 1949 году была построена семилетняя школа № 103.


Стали строится жилые дома в поселке Мехзавод, до этого рабочие жили в бараках, оставшихся от Безымянлага.

В 1960-е и 70-е годы завод выступал инициатором многих технических новшеств и часто занимал призовые места в соревнованиях среди предприятий Министерства авиационной промышленности. В 1993 году завод был преобразован в акционерное общество. За более чем 70-летнюю историю предприятия его специалистами разработано и освоено множество методик по механической обработке и сварке металлов, внедрены новые технологии сварки высокопрочных легированных сталей, производство стальных бесшовных цилиндров прогрессивным методом раскатки. Сегодня предприятие по-прежнему выпускает продукцию военного назначения и является одним из лидеров отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Маслозаправщик МЗ-150 на заправке самолета.

Маслозаправщик МЗ-150 на базе трёхосного ЗИС-151, он же водозаправщик. Предназначен для подогрева и доставки масла к самолетам. Выпускался с 1949 по 1952 гг, изготовлено 809 шт.

Бензозаправщик БЗ-200 на базе МАЗ-200, выпускался с 1948 по 1952 гг, изготовлено 770 шт.
Кабина управления бензозаправщика-полуприцепа БЗ-16
Бензозаправщик-полуприцеп БЗ-16 на базе автомобиля ЯАЗ-210Д, выпускался с 1948 по 1952 гг, изготовлено 374 шт.

Бензовоз АБЦ-3800 на базе автомобиля ЗИС-150, выпускался с 1948 по 1950 гг, изготовлено 1371 шт.
В 1950 году для Игуменского завода было изготовлено 180 сферических днищ газольдеров.

В 1953 году постановлением Совета министров СССР заводу было поручено освоить производство картофелеуборочных комбайнов.

Картофелеуборочный комбайн ККР-2 на выставке в Москве.

С 1953 по 1955 годы на заводе было выпущено 14269 картофелеуборочных комбайнов ККР-2

 

Главный конвейер сборки ККР-2, цех №7

Копнитель. С 1956 по 1957 года их было выпущено 20000 шт.

В 1958 году для элеваторов и зернохранилищ завод стал производить полосовые шнеки.

Подборщик ПГ-2, предназначен для подборке скошенных колосовых культур, выпускался заводом в 1955-1956 годах, изготовлено 15000 шт.

Шатуны для тракторов "Беларусь" начали выпускать с 1958 года.
Цех сборки шатунов.

С начала 1960-х годов на заводе освоили выпуск платформ для десантирования военной техники. На фото- командно-штабная машина на базе АСУ-57, загруженная на платформу ПП-127-3500

Платформа (контейнер) П-127, загруженная самоходной установкой АСУ-57, после приземления на парашютной системе ПГ-6228-59

В 1990-е годы предприятие оказалось в сложных экономических условиях. Произошло резкое снижение госзаказа на оборонную технику. Однако, предприятие нашло пути выхода из критической ситуации. На заводе стали выпускать газобалонное оборудование для легковых автомобилей и другую гражданскую продукцию.


Примеры разной продукции завода.
Центробежный насос.

Термосы и зеркала

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: