Минуту назад меня потерял школьник. Он торопился в школу, а я выпал из его портфеля и теперь лежу на полу.
Может быть, кто-нибудь поднимет меня и скажет: это всего лишь простой карандаш. Но если бы вы знали, сколько я уже написал букв, писем, сказок! Когда я пишу о печальном, мне кажется. Что каждая написанная мною чёрточка плачет.
Однажды был карандаш, который написал самую грустную повесть в мире. Это было в Ленинграде, во время войны и блокады. Тогда люди умирали от голода. Каждый день девочка Таня записывала карандашом на листках своего календарика: сегодня умерла сестра Лена. Сегодня умерла сестра Женя. Сегодня умер дядя Вася. Сегодня умер дедушка Лёша. Сегодня умерла мама… А через три дня кто-то написал: сегодня умерла Таня.
Календарик этот хранится в Ленинграде, в музее. (Карел Капоун Перевод с чешского)
Задайте ребёнку вопросы, что он понял из этого рассказа? Уловил ли суть. Если нет, то объясните ему главную мысль рассказа.
Шаг 3. Теперь ребёнку стоит познакомиться с тем самым дневником из рассказа. С дневник ом Тани Савичевой.
Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.
Более подробную информацию можно посмотреть по этим ссылкам:
https://www.maam.ru/detskijsad/detjam-o-tane-savichevoi-leningradskoi-devochke-avtora-blokadnogo-dnevnika.html (Детям о Тане Савичевой, ленинградской девочке, автора блокадного дневника)
https://kulturologia.ru/blogs/090517/34476/ (Блокадный дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне)
Задайте ребенку вопросы:
|
1. Что больше всего тебя поразило?
2. Что такое личный дневник?
3. Почему Таня вела дневник?
4. Почему в дневнике так мало слов?
Ребёнок должен попытаться сделать вывод, что дневник-это личные мысли, это строки, которые дорогу сердцу. У Тани хватило сил, только на 2 таких ранящих и важных слова, в этом заключалась её жизнь.
Шаг 4. Яд Вашем
К «Предметному миру истории» можно отнести те проекты, в центре которых оказывается исторический предмет, так или иначе связанный с блокадой и обороной Ленинграда. Они представляют особенный интерес для детей дошкольного и младшего школьного возраста, до 10 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра – предметная, ролевая, и именно игровые приемы (театральные, дидактические игры) позволяют детям легче «входят» в круг трудных военных тем.
Познание истории через игру, через прикосновение, через взаимодействие с предметом запускает процесс обдумывания, осмысления может даже на подсознательном уровне пока, а что будет дальше - покажет время.
Израильский центр изучения Катастрофы, Яд Вашем, разработал образовательный проект, посвященный игрушкам военного времени, еще один вариант работы с историческими вещами предлагает. Главная вещи проекта - книга Ирит Абрамски «Три куклы», в которой рассказывается история трёх кукол, вместе со своими хозяйками пережившими годы Катастрофы в разных городах Европы. Три куклы – три девочки – три судьбы. Каждая кукла – не просто игрушка, это то, что помогает девочкам выстоять, перенести все невзгоды. Все истории подлинны. В книге есть фотографии девочек, их рассказы, а самих кукол можно увидеть в мемориальном центре «Яд Ва Шем» в Иерусалиме. Специалисты, разработавшие этот проект, предлагают учителям, воспитателям всего мира в нём участвовать. И российские учителя тоже работают с ним: дети читают книгу, делают копии кукол, рассматривают фотографии девочек, а затем пишут письма куклам. Израильский опыт могли бы позаимствовать и петербургские музеи, ведь недавно была переиздана книга «Кукла» Геннадия Черкашина, посвященная истории блокадной куклы.
|
Вот ссылка на книгу «Кукла» Геннадия Черкашина, посвященная истории блокадной куклы:
https://media.rusbatya.ru/gennadij-cherkashin-kukla/
Задайте ребёнку вопросы:
1. Почему именно кукла выступает главным героем книги о войне?
2. Какие чувства переполняли девочку и маму?
3. Почему автор оставляет финал открытым?
4. Попробуй создать свою концовку
А это ссылка на проект израильского центра изучения Катастрофы, Яд Вашем:
https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/lesson-plans/three-dolls.html
Шаг 5. Понятия блокады
Читая информацию о блокаде Ленинграда, часто сталкиваемся с различными понятиями: метроном, буржуйка, паёк и так далее. Ниже приведена ссылка, объясняющая эти понятия:
https://www.spb.kp.ru/daily/26934.7/3984064/
Шаг 6. Культурная жизнь в блокадном Ленинграде
Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Город жил музыкальной и театральной жизнью. Назло врагу в осажденном городе звучали знаменитая Ленинградская симфония Шостаковича и стихи Ольги Берггольц. А в Театре музыкальной комедии давали "Летучую мышь".
|
Люди искусства не опустили руки, а продолжали делать свое дело, вдохновляя и поддерживая жителей и защитников Ленинграда. Как вспоминают сегодня оставшиеся в живых блокадники, в осажденном городе наблюдался небывалый, просто невероятный всплеск патриотизма. И возможно, поэтому оставшиеся в Ленинграде артисты и музыканты, литераторы и художники с первых же дней осады все свои силы бросили на то, чтобы своим талантом и трудом внести лепту в его оборону.
Ссылка на подробное описание культурной жизни блокадного Ленинграда:
https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/Культурная_жизнь_блокадного_Ленинграда
Ссылка на 7 симфонию Д. Шостаковича (видео):
https://www.youtube.com/watch?v=mIOZGXVMR8U
Вопросы для ребенка:
1. Кто написал симфонию?
2. О чём нам рассказывает эта симфония?
3. Какие эмоции у тебя вызывает эта музыка?
Песни военных лет - это тема отдельная. Песни поднимали боевой дух солдат, связывали ниточкой две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И даже спустя столько лет любой ребёнок знает песню «Катюша» или «Смуглянка».
Ссылки на песни военных лет:
https://pravoslavie.ru/53349.html (содержит аудио файл, в котором диктор объявляет о прорыве блокады)
https://ruq.hotmo.org/collection/327
Шаг 7. «Дорога жизни»
После того, как Ленинград немцы взяли в кольцо, появилась необходимость проложить новую дорогу к городу. Единственной возможностью было использовать для этих целей озеро Ладогу. После наступления холодов, прямо по льду, была проложена сложная транспортная магистраль, конфигурация которой менялась в зависимости от условий. Люди прозвали её Дорогой жизни.
Ссылка на описание «Дороги жизни»:
https://oko7.ru/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada
Ссылка на интересные факты о дороге и двухсерийный фильм:
https://pomnisvoih.ru/kak-eto-bylo/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada.html
Ссылка официальный сайт на музея «Дорога жизни»:
https://doroga-zhizni.ru/#
Пройдите с ребёнком викторину, ответив на вопросы про «Дорогу жизни»:
https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-doroga-zhizni
Шаг 8. Строим грузовик из конструктора LEGO
С помощью этого занятия, Вы сможете вызвать эмоциональный отклик у ребенка на ранее изученный материал, а еще продолжить формировать представление о разных видах транспорта, развить творческие способности, умения создавать объект в соответствии со схемой.
Ссылка на схему сборки грузовика: https://lego.brickinstructions.com/en/lego_instructions/set/331/Dump_truck
Шаг 9. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»
Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» был открыт 7 мая 1985 года и посвящён прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года во время операции «Искра». Входит в состав музейно-мемориального комплекса «Прорыв», основанного в 1990 году на базе данного музея-диорамы. Размещён в гранитном помещении, сооружённом в виде дота времён Великой Отечественной войны и вмонтированном в архитектурную конструкцию левобережного пандуса Ладожского моста близ деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области, на месте, где происходили ожесточённые бои.
Ссылка на видео о музее:
https://vk.com/proryv_blokady_leningrada?z=video-47640456_456239055%2F748a5a040d6cd9138b%2Fpl_wall_-47640456
Шаг 10. Оригами «Самолёт»
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуя мелкую моторику рук, способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Ссылка на видео урок по складыванию самолётика:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=WEd63wHktQw&feature=emb_logo
Шаг 11. Рисование «Блокадный Ленинград»
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Оно развивает воображение, мелкую моторику, успокаивает и помогает познавать мир. Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир ребёнка.
После такого тяжёлого, ёмкого материала дайте возможность ребёнку выплеснуть свои эмоции на бумаге. Обсудите с ним всю изученную тему и помогите придумать свой сюжет, который наиболее трогает его. Можно нарисовать разрушенный город, находящийся под обстрелом. Можно изобразить улицы с жителями, пытающимися жить в это непростое время. Можно нарисовать детей, кутающихся в пальто и платки, людей, жаждущих получить помощь и освобождение.
После с ребенком стоит посмотреть рисунки, которые рисовали дети, находящиеся в осаждённом городе. Как они видели жизнь в это страшное время. Можно сравнить рисунок вашего ребёнка с рисунками тех детей. Или просто обсудить рисунки блокадных детей: какой сюжет, какие цвета, какого размера нарисованные объекты, эмоциональный отклик вашего ребенка на рисунки.
Ссылка на рисунки блокадных детей:
https://arzamas.academy/mag/587-kidspaintings
Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Необходимо продолжать изучать эту тему, проводить систематизацию уже имеющейся информации, чтобы дать возможность будущим поколениям изучить эту страницу истории нашей Родины.
Ссылка на подбор интернет - ресурсов о блокадном Ленинграде:
https://spbgik.ru/upload/file/news/2019/jan/blokada_leningrada_internet_resourses_2019_v2.pdf
Уважаемые родители, наш образовательный маршрут окончен. Но это не значит, что Вы должны оборвать на этом знания о блокадном Ленинграде. Во время путешествия по сети Интернет, Вам наверняка встречалась и другая информация, которая заинтересовала. Найдите время удовлетворить Ваше любопытство и интерес, это даст возможность узнать много нового. Как сказал Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Желаю удачи Вам и вашим детям!