Вопросы к государственному экзамену по специально
Сти «Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания»
Блок 1
Экономика
1. Трудовые ресурсы предприятия: понятие, классификация, показатели состояния, движения и использования.
2. Оборотные средства предприятия и показатели их использования.
3. Основные фонды предприятия и показатели их оценки и использования.
4. Затраты предприятия и их классификация.
5. Механизм формирования и использования прибыли.
6. Сущность экономической эффективности. Критерии и система показателей эффективности.
7. Инвестиции и капиталовложения, оценка эффективности их использования.
8. Виды и функции прибыли предприятия. Система показателей рентабельности.
9. Понятие и структура цены. Виды цен. Ценовая политика предприятия.
10. Особенности издержек в сфере обращения.
11. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Виды себестоимости.
12. Оборачиваемость капитала, оборачиваемость активов, оборачиваемость товарных запасов.
13. Взаимосвязь состава оборотных средств с показателями ликвидности и платежеспособности.
14. Состав экономических ресурсов предприятия. Имущество предприятия, источники его формирования.
15. Внешняя среда в предпринимательстве, ее характеристика. Макро- и микросреда.
16. Экономические и организационно-правовые формы предпринимательства.
17. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы регулирования.
18. Классификация факторов и резервы повышения эффективности производства.
19. Методика факторного анализа, методы цепных и абсолютных подстановок.
20. Экономическая информация, используемая для анализа, источники экономической информации.
|
21. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия.
22. Анализ структуры актива и пассива баланса.
23. Диагностика показателей финансовой устойчивости. Типы финансовой устойчивости.
24. Диагностика платежеспособности и ликвидности.
25. Анализ структуры и динамики балансовой прибыли и прибыли от реализации продукции, работ, услуг.
26. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
27. Анализ безубыточности и его применение на практике.
28. Анализ использования производственной мощности предприятия.
29. Предложение на товары и услуги. Формы представления предложения, функция предложения. Кривая предложения.
30. Спрос и факторы, его формирующие. Формы представления спроса, функция спроса. Закон спроса, отклонения от закона.
Блок 2
Менеджмент
1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Сущность и особенности управления и менеджмента.
2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Сущность и взаимосвязь объекта и субъекта менеджмента. Основные уровни менеджеров.
3. Понятие, виды, характеристики и классификация целей и задач в менеджменте.
4. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
Развитие управленческих идей в России. Характеристика отечественных школ управления.
6. Понятие, виды и характеристики организаций.
7. Интеграционные процессы в менеджменте. Разделение и взаимозависимость работ в организации.
8. Характеристика внешней и внутренней среды организации.
|
9. Понятие и виды систем менеджмента.
10. Понятие и типы организационных структур управления предприятием.
11. Организационные процессы: процессы функционирования и процессы развития.
12. Понятие и классификация методов управления.
13. Значение типологии менеджмента. Варианты типологического анализа менеджмента. Типы менеджмента.
14. Результативность и эффективность менеджмента.
15. Формирование человеческого капитала. Понятие и типы человеческого капитала. Особенность национального человеческого капитала.
16. Понятие, цель и базовые точки мотивации. Э тапы процесса мотивации.
17. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по Маслоу; теория потребностей МакКлелланда; двухфакторная теория Герцберга.
18. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий; теория справедливости; модель Портера-Лоулера.
19. Коммуникационный процесс: понятие и его роль в организации. Виды коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Преграды на пути коммуникаций.
20. Понятие и виды контроля. Типы систем контроля.
21. Содержание и особенности SWOT-анализа предприятия.
22. Понятие полномочий и ответственности. Виды ответственности и управленческих полномочий. Принципы определения полномочий.
23. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация власти: преимущества и недостатки.
24. Понятие группы и групповая динамика. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Виды и характеристики формальных и неформальных групп. Функции неформального лидера.
25. Понятие конфликта, его роль, виды и причины в организации. Этапы и последствия конфликтов.
26. Управление конфликтной ситуацией: структурные и межличностные способы.
27. Понятие и виды информации. Основные способы выработки информации. Источники информации, предмет и цель информационного менеджмента.
28. Методы и уровни обеспечения информационного менеджмента. Основные пользователи коммуникационных технологий. Коммуникационные технологии, используемые в информационном менеджменте.
29. Инновационный потенциал менеджмента. Определение понятий «нововведение», «новшество», «инновация». Классификация инноваций.
30. Основные компоненты инновационной деятельности. Алгоритм инновационной деятельности.
Блок 3